Из маркетологов – в сомелье оливкового масла: личный опыт

Что заставило Ольгу Беклемишеву начать собственный бизнес в принципиально иной сфере?

Что вы чувствуете сейчас? Аромат сушеных трав или цветов? А сейчас – возможно, ягодные ноты или запах яблони?» Разговор идет не о вине, как можно было бы предположить, а об оливковом масле. Передо мной синие дегустационные чашки с волшебным – иначе и не скажешь – содержимым. По крайней мере, я впервые внимательно «прислушиваюсь» к нему и открываю для себя, что за названием extra virgin скрывается целый мир запахов, вкусов, настроений, историй, традиций.

Мой проводник в этот мир – Ольга Беклемишева, сомелье оливкового масла, сооснователь проекта Olive Makers. Сегодня это единственное российское агентство, которое оказывает профессиональные маркетинговые и коммуникационные услуги в области, связанной с производством, дистрибуцией и потреблением оливкового масла.

В ближайшей перспективе развитие еще двух сопутствующих направлений – обучение, то есть мастер-классы, семинары, дегустации не только для профессионалов, но и для любителей, и... оливковый туризм. А это значит, что у нас с вами появится еще одна прекрасная возможность путешествовать по знаковым оливковым хозяйствам Испании, Италии и Греции, встречаться с людьми, которые производят оливковое масло, наслаждаться дивной средиземноморской природой и ее щедрыми дарами. Планов у Ольги – громадье!

Но вначале были 15 лет, проведенных в крупной западной корпорации. «У меня были большие интересные возможности, – рассказывает Ольга. – Корпорация имела офисы во множестве стран мира, и все они были открыты к взаимодействию. Я могла путешествовать, знакомиться с другими странами – все это давало колоссальные возможности для развития в профессиональной сфере».

Однако наступил момент, когда наша героиня решила покинуть компанию. По словам Ольги, захотелось попробовать что-то новое. «Конкретной идеи еще не было. Нужно было отключиться от всех мыслей, каких-то привычек, паттернов поведения. Устроить «перезагрузку» головы».

Мысль об оливковом масле возникла неожиданно. Итальянские партнеры прислали в подарок на Рождество бутылочку extra virgin из своего хозяйства в Лигурии. Масло было фантастически ароматным и вкусным – Ольга впервые всерьез обратила внимание на этот продукт. «В тот момент я вдруг задумалась о том, что практически ничего не знаю об оливковом масле. Появилась куча вопросов. Почему столько пишут о пользе оливкового масла? Правильно ли я его использую? Что с чем сочетается? Как выбрать?»

Однако выяснилось, что на русском языке качественной информации об этом очень мало, пришлось привлекать англоязычные источники. Ольга заказала гору книг и с увлечением погрузилась в тему.

Попутно ей попалось исследование Predimed – первое масштабное медицинское исследование, которое доказало, что оливковое масло в составе средиземноморской диеты снижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний.

Наша героиня была потрясена своими открытиями и полна желания поделиться ими, тем более что простой опрос ближайших друзей и знакомых подтвердил: да, конечно, все знают, что оливковое масло полезно, но, собственно, этим все знания и ограничиваются.

Так Ольга нашла предмет своего будущего бизнеса.

Теперь предстояло получить профессиональное образование в этой области – и она отправилась путешествовать по югу Европы. «Я смотрела фермы, небольшие заводы, маленькие деревушки, знакомилась с удивительными людьми, влюбленными в свое дело. Мне было невероятно интересно увидеть собственными глазами, как отжимают оливковое масло, попробовать масла разных регионов с блюдами местной кухни».

А затем последовал еще один важный этап – обучение в Школе оливкового масла в Валенсии (Evcata), где преподают исключительно производители-практики.

Курс проходил с октября по декабрь – как раз в период сбора урожая оливок и отжима масла, и у Ольги была возможность не только изучить «матчасть», но и самой поучаствовать в создании продукта.

Она перепробовала множество вариантов оливкового масла и узнала, что его вкус определяется сортом оливок и степенью их зрелости в момент сбора урожая. Что в мире существует около тысячи сортов оливок, каждый из которых обладает уникальными характеристиками, а сорт определяют по форме косточки (кстати, прожилки каждой косточки уникальны, как и отпечатки пальцев человека). Что вкус и характер масла зависит от множества факторов и может меняться из года в год.

«Правильно подобранное масло может создать настроение и преобразить любое блюдо, – считает Ольга. – Для меня нет ничего вкуснее свежеиспеченного хлеба, политого оливковым маслом. Пахнет артишоками, свежим яблоком, миндалем, пряными травами – это так вкусно!»

Читайте также