«Vacheron Constantin должен идти вперед»

Интервью с артистическим директором швейцарского часового бренда

Карьерный путь Кристиана Сельмони можно назвать неординарным. В Vacheron Constantin он попал в 1990 году – сначала на административную должность коммерческого директора, через два года стал заведующим отделом закупок, в 1996-м был назначен директором по производству и закупкам и обеспечивал мануфактуру необходимыми ресурсами для всех аспектов производства.

А в 2001 году руководство поставило перед Сельмони задачу объединить все стадии создания часов, от концепции до финального прототипа и запуска в производство, в один отдел. Так Сельмони возглавил Product department, который отвечал и за разработку часов, и за их дизайн, и проявил себя здесь столь талантливо, что в 2010 году был приглашен на должность артистического директора и с тех пор отвечает за облик всех часов Vacheron Constantin.

В вашей официальной биографии говорится, что вы родились в семье часовщиков. Почему же сами не стали часовщиком, а пришли к часовому дизайну?

Кристиан Сельмони Да, я действительно родился в семье потомственных часовщиков из Валле-де-Жу, одной из колыбелей часового искусства, но сам им не стал по двум причинам. Первая – я окончил колледж в самый разгар кварцевого кризиса, и самой бесперспективной профессией тогда была именно часовая, все вокруг меня были совершенно уверены, что часовое искусство вот-вот исчезнет бесповоротно. И вторая причина – просто дайте мне в руки отвертку, и вы поймете, почему я не часовщик. Увы, я не способен даже вкрутить винт. Мне просто от природы не дано умело работать руками, так что о карьере часовщика даже можно было не думать.

Мои родители хотели видеть меня менеджером, и я отправился в Индустриальный колледж в Ле-Сентье, затем в Лозаннский университет, который окончил с дипломом по коммерции, а еще получил государственный Swiss Diploma in Commerce. И вот с этим багажом долго занимался в Vacheron Constantin самыми разнообразными закупками.

Но присоединился я к бренду в удачный момент: 1990-е были началом возрождения механического часового искусства, и мне повезло стать частью этого процесса. Уже с середины 90-х я трудился в отделе разработок продукта и к 2001 году создал собственный Product department, в котором мы занимались еще и творческой составляющей. Постепенно я превратился в специалиста по дизайну разных образов Vacheron Constantin, и в 2010 году был назначен артистическим директором и работаю в этой должности последние восемь лет. Я знаю весь процесс создания часов, от эскиза до финального продукта и могу решить административные проблемы на этом пути, но теперь все же занимаюсь творческой стороной вопроса.

Как артистический директор вы стоите во главе отдела. Как организована его деятельность, каким образом вы ее направляете?

К.С. В моем подчинении находятся две команды дизайнеров: одна работает над образом регулярных коллекций, другая занимается уникальными часами Atelier Cabinotiers. Я также частично отвечаю за часы из коллекции Metiers d’Art, над которыми работает наш третий департамент – с ним я обсуждаю дизайн коллекции и даю какие-то идеи.

И, конечно, дизайн часов – коллективный труд. Сам я придумываю интересные идеи, затем беру ту, что мне кажется наиболее перспективной, создаю вокруг нее концепцию и затем с этой концепцией иду к команде, объясняю ей, что задумал, слушаю их мнение и даю им генерировать свои идеи вокруг этой. Я люблю работать в команде, и мне кажется, я способен сплотить людей и направить их энергию в нужное русло, что в общем и есть менеджмент, пусть и творческий. Я креативный менеджер!

Затем мы представляем идеи, уже оформленные в конкретный продукт, специальному комитету мануфактуры, который решает, запускаем часы в производство или нет.

Как вы следите за соблюдением эстетики и визуальных кодов компании?

К.С. В числе прочего моя работа заключается еще и в том, чтобы стоять на страже чистоты дизайна Vacheron Constantin. В общем-то это не так сложно в компании, история которой насчитывает 260 лет. С другой стороны, я в этой компании тружусь уже 26 лет и порой могу ошибаться. Такой долгий срок неизбежно влияет на видение, и порой от него сложно отрешиться, посмотреть на какие-то вещи иначе, со стороны. Ведь иногда нужно выходить за собственные рамки и менять картину окружающего мира, иначе ты рискуешь слишком часто начать говорить «нет», «я отвергаю это», «это не для нас», и в этом кроется опасность стагнации.

Баланс классической элегантности, мягкости дизайна и весомой технической составляющей – это типичный Vacheron Constantin. Но все вокруг эволюционирует, и часовой мир в том числе, представления о дизайне в целом меняются, и мы должны идти вперед, не изменяя самим себе, должны награждать наши собственные эстетические коды современным видением, а вот это непростая задача.

В регулярных коллекциях Patrimony, Traditionnelle и Overseas коды дизайна очень конкретны, они в мелочах, которые мы все отлично знаем. А вот с коллекцией Metiers d’Arts все иначе. Приведу такое сравнение: у вас в ухоженном саду всегда может быть этакий запущенный уголок, где вы даете свободно расти и цвести всему что попало, – примерно так существует Metiers d’Arts, в ней могут появиться какие угодно идеи, в ней царит большая творческая свобода.

В коллекции Metiers d’Art в этом году вы представили сразу пять часов Les Aerostiers – Paris 1783 – была ли их реализация сложнее по сравнению с предыдущими моделями и годами в плане сложных декоративных техник, ведь калибр в них тот же, что и прежде?

К.С. Верно, калибр 2460 G4/2 мы создали еще в 2005 году для самой первой модели Metiers d’Art и с тех пор используем только его. В нем нет привычных стрелок, механизм управляется четырьмя дисками, показатели которых видны в четырех окошках – индикация часов, отдельно минут, указатель даты и индикация дня недели в окошке. Именно этот калибр предоставляет нам бесконечные возможности создания интересных, полных сюрпризов часов.

Департамент Metiers d’Art старается объединить в часах максимальное количество существующих под нашей крышей ремесел, чтобы подтвердить высокий статус «мастеров искусств» нашей мануфактуры. И сложная задача этого отдела «оживить» гравировку, гильоше, эмальерное и ювелирное искусство в часах из этой коллекции.

В одном парижском музее мы наткнулись на репродукции старинных воздушных шаров, отобрали из них самые фантастически декорированные периода с 1783 по 1785 год и сразу поняли: исполнить их нужно будет в технике гравировки. А затем задумались, как нам отобразить небо, облака и птиц на нем, и решили, что в этом поможет витражная эмаль plique-a-jour. Этот вид эмали мы используем в нашей современной истории впервые, сами его исполнять не умеем, поэтому пригласили к сотрудничеству эмальера из маленькой независимой женевской компании. И ему удалось реализовать нашу идею – чтобы через эмаль можно было видеть движение механизма, словно «плывущего» неба.

И, как мне кажется, результат вышел превосходный: трехмерные шары «парят» на циферблатах. Вы заметили, что на роторе воспроизведен вид воздушного шара с земли? Мы всегда стараемся добавить максимально интересные детали в эту коллекцию.

Новую коллекцию Fifty Six, которую вы представили на выставке SIHH 2018, вы назвали часами «в космополитичном стиле, объединившем современность и историю», а по сути обратились с этими недорогими часами к иному покупателю, к среднестатистическому сегменту. Почему?

К.С. Верно, это новый для нас сегмент. Мы всегда работали над разными категориями, возьмите те же наши часы в спортивном духе Overseas или, напротив, элегантные модели Patrimony.

И подумали, что нам нужна еще одна категория часов, которую я бы назвал «ежедневная элегантность». В ней мы хотели бы привлечь новую клиентуру, может быть, ту, что раньше не сильно интересовалась Vacheron Constantin. Но с появлением этой коллекции и использования в ней стали, а не золота мы можем достичь иной, потенциально нам интересной аудитории.

Мне кажется, мы создали классный, очень современный дизайн, но при этом уходящий корнями в историю Vacheron Constantin, поскольку Fifty Six изготовлены по образу и подобию нашей архивной модели 1950-х годов. И, с моей дизайнерской точки зрения, самая сложная задача – создать такие простые часы, которые бы производили впечатление на многих и стали бестселлером.

Читайте также