Дом Chanel решил довериться публике

Интервью с Бруно Павловски, президентом Chanel Fashion

В нынешнем году, в последний день весны, французский модный Дом Chanel привез в Москву коллекцию Metiers d’Art Paris – Hamburg и провел показ на ВДНХ, пригласив на него 1000 гостей.

Представить шоу в России приехал Бруно Павловски, президент направления Chanel Fashion. Коллекцию, вдохновленную униформой моряков и суровой атмосферой Гамбургского порта, показывали на подиуме, который был стилизован под капитанскую рубку, затерянную среди бурных волн.

Показ стал третьим в московской истории Chanel. Первое посещение российской столицы французским Домом состоялось в 1967 году, когда во дворце спорта «Лужники» представили коллекцию Haute Couture. А второй показ Chanel (коллекция Paris — Moscou) прошел в 2009 году в Малом театре. Иными словами, Chanel нечасто радует Россию масштабными мероприятиями. Почему именно сейчас Дом решил посетить российскую столицу, чем сегодня он живет, мы выяснили у Бруно Павловски.

В прошлый раз показ Chanel проходил в российской столице почти 10 лет назад. Почему именно сегодня вы решили показать коллекцию в Москве?

Бруно Павловски А как вообще приходит решение? Да просто, возникает идея, мы спрашиваем себя, а почему бы и нет, и делаем! На сей раз коллекция связана с городом Гамбургом (родным городом Карла Лагерфельда), а не, как в прошлый раз, с Москвой, но, мне кажется, Гамбург очень идет Москве: оба города – северные, с суровым, но прекрасным духом. Кроме того, Россия никогда не переставала быть важной для Chanel, еще со времен Габриэль: парфюмер Эрнест Бо, автор Chanel № 5, имел русские корни, среди друзей Шанель были великий князь Дмитрий Павлович и композитор Игорь Стравинский… О связях Chanel с Россией можно говорить бесконечно. Но есть и более прозаичные причины: российские покупатели лояльны бренду, их можно встретить в наших бутиках по всему миру. У россиян сложилось уникальное понимание творчества Карла Лагерфельда, и Россия является для нас ключевым рынком: русские любят и понимают роскошь…

А что такое для вас роскошь сегодня?

Б.П. Мир эволюционирует, но для меня роскошь остается константой. Роскошь – это Chanel, и Chanel – это роскошь. Данный феномен состоит из нескольких компонентов. Во-первых, творчество, вдохновение, искусство, которое олицетворяет собою Карл Лагерфельд. Далее, речь о наших ателье, с которыми мы сотрудничаем: легендарные тканевые камелии и узоры из перьев, которые вручную делают в ателье Lemarie, кружева Montex, лодочки Massaro, костюмная бижутерия Goossens… Мы делаем 10 коллекций в год, и без наших ателье мы бы не справились. И наконец, это материалы, их непревзойденное качество, ручная работа... Вот это все и есть настоящая роскошь.

Да, Chanel помимо прочего это и невероятно красивые рекламные кампании, созданные лучшими фотографами мира, и грандиозные показы вроде московского. Но ничего бы не было без вдохновения Карла, без кропотливой работы мастериц…

Работа с ателье – это еще и миссия – поддержка французских ремесленников?

Б.П. Конечно, и доказательство тому – наш новый проект, который будет завершен в 2020 году. Мы открываем пространство площадью более 9000 кв. м, в 19-м округе Парижа. В здании, архитектором которого выступает Руди Риччотти, – пять этажей и еще два под землей. Здесь разместятся наши ателье. Это будет творческое, производственное пространство, при этом открытое миру. И, кстати, это не единственный наш проект, в котором мы осмелились открыть широкой публике то, что до сих пор было скрыто, – мы решили периодически проводить встречи со студентами университетов, где изучают моду. Для нас это прекрасная возможность передать молодому поколению наше наследие, мастерство, установить связь между прошлым и будущим. Но это не просто лекции, а в первую очередь диалог. Нам интересно, что они думают о нас, о моде, о роскоши. Сначала мы провели такую встречу в Париже, и вот теперь еще одну в Москве…

Этими проектами вы хотите доказать, что сегодня Chanel – это больше, чем Дом моды. Это часть истории Франции, часть культуры?

Б.П. Мы чувствуем на себе большую ответственность. Не могу не рассказать о еще одном начинании, с помощью которого мы вносим свою лепту в обогащение исторического наследия Франции. Так, в Музее Гальера в следующем году при нашей поддержке появится постоянное выставочное пространство, посвященное истории моды, – The Gabrielle Chanel Rooms. На площади более 7000 кв. м посетители смогут совершить путешествие в историю моды с XVIII века до наших дней. Музей Гальера станет первым и единственным музеем моды во Франции с постоянной экспозицией.

Chanel видит себя частью исторического процесса, является хранителем мастерства... Но нельзя не замечать смелые шаги на ниве современности. Пример – использование пластика в коллекциях. Как все это уживается вместе?

Б.П. Пластик не просто материал, а символ современного пластмассового мира. Три года назад в коллекции Haute Couture мы впервые сделали пластиковый жакет – напечатали его на 3D-принтере. Много пластика было и в коллекции весна-лето 2018. Это наш способ приблизиться к современности. Это весело, здорово и сложно. И это зовется модой. Главный козырь Карла Лагерфельда – его умение свободно и смело играть с прошлым и настоящим, создавая будущее. Карл всегда смотрит в будущее, всегда на шаг впереди, но никогда не забывает про наше прошлое. Иллюстрация такого единства – современный твид, знаковый для Chanel материал. Твид сегодня – это смесь натуральных и технологичных тканей, ручной труд и технологии.

Не могу не спросить: если Chanel так приветствует современность, почему вы не поддадитесь преимуществам цифровой реальности и не начнете продавать коллекции онлайн?

Б.П. Да потому что Chanel больше, чем клик! Но хочу обратить ваше внимание, мы приветствуем цифровые технологии! Вспомните наши онлайн-рекламные кампании, активную работу в соцсетях, да хоть выложенные на iTunes музыкальные треки наших показов… Но я убежден, что e-commerce и роскошь несовместимы. Роскошь нужно ощущать, осязать, вкушать, созерцать, чувствовать здесь и сейчас, в бутике, в соответствующей атмосфере. Не думаю, что в ближайшем будущем мы откажемся от всего этого…

А как же ваше сотрудничество с Farfetch?

Б.П. Наша коллаборация тоже будет на благо роскоши. Таким образом мы будем развивать персонализированные сервисы доставки в наших бутиках по всему миру. И выбрали Farfetch в качестве партнера, потому что они хорошо разбираются в теме. Только и всего.

Возвращаясь к «табу» Chanel. Есть у вас и другой незыблемый принцип: никаких регулярных коллекций для мужчин? Часы и духи не в счет.

Б.П. Никогда не говори никогда. Но точно не сейчас. Мы с Карлом обсуждали эту тему не раз. И у Карла есть свой ответ: Шанель позаимствовала у мужчин их моду, чтобы подарить ее женщинам, и нет смысла делать наоборот. Мы еще столько всего хотим сделать для женщин, что на мужчин пока нет времени.

Всегда ли вы согласны с Карлом? Легко ли вам работается? Говорите ли вы иногда «нет» его идеям?

Б.П. Мы все, кто имеет честь работать с Карлом Лагерфельдом, здесь не для того, чтобы вставать в позу. Он фонтанирует идеями, а мы с ним заодно, на связи днем и ночью. Помню, как Карл говорит: «Я тут увидел кубический стол, может, сделаем кубический жакет?» Чистое безумие, думаем мы сначала в таких случаях, а потом принимаем и начинаем делать, мы любим это безумие!

Философ Ролан Барт писал о «смерти автора». Сегодня подобный процесс происходит с модой (дизайнера нет – есть мода): креативные руководители постоянно сменяют друг друга… Но только не в Chanel! В чем феномен Лагерфельда?

Б.П. Да в том, что он гений. Карл в Chanel более 30 лет, и, когда он создает коллекции для Дома, это коллекции Chanel, он проникается духом, смыслом Дома. Думаю, он создает то, что делала бы сама Коко сегодня.

Но у него много и других проектов. И собственный бренд, и работа в Fendi… Не ревнуете?

Б.П. Все эти проекты разные, непересекающиеся вселенные. Он мастер перевоплощений, мастер движения. Чтобы быть модными, мы в Chanel должны бежать из всех сил, не стоять на месте. Иначе можно упасть.

Читайте также