Домашняя революция, или отчего в России так любят красный цвет

Рассказывает Дэвид Моттерсхед, владелец компании Little Greene

В этом году Little Greene, английская фабрика, основанная в 1773 году близ Манчестера, отмечает свое 255-летие. Изначально здесь занимались красителями для хлопка и других тканей, а сегодня Little Greene является ведущим производителем красок для интерьеров – для стен, потолков, полов, дверей и мебели.

Главная особенность Little Greene – интерес к истории: здесь в рамках проекта English Heritage Properties изучают памятники архитектуры, создают аутентичные палитры исторических цветов – от ранней Георгианской эпохи до конца XX века – и адаптируют историю к современным интерьерным решениям. Уже вышли исторические коллекции Grey, Blue и Pink, а недавно портфолио пополнилось палитрой Green, состоящей из 31 оттенка зеленого. Каждый несет в себе частицу истории, занимательную легенду. Так, энергичный Hopper повторяет цвет, в который были окрашены деревянные оконные рамы в доме драматурга Джорджа Бернарда Шоу. А например, Tabernacle воспроизводит цвет беседки в усадьбе Чартвелл, принадлежавшей великому политику Уинстону Черчиллю.

Помимо коммерческой составляющей (ведь потребителям интересно покупать краски, нагруженные смыслами и символами) в историческом подходе присутствует и настоящая миссия. Часть выручки от продажи каждой банки Little Greene перечисляется в британский Национальный фонд (The National Trust), который, в свою очередь, занимается охраной старинных домов и поместий в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии. Также компания помогает фонду восстанавливать исторический «окрас» замков и домов.

Не так давно Москву посетил эксперт в области цветовых решений и трендов цветовой палитры, владелец Little Greene Дэвид Моттерсхед. «Как потратить» удалось встретиться с Дэвидом и расспросить его об исторических колористических решениях и современных интерьерных секретах.

Почему компания называется Little Greene? Зеленый цвет в XVIII веке был каким-то особенно значимым?

Дэвид Моттерсхед На самом деле Little Greene – это географическое название. Так именовалась деревенька под Манчестером, где была основана фабрика. Деревни больше нет, но название осталось! Кроме того, до наших дней дошло и одно из зданий, в которых размещалась фабрика. Там хранится архив. Чем только за эти три века фабрика не занимались! Сначала красили хлопок, потом машины, делали часы… Но конечно, Little Greene, несмотря на уходящие в XVIII век корни, – молодая компания: ее новейшая история началась в 1995 году, когда я приобрел заводик индустриальной краски. А первая палитра Little Greene появилась в 2001 году.

Какие цвета сегодня на пике популярности, кроме вечного белого?

Д.М. Нынче в фаворе темные стены. Никогда еще в наших коллекциях не было столько темных оттенков – я считаю, свершилась маленькая интерьерная революция! Да, это неожиданно, но поверьте, со светлой мебелью или с яркими текстильными акцентами темные тона выглядят интересно. Иссиня-черный, темно-зеленый, базальтовый, угольный дают воздух, объем, пространство, пустоту в хорошем смысле слова.

Хотя, конечно, в разных странах у потребителей все равно имеются свои «фавориты», не меняющиеся годами, а то и веками. У англичан, например, в интерьерах традиционно преобладают пастельные оттенки.

А у русских бежевые, конечно?

Д.М. Зря смеетесь, бежевый бывает красивым, все зависит от оттенка, но главное, думаю, в России, с ее достаточно суровым климатом, он так популярен, потому что привносит ощущение тепла, ну, как будто солнце погладило холодный белый. Впрочем, в России есть и другие исторические любимцы – золото и красный. Я называю эту пару церковными цветами. Да, это цвета роскоши и величия.

Расскажите, пожалуйста, а есть ли какие-то особенности колорирования дома? Как правильно красить стены, чтобы было приятно жить?

Д.М. Беспроигрышное решение, берущее начало в XVIII веке и вновь актуальное сегодня, – красить все в один цвет. Берешь какой-нибудь базовый синий, например, и добавляешь в него разное количество белого: скажем, чуть больше для потолка, чуть меньше для пола. Дом получается в одном цвете, но в разных его оттенках.

А вот решение для тех, кто посмелее, – взять два ярких активных цвета за основу, допустим желтый и синий или красный и зеленый, и построить колористику интерьера на игре контрастов.

Но чтобы все выглядело гармонично, надо, чтобы яркость этих цветов была одинаковая.

То есть, если сфотографировать такую желто-синюю комнату на черно-белую пленку, будет казаться, что эти два ярких цвета – неотличимы?

Д.М. Совершенно верно. Кстати, именно таким образом мы при создании палитры проверяем цветовой баланс – печатаем черно-белые копии.

Добавлю, что зачастую, выбирая цвет для своего жилища, мы подсознательно ориентируемся не на сочетаемость цветов, а на детские воспоминания. Ищем палитру, которая окружала нас в родительском доме, и приспосабливаем ее под свой «взрослый» вкус. Дома мы ищем покоя и безопасности, а где может быть более безопасно, чем в доме детства?

Какое же цветовое решение вы нашли в вашем собственном доме, если не секрет?

Д.М. Три года назад мы с женой купили очень милый дом 1909 года постройки. Он в начале XX века принадлежал семейной компании, которая делала пиво, а в 1970 году был продан.

Мы давно знали этот дом, знали его новых хозяев и договорились, что они продадут нам его, если вдруг решат переезжать. И вот дождались. Дом достался нам в плохом состоянии, но мы раздобыли архивы и отремонтировали его. И да, мы знаем, в какие цвета он был покрашен изначально. И вернули ему эти цвета.

И это не единственный дом, чей изначальный цвет вы раскрыли! Расскажите, пожалуйста, про ваши исторические коллекции, про сотрудничество с британским Национальным фондом?

Д.М. Мы сотрудничаем с фондом с начала этого года, но увлечение историей началось давно, примерно с 2002 года. Я загорелся идеей сделать историческую палитру, но не имитацию, не стилизацию, а чтобы все было честно, по-настоящему. И начал исследование, «врывался» в частные старинные дома, смотрел на стены, пытался разгадать, найти изначальный цвет дома. Ну например, просил хозяина приподнять край ковра, заглядывал в углы, там, где могла лучше сохраниться краска.

Мы проводим химические анализы, разглядываем пигменты под микроскопом, изучаем историю. Вот видим, скажем, в обычном буржуазном доме красный оттенок стен, но знаем, что конкретно этот оттенок мог быть только во дворце. Значит, этот красный в буржуазном доме не настоящий, значит, он что-то «скрывает», надо искать, копать, в прямом смысле слова. Или другой пример – стены окрашены в определенный синий пигмент, про который известно, что его начали производить только после 1785 года. Значит, дом был окрашен в этот синий не раньше 1785 года. А что же было до? Вот что интересно!

Не считая истории, чем вы еще вдохновляетесь при создании палитр?

Д.М. Главный источник вдохновения для нас – мода, кутюр. У интерьеров женское лицо, ведь до сих пор выбор цветовой гаммы в доме – это женское решение. Женщины лучше чувствуют цвета! Посмотрите на мужчин – вот он надел серый костюм и счастлив, ходит в нем всю жизнь. А женщины делают «цветовой» выбор ежедневно, постоянно комбинируют цвета, постоянно создают колористические «симфонии», сочетая сумки и туфли, блузки и юбки-брюки.

Возьмем оранжевый и розовый – сложное сочетание. Неискушенному человеку сложно принять такой союз. Сложно. До тех пор, пока на это не осмелилась Коко Шанель. И теперь оранжево-розовый кажется нормальной, приемлемой «парой» как в одежде, так и в интерьере. Сегодня механизм появления трендовых палитр такой: на подиуме появляется цвет, и через год-два (не раньше) он становится главным хитом в интерьере.

«Выбирая цвет для своего жилища, мы подсознательно ориентируемся не на сочетаемость цветов, а на детские воспоминания. Ищем палитру, которая окружала нас в родительском доме»
Дэвид Моттерсхед
владелец Little Greene

Мода заставляет нас думать по-новому, иначе смотреть на цвета. Ну а мы, когда смотрим на моду, каждый раз думаем: а как же мы будем использовать эти цвета в интерьере? Как будем адаптировать их? Этот актуальный яркий желтый, этот глубокий черный слишком активны, слишком сильны и, оказавшись на стене, уже через день станут невыносимы. Слишком яркую рубашку ты можешь скрыть темным пиджаком, из-под которого она будет выглядывать эдаким акцентом, а можешь просто повесить ее в шкаф и никогда в жизни больше не надевать. А если ты покрасил стену, так легко не отделаешься. Поэтому, создавая палитры Little Greene, мы убираем яркость, посыпаем «пеплом», добавляем нежности.

Но главное, что объединяет моду и интерьер, – это то, что, выбирая новое платье, окрашивая стену в новый цвет, мы хотим стать немного счастливее, чем до этого. Мы хотим чуть больше красоты для себя и тех, кто нас окружает!

Читайте также