Российский бизнесмен создал аттракцион-квест в Великобритании

Почему он выбрал для своего проекта именно эту страну?

Говорят, итальянский скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, отливший знаменитого флорентийского «Персея», был очень вспыльчив. Его биография буквально пестрит драками с коллегами и убийствами тех, кто негативно о нем отозвался. За это Челлини не раз попадал в тюрьму, откуда его благополучно выпускали благодаря дружбе с сильными мира сего.

Но однажды его посадили в «Замок Святого Ангела» в Риме (за кражу папских драгоценностей), откуда папская курия освобождать его не собиралась. Тогда Челлини во время прогулки стащил у плотника клещи и начал потихоньку доставать ими гвозди из косяков клетки, заменяя их на восковые того же цвета, которые отливал по ночам. А потом окно, простыня и прочая классика. Челлини – первый и единственный узник, сбежавший из «Замка».

В середине лета эту историю начали разыгрывать в центре Лондона, причем принять участие могут все желающие: российский бизнесмен Артем Крамин открыл в Великобритании первый escape room – аттракцион-квест, суть которого заключается в следующем: команду из 5-6 человек запирают в комнате, откуда, решая ребусы и разгадывая загадки, они должны выбраться. Сюжет может быть любым. В Лондоне это «Замок Святого Ангела» и «Франкенштейн».

Мы встретились с Артемом в «Замке Святого Ангела». Он ждал меня в узкой темной камере, закрыться в которой я не решилась, потому что звуки угнетающие, клетки – реальные.

«Мы из Казани, – рассказывает Артем. – Там эпидемия духа предпринимательства, множество местных стартапов едут покорять мировые рынки именно из Лондона. Поэтому, окончив факультет вычислительной математики и техники Казанского федерального университета, где я познакомился с бизнес-партнером и женой, мы сразу начали заниматься бизнесом. Сначала – школа танцев, потом открывали в Казани отделения «Циферблата» (особый формат заведения свободного пространства. – Прим. ред.). К 2014 году наши «Циферблаты» давали лучшие экономические показатели по России, и основатель концепта Иван Митин пригласил нас открывать «Циферблат» в Лондоне. Мы не спешили, осматривались, изучали, как устроен процесс открытия бизнеса в Великобритании. Именно в Лондоне мы узнали про такое развлечение, как escape room. А потом «бомбануло»: про «Циферблат» написал журнал Time Out, мама позвонила и сказала, что видела меня в репортаже Euronews, и я понял, что хочу выходить на международный уровень».

Все наши сценарии написаны так, чтобы человек не просто попадал в комнату с головоломками, где надо открыть кодовый замок, прочитав записку, а так, чтобы была история, задействована техника, театральные декорации
Артем Крамин
основатель проекта Komnata

Но для начала Артем начал экспериментировать с концептом escape room в Казани. И попал в тренд, потому что параллельно и независимо друг от друга подобные бизнесы открылись в Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге. «Мы арендовали помещение, писали под него сценарий, делали декорации, электронную начинку, ведь многие механизмы в декорациях контролируются компьютерами, – объясняет Артем, проводя рукой по одной из картин. – Первую франшизу мы продали через два месяца. Через шесть месяцев в Казани у нас было шесть франшиз. За первый год мы открыли по России около пятидесяти».

Почему? Потому что первая «комната» родила спрос. Однажды сходив в такой «Диснейленд для взрослых», казанцы хотели выбираться из комнат с другими сценариями. Получился небольшой парк аттракционов, разбросанных по всему городу, но объединенных общим брендом – Komnata.

«История заработала в синергии, – говорит Артем. – Потому что люди не возвращались в нашу комнату, но 80% клиентов хотели пойти на какой-то еще квест. Появился спрос на такие комнаты, и у нас появились бизнес-партнеры. Мы пробовали писать разные сценарии: сложные, страшные, красивые, для детей. В итоге выбрали 30 таких, которые нравятся разным категориям клиентов, и нашим партнерам по франшизе стало легко выбирать. Все наши сценарии написаны так, чтобы человек не просто попадал в комнату с головоломками, где надо открыть кодовый замок, прочитав записку, а так, чтобы была история, задействована техника, театральные декорации».

За несколько лет количество Komnat в России достигло сотни. («Мы были в Альметьевске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Твери. Всего около 30 городов».) И Артем понял, что идея масштабируема. А потом посчитал стоимость открытия франшизы в Москве и Нью-Йорке и выбрал Нью-Йорк.

«После открытия «Циферблата» в Лондоне я просто знал, что это возможно, – говорит Артем, выискивая тайную кнопку на замке, который должен вывести нас на следующий уровень нашего итальянского Mario. – Мы прилетели в Нью-Йорк по туристической визе. Это дало нам право зарегистрировать юридическое лицо и нанять на работу людей. Единственная сложность – с арендой. Потому что, когда юридическое лицо появилось с нуля, риелторы просят рекомендации и письменные гарантии от кого-то, у кого есть американский номер социального страхования (Social Security). Пришлось идти проверенным путем – искать родственников. Но все это легально, не нужно никаких хитростей. По такому же принципу мои партнеры позже открывались в Испании и Италии. Так, в Нью-Йорке у нас открылось 15 квестов, и в 2017-м мы выиграли читательское голосование USA Today в категории лучший escape room в США. Горжусь».

После таких результатов в 2017-м Артем решил брать Лондон. Он привлек $500 000 от стратегического инвестора и поехал в Туманный Альбион. «Походили по местным квестам, и могу однозначно утверждать: индустрия отстает от России на пару лет минимум. Здесь все еще в ходу примитивные задачи на кодовых замках, китайский ширпотреб и дешевая реализация. Но это связано с тем, что здесь дорогой труд, и, если вкладывать в строительство квеста более 70 000 фунтов, то, учитывая стоимость аренды, окупить строительство достаточно сложно. У нас же есть огромное преимущество – не только опыт строительства, но и опыт оптимизации: электронику мы строим сами в России, наши бутафоры – русские мастера. Так мы экономим и укладываемся в бюджет. Если сложить все траты, включая 100 000 фунтов арендного депозита, оплату работы электриков, пожарных и прочих служб проверки, от которых надо получать разрешения, то итого на открытие двух квестов в Лондоне мы потратили 240 000 фунтов».

И дело пошло. Не столько среди русских жителей столицы, потому что их Артем рассматривает как естественную часть своего рынка, сколько среди молодых профессионалов из всевозможных стран и городов, которые населяют Лондон. «Нашим клиентам в среднем от 25 до 35 лет. Я бы сказал, что это та же аудитория, которая ходит в кинотеатры смотреть блокбастеры».

Еще один интересный тренд состоит в том, что основные покупатели групповых билетов на квесты – женщины. Именно для дам Артем и команда разработали квест, написанный по книге «50 оттенков серого», о причинах феноменальной популярности которой до сих пор спорят британские ученые. «Этот квест очень популярен для девичников в той же Казани, – говорит Артем. – Но наибольшей популярностью пользуется в Барселоне».

Артем – вообще гений статистики. Он ведет статистику посещений сайтов, результативности рекламных кампаний онлайн, вложений в продвижение сайта, продаж и посещений, которые не привели к покупке квеста и прочих показателей, на основе которых можно понять тренды в новой стране, куда ты приехал открывать бизнес, но оставаться не собираешься.

«Несколько интересных наблюдений. В США наиболее популярны квесты-блокбастеры: про ограбление банка и «Лабиринт Хакайны» по японским мотивам. Также популярен эротический квест и квесты, построенные по принципу саспенса, когда страшно, но страх связан с психологией, а не с физиологией. В Лондоне мы построили «Замок Святого Ангела» и «Франкенштейна» с его стимпанк-тематикой и погружением в викторианскую Англию. Кстати, «Франкенштейн» очень популярен и в Бостоне. В России же самый топ – это то, что связано с максимальным страхом. Доходит до пограничных вещей, когда внутри квеста есть актеры с электрошокерами, которые бьют гостей током. На мой взгляд, это за гранью, но в России это отлично продается. А в США, например, не продается. Люди просто останавливаются и говорят: «Нет, мы не будем этого делать». Я же сейчас занят разработкой квеста по Шерлоку Холмсу с дополненной реальностью. Будем опробовать на Лондоне».

На сегодня Komnata включает: 12 стран, 46 городов, 110 открытых локаций для квестов. В какой-то степени это первый российский «Макдоналдс». Или «Старбакс».

Читайте также