На Крымский Вал – за словом и звуком

Третьяковская галерея анонсировала новый музыкальный фестиваль

Т Фестиваль проходит с 15 сентября по 24 ноября 2018 года в здании Третьяковской галереи на Крымском Валу. Он объединяет звучание современной камерной классической музыки, художественную декламацию и пластические искусства XX века. О фестивале рассказывает один из организаторов – композитор Игорь Райхельсон.

К.П.: Игорь, как возникла идея соединить живопись, слово и музыку?

Игорь Райхельсон: Идея фестиваля родилась в разговорах с известным московском галеристом Емельяном Захаровым. Мы думали об интерактивном, музыкальном в своей основе фестивале, но в котором бы разные виды искусств пересекались и усиливали друг друга. Емельян Захаров является одним из совладельцев галереи «Триумф», у которой хорошие партнерские отношения с Третьяковской галерей. Мы рассказали о проекте директору ГТГ Зельфире Трегуловой, она нас горячо поддержала и предложила проводить концерты в 16-м зале Новой Третьяковки на Крымском валу. Сегодня этот музей обладает лучшим собранием русского искусство XX века в мире. Мы изначально планировали популяризировать именно классическую музыку XX века и нашего времени, причем не ограничиваться Россией, а исполнять произведения авторов разных стран.

В рамках Т Фестиваля уже состоялось несколько концертов. Вы не расскажете, как они организованы?

И.Р.: Они сильно отличаются от того, что можно увидеть и услышать в Филармонии или зале Чайковского. Это довольно поздние мероприятия. Сбор гостей происходит в 21.30, когда большинство залов музея закрыты. Вначале – общение, шампанское и легкий фуршет. Затем гости через анфиладу, где экспонируется русский авангард, идут в 16-й зал, и сам этот путь уже настраивает на определенный лад. Концерт сочетает художественное слово и музыку, в окружении потрясающей живописи. Завершается вечер ближе к полуночи.

А на какую по численности аудиторию концерт рассчитан?

И.Р.: Зал вмещает порядка 300 человек. Для сравнения: в зале Чайковского -- полторы тысячи мест. Т Фестиваль – довольно камерное мероприятие. Но билеты поступают и в свободную продажу, их можно купить в кассах музея. Правда, они заканчиваются довольно быстро.

Для тех, кто на концерт не попал, Yandex организует трансляцию в прямом эфире в превосходном качестве. Позже запись появляется на сайте музея. Следующим летом (если фестиваль продолжится, что мы планируем) мы будем транслировать концерты на гигантские плазменные экраны, установленные в парке «Музеон» рядом Новой Третьяковкой. То есть, Т Фестиваль одновременно и элитарен, и доступен всем.

Вы не расскажете об участниках фестиваля?

И.Р.: Это потрясающие исполнители. На наш призыв откликнулись Юрий Башмет и «Солисты Москвы», Квартет Бородина, Кристоф Барати, Борис Березовский, Александр Князев и «Академия Кронберг» Прозу и стихи читает Александр Филиппенко. Именно высочайший класс участников обеспечил фестивалю мощный старт.

«Во времена Моцарта концерты больше напоминали салон: кто-то музицировал, кто-то пел, третий читал стихи. Мы движемся в сторону именно такого универсального формата»
Игорь Райхельсон.
композитор

На одном из концертом исполнялась и ваша музыка…

И.Р.: Моя роль в этом проекте – быть программным директором. То, что прозвучал мой фортепианный квинтет, посвященный Витебску, -- скорее стечение обстоятельств. Как известно, после революции Витебск был столицей русского авангарда: в нем одновременно работали Марк Шагал, уроженец этих мест, и Казимир Малевич, создавший тут свою легендарную группу УНОВИС. Поэтому Третьяковская галерея на один вечер отдала нам из запасников роскошное «Венчание» Шагала, а Игорь Ясулович читал главы из воспоминаний художника.

Таким необычным фестивальным форматом вы хотите поднять популярность классической музыки для уровня эстрадной?

И.Р.: Это невозможно в принципе и, наверное, не нужно. Поп-музыка рассчитана на массового слушателя, классическая имеет гораздо более узкую целевую аудиторию. Эти два вида музыки обращены к совершенно разным рецепторам, будят разные эмоции. Нам хотелось бы сделать классические концерты менее регламентированными. Во времена Моцарта концерты больше напоминали салон: кто-то музицировал, кто-то пел, третий читал стихи. Мы движемся в сторону именно такого универсального формата.

Биографическая справка:

Игорь Райхельсон -- американский классический и джазовый пианист и композитор. Родился в 1961-м году в Ленинграде, учился в музыкальной школе при ленинградской Консерватории. В 1979-м вместе с родителями эмигрировал в США. Продолжил образование в Нью-Йоркском университете, в классе профессора Александра Эдельмана. Занимается бизнесом, связанным с продажей цветных металлов. Параллельно концертирует по всему миру и пишет музыку. Сочетает классические фортепианные произведения и джазовые композиции.

Читайте также