Как создать тайный сад в своей душе

Рассказывает основатель бренда Parle Moi De Parfum, легендарный «нос» современности Мишель Альмерак

Он вырос в благоуханных садах Грасса, а перебравшись в Париж, источником вдохновения выбрал парк Монсо. Многие из его ароматов — это оды цветам, однако свою цель парфюмер видит в том, чтобы дарить нам драгоценные капли эмоций — тех, которые нравится переживать снова и снова.

В 2016 году, после нескольких десятилетий сотрудничества с Dior, Gucci, L’Artisan Parfumeur, Burberry и Bottega Veneta, Мишель создал свой собственный бренд, назвав его Parle Moi de Parfum. Парфюмерные композиции, заключенные в минималистичные флаконы, лаконичны, образны и ассоциативны. Они сотканы из личных впечатлений, и в них есть место и мимолетной юношеской влюбленности, и лесной прогулке, и рождественскому лакомству.

Мы встретились с Мишелем в Петербурге, куда он приехал специально, чтобы представить свою марку в парфюмерном проекте Molecule.

В какой момент вы созрели для того, чтобы создать собственный бренд? Сколько ароматов нужно было создать для других парфюмерных домов, чтобы решиться на самостоятельное плавание?

Мишель Альмерак Морально готов я был давно, но если бы не моя семья, то, возможно, так и не решился бы. Бренд Parle Moi de Parfum был создан благодаря моему сыну. Однажды он пришел ко мне и предложил основать свою марку, пообещав взять организационные и финансовые вопросы на себя. Я без колебаний согласился. Я долго отшлифовываю формулы, можно сказать, работаю в стол, и у меня в работе тогда было несколько ароматов, которые я планировал предложить крупным парфюмерным домам, а вместо этого выпустил сам.

Создавая ароматы для собственной марки, вы стремитесь свести к минимуму количество ингредиентов. Почему?

М.А. Я всегда к этому стремился: вспомните, например, Ambrette 9 у Le Labo или Voleur de Rose у L’Artisan Parfumeur. Просто с созданием своего бренда смог это, что называется, декларировать. Своим ученикам я всегда говорю: если какой-то из ингредиентов в вашей формуле не звучит или звучит слабо, просто исключите его, формула только выиграет. Аромат должен быть легким для восприятия. Но если говорить о том, какой аромат я считаю удачным, то тут дело не в количестве ингредиентов. Для меня идеальный аромат — это тот, который в своем физическом воплощении в точности соответствует тому, что было в голове у парфюмера. Пока я этого не добиваюсь, мне нет покоя.

Аромат Guimauve de Noel назван в описании «ароматом счастья». Из каких нот вы его составили?

М. А. Лично для меня этот аромат — возможность окунуться в облако безмятежности, которое окружает вас в детстве. Центральные ноты — цветы апельсинового дерева, ваниль, лакрица и сахар, а непосредственный источник вдохновения — традиционный рождественский десерт под названием «фугасет». Эта нежная бриошь с ванильным сахаром и экстрактом цветов апельсина всегда украшала наш рождественский стол в Грассе. Кстати, во времена моего детства многим из нас давали на ночь кусочек сахара с несколькими каплями этого экстракта, чтобы слаще спалось. В человеке, который его носит, Guimauve de Noel вызовет воспоминания о моментах умиротворения и счастья — таков, во всяком случае, мой посыл. Это очень честный аромат, правдивая история из моего детства.

Как вы относитесь к образному выражению «аромат успеха» и чем пахнет успех лично для вас?

М. А. Аромат успеха — это всегда тайна, причем очень личная. Вы ведь никогда не знаете, что принесет с собой в вашу жизнь успех, как вы с ним справитесь. Я для себя определяю аромат успеха следующим образом: это должен быть аромат с ярко выраженным характером и тонко подобранными ингредиентами, в которых преломляется личность обладателя аромата. Случайных нот в нем нет, каждый компонент связан с вами и тем этапом вашей жизни, который вы празднуете, создавая эту парфюмерную композицию. Аромат, который воплощает для вас историю вашего личного успеха, точно не должен напоминать известную и популярную продукцию. Это очень индивидуальная история.

Если бы вы решили создать ароматические портреты самых близких для вас городов — Грасса и Парижа, из каких нот они были бы составлены? Есть ли у вас выраженные обонятельные ассоциации с этими городами?

М. А. Да, конечно. Грасс — мой родной город, там я провел детство, поэтому ольфакторные воспоминания будут прежде всего воспоминаниями детства. Грасс пронизан ароматами фабрик, которые выпускают парфюмерию, поэтому во время прогулки по городу вы то и дело чувствуете, как один аромат сменяет другой, и это очень увлекательно.

Во время моего детства и юности вокруг Грасса росли огромные плантации цветов, которые использовали для производства ароматов, но потом этот бизнес совершенно зачах и практически перестал существовать, и лишь недавно он начал потихоньку возрождаться. Но в детстве меня окружали ароматы розы, жасмина, туберозы, цветков апельсинового дерева, поэтому если бы мне было нужно создать некий парфюмерный hommage, посвященный Грассу, то это, определенно, был бы яркий цветочный аромат.

В Париже я живу уже 38 лет, он стал для меня вторым домом. И когда я думаю о Париже, то мне приходят на ум два аспекта ароматов. Первую группу я назову «запахи» в прямом смысле этого слова, потому что речь идет о запахах мегаполиса, загрязненного промышленными выбросами и выхлопными газами. Запахи тянутся из магазинов самого разного толка. В Париже многолюдно, и вы постоянно обоняете других людей — либо ароматы, которые они носят, либо запахи их тел. Вторая ольфакторная часть Парижа — это его ароматы. Это уголки умиротворения, например, секретные маленькие садики, спрятанные на задворках города, или ароматы прекрасных городских парков, которых в Париже немало.

Я живу недалеко от парка Монсо в восьмом округе Парижа, и это фантастически прекрасный сад. В этом парке огромное количество разнообразных кустарников, цветов и деревьев. Я люблю здесь гулять, присесть на лавочку и почитать, знакомиться во время прогулки с ароматами разных цветов. Но больше всего я люблю смотреть за садовниками, потому что парк большой и там постоянно что-то происходит. Первый аромат, который у меня ассоциируется, это аромат свежескошенной травы с небольшой фруктовой ноткой. Тут же лилии и розы, и эта головокружительная смесь для меня и есть тот тайный сад, который я берегу в своей душе. И для меня это и есть Париж.

Профессионала трудно удивить. Расскажите об ольфакторном впечатлении, ставшем для вас настоящим потрясением — это может быть, например, даже аромат, созданный вашими коллегами по цеху.

М. А. Вы словно в воду смотрите. Я как раз сижу и вспоминаю аромат L’Ombre Dans L’Eau французского бренда diptyque, который в свое время стал сенсацией и лично на меня произвел неизгладимое впечатление. У меня такое ощущение, что сейчас его носит кто-то в этом зале. Буквально сижу и ерзаю. Когда в 1983 году вышел этот парфюм, это был настоящий авангард, без преувеличения революционный аромат. И до сих пор я сохраняю о нем прекрасные воспоминания. Хотя уже тогда парфюмеры начали двигаться в сторону свежих ароматов, L’Ombre Dans L’Eau стал прорывом. Он выбивался из общего ряда, и в нем использовалась новая молекула, о которой мало кто знал, и еще меньше парфюмеров умели с ней обращаться. И Серж Калугин, который разработал этот аромат для diptyque, использовал ее в идеальной пропорции, поставившей L’Ombre Dans L’Eau над всем, что выпускалось в те годы.

За что вы любите вашу профессию?

М. А. За то, что я живу в мире ароматов. Это целая Вселенная, она бесконечна, удивительна и прекрасна. И еще за то, что у меня в жизни есть мечты — и это те мечты, которые исполняются. Они воплощаются в жизнь с созданием новых ароматов.

Фото: Olecule Project / Parle Moi De Parfum

Читайте также