Дарить или не дарить: правила новогоднего этикета

Эксперты – о подарках, ритуалах и суевериях

Дарение – феномен мировой культуры, который в течение веков оброс своими мифами, ритуалами и удивительными историями. Да собственно и сам подарок, предмет личностный, можно сказать интимный, в стороне не остался: некоторые из них вошли в историю, стали легендой или анекдотом.

«Традиция дарить подарки упоминается глубоко в истории: от священных писаний (когда волхвы пришли к младенцу Иисусу) до трудов философов и мудрецов (Марк Порций Катон, Лао-цзы)», – говорит Юлия Пескова, креативный директор и совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom.

В числе самых экстравагантных подарков можно вспомнить соболиное манто длиной полтора километра (!) – его, согласно преданию XVII века, Людовик XIV, король-солнце, преподнес своей фаворитке Франсуазе д’Обинье Ментенон. А самым романическим подарком назвать жемчужину, которую вручил Клеопатре Марк Антоний. Но не просто вручил, а положил в бокал с вином с условием, что царица выкинет ее в море, если подарок не придется ей по душе.

Ну а самым величественным подарком в истории, пожалуй, можно считать мавзолей Тадж-Махал, который был подарен индийским шахом Джаханом жене, правда, посмертно.

Помнит история и нелепые, прямо скажем, неудачные подарки. Вроде стихов собственного сочинения, что шведский король Оскар преподнес однажды герцогу Кембриджскому. Спустя несколько дней король получил ответ: дескать, герцог очень благодарит короля, однако ничего не смыслит в поэзии, а потому совершенно не понимает, что ему делать с этими виршами.

По пути к этикету

То, как и что мы сегодня преподносим друг другу на праздники, и в частности на Рождество и на Новый год, тоже прочно укоренено в веках – в христианской и дохристианской культурах.

«Этикет новогодних праздников вырос из культурных особенностей, обычаев и суеверий, – считает специалист по светскому и деловому общению, автор курса по межнациональным коммуникациям Татьяна Полякова. – К примеру, древние римляне по праздникам декорировали дома ветками зелени и цветущими растениями, а древние греки одаривали друг друга золотом, благовониями и ветками мирта. Причем и греки, и римляне, как итальянцы и все европейцы позже, наряжали и украшали жилища и еловые деревья для того, чтобы удерживать детей дома, собирая круг семьи и близких для обязательного обмена подарками. Первыми получали их обходящие и стучащиеся в дома дети, потом младенец Иисус и затем уже члены семьи».

Любопытная самобытная история преподнесения подарков есть, конечно, и у России.

«Этот этикет эволюционировал вместе с историей страны. В дореволюционной России подарки на Рождество считались очень важной частью праздника. Богатые аристократы, конечно, могли себе позволить изысканные и дорогие подарки, например одной маленькой княжне как-то подарили рояль. А в деревне детям могли подарить головку сахара – и это был для них идеальный подарок. Ценились вещи, сделанные своими руками. Лоскутное одеяло, выполненное кем-то из близких, могло стать подарком и в доме графа, и в доме простого крестьянина. В России также после пиров всегда дарили гостям печатный пряник – на память», – рассказывает Лариса Эванс, основательница и тренер Международной школы этикета.

«Было принято, чтобы к подарку прилагалась красивая рукописная бумага с пожеланиями и зачастую с просьбой. Впоследствии просьбы исчезли, а бумаги стали открытками»
Юлия Пескова
креативный директор и совладелец компаний Kawaii Factory и Monoroom

После революции все изменилось: первое время при советской власти вообще было запрещено отмечать Рождество и ставить елку. «Затем правительство аккуратно трансформировало его в Новый год, вернув елку и, соответственно, подарки, – говорит Галина Губанкова, тренер Международной школы этикета. – В советские времена были достойные и совершенно «этикетные» подарки, например книги, хрусталь. Но были и ошибки, связанные с дефицитом. Например, французские духи в СССР были лучшим сюрпризом. Женщинам могли подарить «импортные» колготки, чулки, а мужчинам – галстук, носки. Вспомним «Иронию судьбы»: он ей – французские духи, она ему – бритву! А между тем бритва, согласно этикету, совсем неудачный подарок».

Подарок должен радовать и удивлять, быть диковиной. Это простое правило тоже родом из глубины веков. «Исторически подарок подразумевал преподношение чего-то редкого, незаурядного, нетипичного для тех мест, где он дарился, – рассказывает Юлия Пескова. – Не следовало дарить вино и изделия из кожи в Испании и Португалии, пиво в Германии, керамику в Италии, ножницы в Финляндии».

Или взять такую банальную вещь, как открытка. Оказывается, и у ее появления в ритуале дарения свое объяснение. И весьма прозаичное. «Было принято, чтобы к подарку прилагалась красивая рукописная бумага с пожеланиями и зачастую с просьбой. Впоследствии просьбы исчезли, а бумаги стали открытками», – объясняет Пескова.

Привязка подарка к определенному времени, к точкам в годовом цикле также сформировалась постепенно. И, например, тот же рождественский подарочный бум – достаточно новое явление.

«Коммерческий трюк рождественских подарков впервые захватил мир двести лет назад, – говорит Полякова. – Mаркетологи в Америке стали использовать детей в рекламных призывах, акциях, направленных на развитие если не чувства вины, то привычки среди родителей одаривать рождественскими подарками и себя, и детей. Сезон рождественских святых и духовных праздников превратился в сезон покупок. И сами же маркетологи позже доказали: 70% населения считают себя жертвами рекламных кампаний, 42% считают даже, что их вынудили тратить и покупать, и 10% признаются, что брали кредиты и займы на покупку подарков. При этом 10–30% подарков в мире возвращается после праздников продавцам и 15–25% населения в Америке недовольны выбором».

Законы и табу

Избежать недовольства помогают врожденное чувство такта дарителя, его воспитанность и, конечно, знание правил этикета. И в каждой культуре эти правила свои. «Так, скажем, в Японии, Индонезии, Боливии, Колумбии небольшие подарки принято вручать уже при первой встрече. А вот в Китае на это посмотрят подозрительно и даже могут счесть взяткой – и, скорее всего, откажутся от подарка, – рассказывает Галина Губанкова, тренер Международной школы этикета. – В странах Востока этикет подношения особенный. Например, в Японии подарок – это выражение крайней дружбы и признательности, это целое искусство, и оно даже имеет название – omiyage. Для японцев важна не столь сама вещь, сколько символизм. Подарок всегда упаковывают с особым изяществом, часто в специальную ткань (это называется «фурошики»), вручают с пожеланиями добра и счастья, с улыбкой, обязательно с поклоном и двумя руками. Точно так же следует его принимать и обязательно что-то подарить в ответ».

С европейскими правилами вроде бы все понятно и привычно, но в каждой стране свои нюансы. Взять хотя бы Францию. «У французов подарки на Рождество – единственные обязательные подарки в году. На другие праздники, такие как день рождения, например, их дарят не всегда. Иногда случаются забавные ситуации: если встреча с близкими не состоялась в Рождество или в рождественские каникулы, то подарок можно получить даже летом, – рассказывает Марина Смирнова, организатор Французской рождественской ярмарки в Музее Москвы. – Французы отдают предпочтение книгам, предметам искусства или совместному проведению досуга. Уместными будут парфюмированные свечи. Хорошим тоном считается дарить трюфели. А из аксессуаров – шарф».

А как правильно получать подарок? Это тоже целая наука. «Если гостей менее пятнадцати, то каждый подарок надо открыть, посмотреть, конечно поблагодарить, даже если вы не в восторге. Если гостей больше пятнадцати, можно не открывать сразу подарок, а посмотреть потом и позже поблагодарить. А гостю нужно всегда помнить: в упаковку следует обязательно вложить открытку со своим именем, чтобы хозяин потом знал, кого благодарить», – комментирует Галина Губанкова.

Отдельная история – суеверия, связанные с дарением определенных предметов. «Как же сложно угодить! Как предвидеть, что колющие и режущие предметы и даже столовое серебро привлекают беду и вынужденную защиту, что носовые платки символизируют смывание чувств, что мыло смоет дружбу, что в новой обуви получатель подарка убежит от вас, что перчатки – символ соперничества, что модные перья павлина, оказывается, символизируют глаз дьявола, что зонтики и зеркала – к разлуке, что сумки и кошельки даже за откуп не ведут к благополучию, а портреты – дурной знак и зловещий жест?» – вопрошает эксперт по этикету Татьяна Полякова.

И иногда следование этим, идущим из языческих времен и похоронных обрядов практикам абсурдно. А иногда необходимо, так как является, уважением к чужой культуре. «К примеру, в арабских странах нельзя дарить алкоголь, а в Китае есть негласный запрет на зонтики, так как иероглиф, символизирующий этот предмет, близок к знаку смерти. В Индии лучше избегать подарков с изображением животных», – комментирует Григорий Бальцер, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, глава аукционного агентства Baltzer.

Существуют свои национальные ограничения и в отношении цветов. Пожалуй, наиболее экзотически для нас выглядят китайские табу. «Так, красный – единственный приемлемый цвет для китайцев. Белый и синий олицетворяют похороны и смерть. Но даже от красного пакета принято три раза отказываться. И не вздумайте не выждать трехразовый китайский отказ! – рассказывает Татьяна Полякова. – А вот количество предметов должно быть четным. Но только не четыре!»

Праздничные идеи

Даже безделушки и «милые» подарки могут быть очень дорогой игрушкой. «Основные сделки у агентов недвижимости и продавцов коллекционных автомобилей и прочих игрушек для состоятельных людей проходят именно под Рождество или с мыслью о Рождестве, – отмечает Татьяна Полякова. – И, конечно, новогодний праздник не обходится без подарков-символов, необходимых вечных ценностей, как то люстры, бокалы, вазы-ведра для шампанского – все, что украшает быт и станет символом нового витка домашнего уюта. И его уровня. Если не счастья!»

Аукционная индустрия, в том числе антикварная, также ориентируется на рождественско-новогодние праздники. Причем новогодний подарочный цикл начинается... летом

Продолжая тему дорогих безделиц, нельзя не упомянуть о тренде на антикварные презенты. Но старина старине рознь, и внутри аукционных вкусов есть свои актуальные тенденции.

«Большая часть аукционной индустрии, в том числе антикварной, ориентируется на рождественско-новогодние праздники. Причем новогодний подарочный цикл начинается летом. На май – июнь приходится пик продаж на дилерских аукционах, где профессионалы могут купить предметы по более низким ценам, чем те, которые будут в декабре. В декабре, в период самого высокого спроса, эти предметы, уже отреставрированные, появятся на предпраздничных аукционах и на прилавках магазинов, – рассказывает Григорий Бальцер.

Что касается собственно трендов, то они исходят, как и в других областях, из образа жини, настроений в обществе, уточняет эксперт. «Например, курильщики в последнее время атакованы минздравами всего мира, которые сеют вселенский ужас своими картинками на пачках, поэтому в моду стали вновь входить портсигары. Другая примета нашего времени – философия здорового образа жизни (ЗОЖ). И оттого теперь пользуются спросом антикварные таблетницы для БАДов, миниатюрные шкатулки – из серебра или золота, с инкрустацией или дарственной надписью, с монограммой. Актуальны сегодня на волне ЗОЖа и подарки, связанные со спортивными увлечениями, – это могут быть старинные клюшки и мячи для гольфа, теннисные ракетки».

В общем, будем здоровы, будем счастливы и не перестанем дарить друг другу подарки! По правилам, но с душой.

Читайте также