Нужны ли шахматы в бизнесе?

Да, уверена Юлия Макеева, глава представительства Oracle Capital Group в России

Мне было всего три года, когда дедушка начал учить меня играть в шахматы. Он и подарил мне мои первые шахматы – вручную вырезанные из дерева и расписанные. Кстати, c их помощью я учила и своего сына – тоже с трех лет. Я приходила с работы, он расставлял фигуры, и мы играли. Сейчас ему пять, он делает успехи и учится на курсах, где играет в шахматы на английском языке.

Когда я была в выпускном классе, то участвовала в первенстве Москвы от команды МИФИ, куда потом пошла учиться. Мне нравились точные науки: я училась в спецшколе и отдельно занималась шахматами, была призером всероссийских олимпиад по физике и математике, прошла во все технические вузы, которые мне были интересны.

В нашем институте было совершенно нормально доставать шахматы и во время обеденного перерыва, и даже на парах. Это было наше главное развлечение. Первые два курса я играла очень активно, даже из любопытства получила разряд – пока в какой-то момент не пристрастилась к преферансу, забросив шахматы.

А вот на четвертом курсе меня чуть не исключили из института «за азартные игры». Ректор посмотрел на меня и спросил: «Макеева, во что хоть играла-то?» Я говорю: «В преф». – «Ну ладно, иди учись». Кажется, он тоже считал, что преферанс больше интеллектуальная игра, чем азартная.

Потом я окончила институт, пошла работать, началась жизнь «на высоких скоростях» – в постоянных разъездах, командировках. Как-то один из инвесторов предложил мне сыграть с ним партию. И так мое хобби возобновилось. Постепенно я подключила к шахматам очень многих других коллег и партнеров. Поскольку все мы очень заняты, то играем онлайн, с помощью приложений на планшетах и смартфонах. Есть свободная минута – отвечаешь на ход. Одновременно у меня может быть до семи досок. И все это без отрыва от перелетов, работы, даже переговоров.

Если хочешь узнать человека поближе, понять его алгоритм действий, сядь с ним за шахматную доску

В основном люди, с которыми я играю, уже добились колоссального успеха, сделали миллионные состояния. Они берутся за шахматы по самым разным причинам: кому-то просто интересно, кто-то, как я, когда-то играл в институте, один человек мне даже так сказал: «Я боюсь болезни Альцгеймера, поэтому постоянно тренирую мозг». Ну а я, наверное, играю потому, что в шахматных партиях необходимо строить логические цепочки и моделировать возможные ситуации. Таким образом я могу использовать свое умение прогнозировать события – в этом случае я рассуждаю именно как математик, у меня нет никакого шестого чувства, только логика. А так как мы все не профессионалы, а любители, то мы, конечно же, не разыгрываем какие-то специальные комбинации. И поэтому в стиле игры проявляется характер каждого. В основном у моих соперников активный, атакующий стиль. У меня же несколько иная манера – я ловлю противника на его ошибках и извлекаю выгоду из этой позиции.

Мои противники в основном мужчины. Наверное, потому, что моя работа связана с финансово активными людьми, а это, как правило, представители сильного пола. Каждый из них по-разному реагирует на свой проигрыш. Кто-то мне говорит, что очень злится, когда видит мой перевес. А кому-то даже импонирует, что у него выигрывает женщина.

Но в игре важна не только победа – мне, например, всегда интересно наблюдать за соперником. Вообще, мне кажется, если хочешь узнать человека поближе – понять его эмоции, алгоритм действий в разных ситуациях, – сядь с ним за шахматную доску. Кроме того, постоянно играя, ты и сам совершенствуешься. Шахматы помогают не только анализировать и прогнозировать, но и быстро принимать решения и имплементировать их. Плюс в шахматной партии просчитываются риски – каждый ход должен быть обдуман и продуман на 10 шагов вперед. И потом, в игре ты видишь не только ошибки оппонента, но и свои собственные.

Для меня в шахматах всегда самое сложное было завершить игру. Так очень часто бывает – что все слабы именно в конце. Мало привести партию к эндшпилю, нужно еще и поставить мат в ситуации, когда на доске уже мало фигур. Это очень непросто, и тут необходимы определенные знания. Могу посоветовать хорошую книжку – Ирвин Чернев «Практические шахматные окончания». Там триста вариантов разбора эндшпилей. В школе мы все это разбирали. Я уже почти ничего не помню, но какие-то принципы, технологии в голове отложились. Еще есть книжка для начинающих «Боби Фишер учит играть в шахматы».

Но ничто не заменит практику. Уверена, что абсолютно любой человек может научиться играть в шахматы. Считается, что к шахматам более склонны люди с техническим, аналитическим складом ума. Но это совершенно необязательно. Мне попадались абсолютные гуманитарии, которые играли просто здорово. Это игра для думающих. Она показывает ваше логическое и абстрактное мышление, возможно, даже «вытаскивает» его из глубины. Если оно у вас в принципе есть, то обязательно проявится. Конечно, все это больше относится к игрокам-любителям. Когда встречаются профессионалы, в ход больше идут технологии. Профессионалу со мной будет неинтересно, как и мне с ним. Это скорее будет машинальная игра, как с компьютером.

А вообще шахматы для меня – это гораздо больше чем хобби. Ведь благодаря им сложилась моя личная жизнь. На втором курсе мы с одногруппниками поехали на майские праздники в дом отдыха. Устраивали там шахматные турниры – двигали огромные фигуры, которые стояли прямо на улице, на земле. И в это же время в этом же доме отдыха был мой будущий муж со своей компанией. Он просто подошел ко мне и предложил сыграть в шахматы – так мы и познакомились. С тех пор и играем вот уже 10 лет

Из архива «Как потратить»

Читайте также