Бизнесмены, отдавшие свое сердце (и деньги) парусному спорту

Достичь успеха на деловом поприще – и уйти в море: миссия выполнима

Самые успешные бизнесмены мира потянулись в парусный спорт сравнительно недавно. И в отличие от футбола, где богачами – хозяевами команд никого не удивишь, в профессиональном яхтинге они не только владеют экипажами, но и сами выходят в регаты.

Пока не закончился сезон, самое время познакомиться с семью бизнесменами, от которых зависит облик современного «паруса».

Торбьорн Торнквист, мажоритарный акционер Gunvor, команда Artemis Racing

Торнквист заработал сначала хорошую репутацию, а затем и состояние в нефтяном бизнесе. Набравшись опыта в British Petroleum и ряде других международных компаний, в 2000-м он основал группу Gunvor (Торнквисту принадлежит 87% акций компании). Преуспев в бизнесе, он понял, что торговля нефтепродуктами уже не приносит ему такого удовлетворения, как раньше, и занялся поиском себя. Настоящее призвание швед нашел в парусном спорте.

Основанная им команда Artemis Racing, выступающая под эгидой Королевского яхт-клуба Гетеборга, – неизменный участник последних Кубков «Америки», самого престижного соревнования в мире. В активе экипажа Торнквиста череда побед в одной из наиболее значимых серий регат RC44 Championship Tour.

Эрнесто Бертарелли, инвестор, команда Alinghi

Бертарелли с сестрой Доной в конце 1990-х унаследовал от отца компанию Serono, которая занималась биотехнологиями и производством лекарств. Дети сделали родительский бизнес более эффективным и продали его спустя десять лет гиганту Merck за $9 млрд. Эрнесто стал самым богатым швейцарцем, создал благотворительный фонд и отправился к новым победам – под парусом. Еще будучи совладельцем Serono, Бертарелли не жалел средств на свой экипаж Alinghi.

Пик его успехов пришелся на середину 2000-х – тогда команда дважды подряд выиграла Кубок «Америки», прервав гегемонию американских, австралийских и новозеландских синдикатов, и впервые с 1851 года вернула трофей в Европу. Дальнейшей «гонки парусных вооружений» Бертарелли не вынес и перешел в более скромный класс катамаранов Extreme Sailing Series.

Ларри Эллисон, владелец Oracle, команда Oracle Team USA

Основатель и владелец ИТ-гиганта Oracle – один из самых влиятельных и богатых людей мира. И привык везде и во всем добиваться успеха. Не случайно в его любимом парусном спорте Эллисону уже пять лет нет равных.

Надо признать, что для миллиардера начало пути в яхтинге после приобретения собственной команды в 2000 году получилось весьма тернистым. Погоня за Кубком «Америки» неизменно оборачивалась обидными поражениями, а первый триумф в 2010-м (над яхтой Alinghi Эрнесто Бертарелли) запомнился скорее многомесячными судебными тяжбами с соперниками о трактовке правил. Тем не менее два года назад Oracle Team USA наконец победила по-честному и без вопросов. Ей удалось во второй раз подряд вы­играть Кубок «Америки», одолев в бескомпромиссной борьбе у берегов Сан-Франциско неуступчивых новозеландцев.

Никлас Зенстрем, основатель Skype и Zennstrom Philanthropies, команда RAN Racing

Мало кто знает, но родина Skype – Северная Европа. Программу, ставшую пионером в мире интернет-коммуникаций и видеосвязи, разработали датчанин Янус Фрис и швед Никлас Зенстрем вместе с группой эстонских программистов. Запустив бизнес в 2003-м, уже через два года основатели продали его eBay за $2,6 млрд. Сейчас Skype принадлежит Microsoft, а Зенстрем развивает стартапы и помогает людям через свой благотворительный фонд. А вот парусный спорт давно стал для него хобби номер один. В отличие от многих других владельцев швед всегда сам управляет яхтой – коллеги признают, что он один из самых лучших рулевых-любителей в мире.

Сейчас RAN Racing выступает в прогрессивной серии TP52 Super Series, а сам Зенстрем является президентом этого класса.

Джим Кларк, основатель Netscape, команда Comanche

Кларк – один из героев интернет-бума 90-х. Он случайно попал в мир высоких технологий, но извлек из него максимальную выгоду. Вместе с партнером Марком Андрисеном они основали Netscape и создали один из первых браузеров. Спустя пару лет им удалось выгодно продать бизнес, а Кларк стал богаче на пару миллиардов и смог реализовать увлечение яхтами. Сначала он и не думал о соревнованиях, заказав для себя в Нидерландах одну из самых больших шхун в мире – 90-метровую Athena.

В спорте 71-летний Кларк дебютировал уже в этом году, построив на американской верфи Hodgdon Yachts карбоновый парусник Comanche. 30-метровая лодка принимает участие в регатах суперъяхт и ставит рекорд за рекордом. В частности, в недавней трансатлантической гонке Comanche прошла за сутки 618 морских миль, чего не удавалось раньше ни одной монокорпусной яхте.

Игорь Симчич, владелец Medot, команда Esimit

Симчич родом из обеспеченного словенского рода виноделов, владеющего землями в Гориции, на границе с Италией. В юности он служил матросом на яхте Helisara австрийского дирижера Герберта фон Караяна, там и полюбил морской образ жизни.

Получив управление над семейным бизнесом по производству игристого вина, Симчич взялся за осуществление мечты. Ему хотелось создать парусную команду – символ единения исторической области Гориция, которая оказалась разделена между Словенией и Италией. Так в 1995 году родился проект Esimit. Теперь экипаж получил политический вес и выступает под флагом Евросоюза в конкуретных классических регатах, в том числе под эгидой Rolex. С 2010-го Esimit, в составе которого 18 яхтсменов из 11 стран, включая Россию, финишировал первым в 38 гонках подряд.

Валентин Завадников, инвестор, вице-президент бизнес-школы «Сколково», команда «Синергия»

Экс-топ-менеджер РАО «ЕЭС России» и один из акционеров алкогольной компании «Синергия», добился, пожалуй, наибольшего успеха в парусном спорте среди всех отечественных бизнесменов. Завадников, по его словам, в яхтинге оказался еще в раннем детстве. В профессиональном парусе он с экипажем «Синергия» собрал впечатляющую коллекцию призов в тех сериях, где владельцы сами управляют своими лодками.

Несколько лет назад поговаривали, что именно Завадников соберет первую в истории российскую команду для участия в Кубке «Америки», но проект так и не был реализован. Сейчас «Синергия» выступает в демократичных сериях Melges, а сам бизнесмен за свои заслуги в деле популяризации парусного спорта оказался в числе немногих россиян – членов легендарного Яхт-клуба Монако.

Фото: East News, Top Foto/Fotodom.ru, Alamy/Vostock Photo, РИА Новости

Читайте также