Цифровой детокс: кому нужно отдохнуть от интернета?

В 2018-м жители Земли совокупно провели в сети... 1 миллиард лет. Хорошо это или плохо?

Невероятно, но факт: Apple и Google под давлением общественности учат пользователей отвлекаться от гаджетов, а Coca-Cola ставит эксперимент – как долго современный человек может продержаться без смартфона! Такова новая реальность, в которой интернет-зависимость в лучшем случае сравнивают с любовью к сладкому, а в худшем – с опасной болезнью. Только вдумайтесь: согласно данным аналитического агентства We Are Social и SMM-платформы Hootsuite, в 2018 году количество интернет-пользователей увеличилось на 7% по сравнению с предыдущим годом, до 4,021 млрд человек.

А что же среднестатистический пользователь интернета? У него тоже все по плану: около 6 часов в день – это на 12% больше, чем годом ранее, – он пользуется устройствами, подключенными к сети, свидетельствуют данные GlobalWebIndex. То есть примерно треть своего дня! Получается, в прошедшем году жители Земли совокупно провели в интернете 1 млрд лет. Как же было потрачено это время?

Часто, но с пользой

Оказалось, что в России, где доля интернет-пользователей, по данным опроса ВЦИОМ, превысила 75% от общего числа населения, в сети занимаются довольно полезными делами.

Чаще всего респонденты говорили, что заходят в интернет для общения с друзьями и близкими (64% ответов), в поиске новостей (60%) и развлечений (54%). Каждый второй благодаря интернету проходит обучение и получает самообразование (49%), осуществляет банковские операции (46%) и покупает товары и услуги (34%). Оказалось, что 90% молодых людей 18–24 лет ежедневно выходят онлайн. Неудивительно, что четверть россиян считают: в случае отключения интернета их жизнь резко изменится.

Похожее распределение сетевого времени и в других странах. То есть интернет помогает общаться, учиться, вести хозяйство. В чем же проблема?

Сетевой синдром

Переизбыток информации снижает интеллектуальные способности и творческий потенциал, доводит до нервного расстройства – десять лет назад ученые пугали этими выкладками работников IT-индустрии и менеджеров крупных корпораций, вынужденных за день просматривать сотни сообщений в электронной почте и интернете. «Ученые уверены: если вы не успеваете обрабатывать информацию по мере ее поступления, то испытываете стресс, а он может вас истощить и выбить из колеи», – писал Пол Хемп для Harvard Business Review ровно 10 лет назад.

Психиатр Эдвард Хэллоуэлл в свою очередь утверждал, что у современного человека на работе формируется комплекс дефицита внимания (КДВ). Этот недуг возникает из-за чрезмерной нагрузки на мозг и проявляется в нервозности, раздражительности, неорганизованности, неспособности сосредоточиться и расставить приоритеты. КДВ, по мнению Хэллоуэлла, такая же примета времени, как автомобильные пробки.

Если вы откажетесь от гаджета на год, у вас появится 16 000 минут для занятий любовью

Не отставала от коллег и Линда Стоун, автор термина «частично-непрерывное внимание», описывающего состояние работников умственного труда. В середине 2000-х годов она заявляла, что все чаще выявляет «апноэ электронной почты» – бессознательную приостановку равномерного дыхания во время открытия поч­товой программы!

Дальше – больше. Исследование, проведенное по заказу Hewlett-Packard, показало: если работники умственного труда отвлекаются на звонки, мессенджеры и электронную почту, их показатели IQ снижаются в среднем на 10 пунктов по сравнению с обычным уровнем – это в два раза больше, чем при курении марихуаны. Согласно исследованию Microsoft, человек, отвлекающийся на письмо или сообщение, может погрузиться в отложенную работу не ранее чем через 24 минуты. А научный сотрудник Harvard Business School Тереза Амабиле обнаружила, что, когда люди часто отвлекаются от работы, их творческая активность затухает. Человек справляется с решением сложных задач, только если его никто не дергает и не отвлекает, уверяет она.

Слабые и зависимые

Но технологии стремительно меняют общество. Теперь миллиарды жителей Земли, включая домохозяек и детей, едва вышедших из младенческого возраста, ежедневно видят сотни, а то и тысячи видео и текстовых сообщений. Развитие социальных сетей и стриминговых сервисов привело к тому, что человек может проводить у светящихся экранов по 11 часов в день!

В 2013-м Американская психиатрическая ассоциация признала интернет-зависимость новым психичес­ким заболеванием. Но в том же году мировое научное сообщество начало использовать новый, более лояльный термин: «цифровая зависимость». Ученые разных стран практически одновременно стали говорить о проблеме цифрового слабоумия (digital dementia) – неумении решить какую-либо жизненную задачу без использования гаджета. «На каком сайте это искать?» – первый вопрос современного ребенка в любой непонятной ситуации.

Дети в возрасте между семью месяцами и двумя годами испытывали наибольшее беспокойство и наименьшее желание изучать окружающий мир, если их родители были погружены в свои мобильные устройства

Бун Джи Вон, врач из центра исследований мозга в Сеуле, предупреждает, что цифровая деменция приводит к разрушению познавательных способностей. В Южной Корее, где каждый ребенок владеет несколькими гаджетами, проблеме цифровой зависимости уделяют особенно много внимания: крупные клиники и общественные организации устраивают и для детей, и для взрослых курсы цифровой детоксикации – временного отказа от гаджетов и социализации.

Apple против смартфонов

Крупный бизнес торопится доказать, что проблему видит и заботится о здоровье общества. Так, например, принадлежащий Coca-Cola производитель витаминизированных напитков Vitaminwater в канун новогодних праздников объявил в своем Twitter о поиске американцев, готовых ради эксперимента провести год без смартфона. Победителю обещана премия $100 000.

Но если для производителя напитков подобный эксперимент – яркая маркетинговая акция, то для разработчиков смартфонов меры по борьбе с интернет-зависимостью становятся необходимостью. В прошлом году сразу два инвестора Apple – Jana Partners и Пенсионный фонд учителей государственных школ штата Калифорния – раскритиковали компанию, заявив, что ее продукты вызывают зависимость, особенно у детей и подростков. В ответ тем же летом корпорация представила в обновленной операционной системе сервис «Цифровое здоровье». Пользователи операционной системы iOS 12 смогут настраивать режим «Не беспокоить» для блокировки уведомлений, которые также по умолчанию не будут приходить в ночное время. В специальном разделе пользователь сможет еще и посмотреть, сколько времени он уделяет программам, и установить лимиты их применения. Есть функция ограничения использования устройства для детей.

Похожий сервис есть и у Google: к примеру, пользователи Android могут следить, сколько часов и минут они провели в приложении, и получать напоминания о необходимости сделать перерыв. «Мы должны понимать, что это просто гаджеты, а не разновидность наркомании», – сказал агентству Bloomberg Тони Фаделл, бывший сотрудник Apple, в свое время принимавший участие в разработке iPhone и iPad.

Но так считают далеко не все.

В поисках потерянного времени

Оказалось, что получить $100 000 у Сoca-Cola будет сложно. Согласно недавним исследованиям, треть американцев скорее откажется от секса на три месяца, чем от смартфона на одну неделю, напоминает писатель и ученый Пол Гринберг в колонке для New York Times.

Сегодня больше трех четвертей граждан США владеют смартфонами. В 2018 году 253 млн американцев потратили $1380 и 1460 часов (то есть более 60 суток) на свои смартфоны и другие мобильные устройства, перечисляет Гринберг в тексте под заголовком «В поисках потерянного экранного времени».

«Представьте, что мы могли бы сделать с нашими деньгами и временем, если бы на год отказались от смартфона?» – спрашивает писатель. И сам дает некоторые ответы. Их у него так много, что скоро у Гринберга выходит книга «iQuit: 50 Things to Do iNstead». И эта книга – часть набирающей обороты пропагандистской компании по «цифровому детоксу».

Если бы американцы перечислили те деньги, что тратят на смартфоны, на программы по очистке океана от пластика, это позволило бы решить проблему на 70 лет вперед

Но вернемся к нашим смартфонам. Итак, в среднем американец потратит за десять лет на свой смартфон $14 000, или $70 000 за время своего трудоспособного возраста, подсчитывает Гринберг. Консервативное инвестирование этих средств в фонд с доходностью 4% годовых позволит скопить к пенсии более $1,3 млн, в то время как статистика показывает, что средний размер накоплений американского домохозяйства к пенсии составляет всего $5000.

Англоговорящие люди за 700 часов могут освоить иностранный язык на среднем уровне, подсчитала организация Common European Framework of Reference for Languages. То есть, отказавшись от смартфона, вы можете выучить два, уверяет Гринберг.

Если же вы откажетесь от гаджета на год, у вас появится 16 000 минут для занятий любовью. Если даже секс не решит проблемы в ваших отношениях с партнером, вы можете заплатить за четыре часа приема семейного терапевта. Недостаточно? Терапевт Эстер Перел улаживает проблемы многих пар за три сеанса, пишет Гринберг.

По словам Джорджа Леонарда из природоохранной службы Ocean Conservancy, если бы американцы перечислили те деньги, что тратят на смартфоны, на программы по очистке океана от пластика, это позволило бы решить проблемы азиатских стран, которые являются основными источниками загрязнения, на 70 лет вперед.

Исследования показывают, что дети в возрасте между семью месяцами и двумя годами испытывали наибольшее беспокойство и наименьшее желание изучать окружающий мир, если их родители погружены в свои мобильные устройства, напоминает Гринберг. Привязанность к родителям закладывается во младенчестве со зрительного контакта, объясняет он. «Каждый раз, когда вы смотрите в глаза ребенку вместо экрана смартфона, вы инвестируете в будущее», – заключает он.

Правильные сети

Не стоит проводить параллель между алкоголем и другими наркотиками и интернетом, предостерегает психолог Ян Кальбитцер в своей книге «Цифровая паранойя» («Digitale Paranoia»). Для начала нам нужно научиться отделять обоснованную озабоченность от иррациональных параноидальных страхов, уверен он. Он предпочитает сравнивать свойство интернета затягивать людей с нашей любовью к сахару, способному быстро обеспечить наш организм энергией. Взаимодействие с цифровыми устройствами – закономерный этап развития общества, считает эксперт. Да, цифровая зависимость – это действительно проблема, но следует бороться не против гаджетов, а за их грамотное использование.

«В интернете есть аспекты, в некотором смысле являющиеся психологическими эквивалентами сахара», – пишет Кальбитцер. И он недалек от истины: ведь бессмысленное, казалось бы, времяпрепровождение за онлайн-играми действительно способно помочь снять напряжение и зарядиться новой психической энергией. Однако тут же встает вопрос о правильной дозе: как избыток сахара ведет к плохим зубам и лишнему весу, так и чрезмерное «зависание» в интернете может вылиться в полную индифферентность к окружающему миру.

Мировой рынок mobile learning (обучения с помощью мобильного устройства) к 2020 году достигнет $37,6 млрд. А рынок решений в области «мобильного здоровья» ежегодно будет расти на треть и достигнет $102,43 млрд к 2022 году.

Но если путать обычную увлеченность с зависимостью, то «существует большой риск того, что мы будем ошибочно определять заболевание у здоровых людей», предупреждает ученый. Это снова породит пустые страхи по отношению к сети. Ну а факт, что мы все чаще смотрим в свои смартфоны, эксперт объясняет тем, что гаджеты помогают нам общаться с друзьями и родными. «Если человек уходит в интернет, чтобы там пообщаться с друзьями в чате, то это нельзя назвать пренебрежением социальными контактами, типичным для зависимостей», – уверен Кальбитцер.

Между тем мобильные устройства становятся популярным средством не только для поддерживания дружеских и родственных связей, но и для получения дополнительного образования. По оценке аналитической компании Markets and Markets, мировой рынок mobile learning (обучения с помощью мобильного устройства) к 2020 году достигнет $37,6 млрд. А ведь каких-то десять лет назад его просто не было.

Гаджеты помогают следить и за здоровьем. Те же смартфоны предлагают программы контроля показателей самочувствия и физической активности, не говоря уже о доступе к возможностям телемедицины. По оценкам Zion Market Research, рынок решений в области «мобильного здоровья» ежегодно будет расти на треть и достигнет $102,43 млрд к 2022 году. Ежегодно он будет увеличиваться более чем на треть.

Самая же главная проблема возникает оттого, что в интернете взрослые часто совершают те же ошибки, что и в офлайне, объясняет Кальбитцер. «Мы перестаем ощущать, где и когда должны быть рядом с детьми, чтобы помочь им в освоении новых просторов, какие стратегии решения задач мы хотим передать детям, какие границы хотим научить соблюдать», – объясняет психолог в своей книге. «Найдите время, чтобы вместе с детьми посетить те места в интернете, где они бывают. Чаще заходите на сайты, о которых рассказывают вам дети. Найдите наконец возможность всей семьей побыть онлайн, пусть даже просто вместе посмотреть видео на ютубе. Научите детей и научитесь сами получать информацию онлайн, которая может трансформироваться в знания и навыки, и цифровой мир принесет вам только пользу», – уверен Кальбитцер.

Читайте также