Цвет в дизайне и в повседневной жизни: тенденции и история

Рассуждают аналитики и игроки рынка

Цвет – один из важнейших параметров, благодаря которому мы принимаем и воспринимаем дизайнерские идеи. А еще это своеобразный код, через который познается мир в его эмоционально окрашенной вещественности – радостной ли, печальной ли или агрессивной. И когда французский историк и культуролог Мишель Пастуро в своей серии книг Histoire d’une couleur описывает историю цветов – черного, красного, синего, зеленого, – он прежде всего рассказывает историю эстетических, психоэмоциональных сфер, историю моды и образа жизни, а вовсе не историю искусств.

Утонули в палитрах

Цвет был важен и в XVII веке, важен и сейчас. Но если брать конкретно сферу моды, нельзя не заметить, что колористическая диктатура сегодня слегка пошатнулась. Если еще лет десять назад совсем несложно было выделить «главный цвет сезона», сегодня ответить на этот вопрос довольно затруднительно. «Сейчас всего много, царит разно­образие диаметрально различных трендов. Думаю, основная причина этой хаотичности – в демонополизации информационных каналов, диктующих вкусы покупателям и производителям, – объясняет Кирилл Волков, директор по маркетингу в компании Premier Retail. – Когда-то в моде безраздельно правили несколько глянцевых изданий и две недели моды. Сейчас же действуют тысячи блогеров, небольших брендов, трендсеттеров, которые получили прямой доступ к аудитории через социальные сети. И индустрия разделилась на множество «клубов по интересам».

Этот судьбоносный для моды диджитал-поворот осознают и сами дизайнеры. «В нашу эпоху уже не имеет смысла ориентироваться на модные тенденции относительно цветов. Вот сейчас, к примеру, очень популярна красная гамма: алый, марсала и т. д. Но если вы спросите меня, следует ли покупателям бежать за красными кроссовками, я отвечу «нет», – говорит глава и креативный диретор итальянского бренда Premiata Грациано Мацца. – Пока ты успеешь доехать до магазина, они благополучно выйдут из трендов. С одной стороны, такая стремительность обременяет, но с другой стороны, она подталкивает тебя среди всего этого разнообразия и пестроты найти именно твой стиль и цвет».

Если раньше существовали так называемые правила цвета, в том числе связанные с сезонностью, то сегодня больше никаких правил нет. Есть лишь самовыражение, убеждена Лори Прессман, вице-президент Института цвета Pantone Color Institute: «Больше нет правильного или неправильного, люди теперь активно используют цвет, чтобы подчеркнуть свое уникальное положение в мире».

В коробке с красками

Да, Институт цвета Pantone продолжает объявлять главный цвет года (Pantone Color of the Year), на который ориентируются дизайнеры всех мастей, но это вовсе не диктат, а констатация омниканальных процессов в обществе, в культуре, это фиксирование существующего тренда, а не его насаждение.

«Цвет года по версии Pantone – своего рода образовательная программа, призванная рассказать, что на языке цвета происходит в мировой культуре, в обществе. Популярность того или иного оттенка становится своеобразным символом нашей эпохи, – рассуждает Лори Прессман. – Мы исследуем индустрию развлечений, творчество современных художников, социо­экономические условия, грядущие крупные спортивные события – да все на свете!»

В ближайшее годы, по мнению специалистов Pantone, определяющими станут следующие мировые процессы: диджитализация и технологии (они «подарят» нам яркие, в частности неоновые, оттенки), отсутствие гендерной цветовой определенности (нет и не будет больше женских/мужских цветов), индивидуализация (отсюда неожиданные, негармоничные цветовые сочетания), забота об экологии (а значит, оттенки зеленого, синего и земли), роботизация (футуристичные, металлические тона).

Главным цветом 2019 года назван коралловый Living Coral. Но «назревал» этот оттенок давно. «Коралл красив – он идеален для весны и лета, и мы активно использовали его еще летом 2018 года, – рассказывает Триша Гилд, основательница бренда Designers Guild, декоратор, автор книги Paint Box, посвященной цвету в интерьере. – Мы думали о мягкости, о цветочных лепестках, о природной естественности, предлагая сочетать его с серым и лиловым».

Интерьерные дизайнеры подсматривают цветовые решения на подиумах, а модельеры ищут вдохновение в окружающих пространствах. Но как производители одежды, так и дизайнеры помещений, традиционно прислушиваясь к аналитике Pantone, вырабатывают и собственные методы поиска актуального.

«Люди лучше покупают краски, если они ассоциируются у них с местами, где они побывали»
Рут Моттерсхед
директор по маркетингу Little Greene

Самый распространенный источник для колористических фантазий – путешествия, краски мира. «Я стараюсь анализировать палит­ры разных стран и городов – они всегда уникальны, их только надо увидеть, – рассказывает та же Триша Гилд. – Моя любимая палитра – «индийская»: там и интригующий розовый, и глубокий карминно-красный, и насыщенный баклажановый, и каменисто-черный... Для меня все эти краски – образный микс женственности, силы, динамики. На другом же «полюсе» – Скандинавия с ее угольно-серым, морским синим, яичным и белым, конечно».

Вдохновляются путешествиями и в английской компании – производителе красок Little Greene. «Люди лучше покупают краски, если они ассоциируются у них с местами, где они побывали, и нам тоже близок такой подход. Еще здорово, если это место – не просто точка на карте, а какая-то небанальная достопримечательность. К примеру, наш синий оттенок Ultra Blue пришел из Сада Мажорель, в Марракеше, который в свое время купил знаменитый кутюрье Ив Сен-Лоран (сегодня там музей)», – рассказывает директор по маркетингу, дочь основателя Little Greene Рут Моттерсхед.

Регулярно совершает путешествия и Грациано Мацца из Premiata. «Наша весенне-летняя коллекция наполнена неожиданными яркими цветами – ее истоки в одном из самых удаленных и аутентичных уголков мира – в сердце Анд, где проходит грандиозный карнавал, полу­языческий праздник единения с природой с кульминацией в виде ритуала сожжения «дьявола карнавала», символизирующего дух плодородия (Пачамама, или Мама Пача)», – делится он.

Все относительно

Вместе со всплесками моды на те или иные палитры в ходе истории можно наблюдать и то, как в разные эпохи меняется отношение к цветам – от полного отторжения до восхищения и наоборот. И порою на повсеместное приятие того или иного оттенка требуются десятилетия и даже века. «К примеру, желтый был любим в течение всего XVIII века, но лишь в XX, когда влиятельный британский дизайнер интерьера и законодатель вкусов Нэнси Ланкастер стала широко использовать этот цвет, он действительно вошел в мейнстрим. И сегодня является одной из основ декора», – рассуждает Шарлотта Косби, главный дизайнер компании по производству красок и обоев Farrow & Ball.

Еще один цвет со сложной судьбой – розовый, и у него своя захватывающая история. «Розовый, популярный в эпоху рококо, вышел из моды к XIX веку, и только с введением светостойких химических красителей в XX веке пришла пора его нового признания. И, что любопытно, до 1940-х годов розовый был оттенком, который ассоциировался преимущественно с мальчиками, а не с девочками», – рассказывает Рут Моттерсхед из Little Greene.

Примечательные примеры сложной цветовой судьбы приводит и Лори Прессман из Pantone. «Лет 20 назад мы провели опрос: респонденты должны были дать быстрые ассоциации на коричневый спектр. И в итоге мы получили следующие ответы: грязь, земля, плодородие. Спустя годы акценты сместились. Теперь коричневый ассоциируется с богатством, с силой, с деликатесами, – рассказывает Прессман. – Или возьмем фиолетовые, пурпурные тона. Сначала эти оттенки были «зарезервированы» за королевскими особами, маркировали сверх-роскошь. Но перенесемся в 1960-е – после того как Джими Хендрикс сделал эту палитру символом контркультуры и психоделики, отношение изменилось. А в 1970-х и 1980-х годах Дэвид Боуи и Принс связали фиолетовый еще и с глэм-роком. Так что сегодня этот цвет для нас буквально напичкан смыслами: в нем есть немного и от роскоши, и от нонконформизма, с оттенками смелости, оригинальности».

Манипулируя толпой

Эмоции в восприятии цвета перевешивают любое другое восприятие – эстетическое, рациональное… Особенно это важно при выборе палит­ры интерьера. «Ведь одежду неприятного оттенка можно выбросить, а расстаться со стенами гораздо сложней, – говорит Рут Моттерсхед из Little Greene. – Создавая цветовую гамму в разных комнатах, мы программируем настроение, которое останется с нами в этих пространствах надолго: для спальни, возможно, мы выберем спокойные краски, нежные, для кухни яркие, чтобы создать веселую, энергичную атмосферу». С ней согласна и Шарлотта Косби из Farrow & Ball: «Яркие цвета подвигают нас творить, работать, общаться, поэтому они уместны в столовой, на кухне, в «социальных» пространствах».

Осознавая важное эмоциональное значение цвета, различные компании-производители и продавцы используют его в качестве инструмента манипуляции покупательским поведением. «Цвет играет огромную роль в маркетинге! Большие усилия прикладываются во всей цепочке – от производства до продажи и рек­ламы, чтобы сначала «раскрутить» трендовый цвет или принт, чтобы покупатель затем, под влиянием рекламы, побежал его покупать, – рассуждает Кирилл Волков из Premier Retail. – Главное для производителей и владельцев магазинов – не использовать цвет во вред себе. Зачастую марки стараются быть модными и инновационными, но их покупатели оказываются более консервативными, и некоторые остромодные цвета они просто игнорируют. Кроме того, не всегда учитываются локальные культурные особенности в восприятии цвета. Например, в мусульманских странах особое отношение к зеленому цвету, в Азии любят чистые цвета и т. п. Также бывает, что неправильно выбирается баланс между популярными базовыми цветами (черный-серый-синий-коричневый) и трендовыми. Если базовых слишком много, то коллекция может получиться скучной, если мало, то велик риск больших «остатков».

Таким образом, в XXI веке цвет, являясь важным маркетинговым инструментом, оставаясь эмоциональным и культурном кодом, продолжает жить своей жизнью. Меняется восприятие многих оттенков, уходит монополизация подиумов каким-то одним доминирующим колористическим набором.

Но одно можно сказать смело: и в будущем цвет останется одним из главных «шифров», связывающих человека с реальным миром. Ведь, как утверждает Лори Прессман из Pantone, «цвет – это первое, что мы воспринимаем в предмете, и последнее, что забываем»!

Читайте также