Москву ждут «Дни французского дизайна»

У нас в гостях один из участников – органный мастер Филипп Красс

В Посольстве Франции с 29 по 31 мая пройдут «Дни французского дизайна». Ателье и семейные мастерские привезут в Россию всякие диковины: метлахскую плитку, сделанную по старинным технологиям, матрасы, вышитые вручную, а еще механический орган-секретер. Кстати, похожий инструмент Наполеон Бонапарт подарил своему маршалу Мюрату за верную службу. Корреспонденту «Как потратить» удалось пообщаться с создателем органа, реставратором шарманок из Тулузы Филиппом Крассом и выяснить все подробности.

Когда у Филиппа Красса спрашивают, чем он занимается, он отвечает: только не пишите, что я органный мастер, на самом деле, я занимаюсь тем, что ласкаю ваш слух. Филипп реставрирует старинные шарманки – подобные той, на которой играл бродячий музыкант Виталис из романа Гектора Мало. Еще Филипп восстанавливает органы, которые раньше устанавливали в центре каруселей на городских ярмарках: под их музыку французские дети кружились на деревянных лошадках.

«Французы не сразу осознали ценность этого наследия, – объясняет Филипп. – После войны шарманки и органы за бесценок скупали американцы. Французы заинтересовались старинными музыкальными инструментами только в 70-е». Сам Филипп попал под очарование шарманки по чистой случайности.

Рядом с его домом в Париже находилась антикварная лавка. Хозяином ее был Ален Виан, брат знаменитого писателя Бориса Виана. «Мы с ребятами часто толпились у его витрины, там было множество старинных ярмарочных органов, мы просто не могли от них отойти», – рассказывает Филипп. Поначалу Ален Виан прогонял ребят – «мы мешали ему принимать клиентов» – замечает Филипп. Затем антиквар решил дать ребятам что-то из своей коллекции, чтобы занять их на какое-то время. «Это была поломанная шкатулка, я ее починил и принес Виану. Его это позабавило. Он перестал выгонять меня. Вскоре мы стали друзьями», – рассказывает Филипп. Ему тогда было 12. Шел 1963 год.

Филипп становится частым гостем в лавке Виана. «Я полюбил эти инструменты, очень быстро я понял, что хочу заниматься их реставрацией и больше ничем», – вспоминает Филипп. Но в то время во Франции реставратор – не та профессия, о которой мечтают. «Тогда Франция грезила прогрессом. Родители настояли на том, чтобы я окончил коммерческую школу, стал специалистом по рекламе. Но я продолжал все свободное время посвящать органам и шарманкам. Когда в 1976 году я переехал в Тулузу и открыл свою мастерскую Le Ludion, родители удивились. Стоило ли платить за твою учебу, чтобы потом ты сделался простым мастером! – сказали они мне. Но у меня не было никаких сомнений. Я твердо знал, что хочу заниматься только этим».

В то время школы реставраторов музыкальных инструментов во Франции не существовало. Филиппу пришлось всему выучиться самому. «Я дружил со многими шарманщиками и органистами, они-то и передали мне свое мастерство», – объясняет Филипп. А еще ничего бы не получилось, если бы Филипп не встретил Еву. «Моя жена обожает старинные инструменты так же, как и я. Она полностью меня поддерживала с первых дней и во всем мне помогала. Если бы не она, я бы не смог полностью отдаться любимому делу».

Но чем шарманка лучше компакт-диска? Шарманка, равно как и ярмарочный орган, играют живую музыку, – объясняет Филипп. – Эксперименты ученых подтвердили: люди без труда отличают живую музыку от той, что играется в записи. Воздействие живой музыки на психику гораздо благотворней. Живую музыку можно было бы сравнить с едой, приготовленной из свежих продуктов своими руками. Это не полуфабрикат».

Со временем Филипп стал сам изготавливать музыкальные инструменты. В Москве он представит свой кабинетный автоматический орган-секретер. Похожий можно увидеть на втором этаже Эрмитажа: за ним Екатерина Вторая вела переписку с Вольтером.

«Автоматические инструменты всегда привлекали сильных мира сего, – рассказывает Филипп. У многих французских королей были такие органы: они могли заменить собой целый оркестр. С XVIII века появляются органы-секретеры. Вельможи могли писать любовные письма, слушая прекрасную музыку. Мы решили восстановить эту традицию. Единственное отличие нашего органа от того, что был в чести у русской императрицы: тот орган нужно было приводить в действие ручкой, теперь вам достаточно выбрать одну из старинных мелодий в приложении в вашем смартфоне, и орган исполнит ее. Но не надо путать наш орган с большой аудиоколонкой. Это настоящий музыкальный инструмент. Просто его трубы приводит в действие карты памяти, а не перфориванный картон, как это было раньше. Это наша запатентованная технология».

«Конечно, без этих музыкальных инструментов можно обойтись, это не предмет первой необходимости, – добавляет мастер. – Но какой-же приятной может быть жизнь, когда у вас есть возможность их слушать! Это и есть искусство жить по-французски».

Читайте также