В Москве прошла выставка Александра Рубцова – «русского художника Магриба»

О таинственном живописце рассказывает коллекционер Меди Дусс

Забытый на родине, Александр Рубцов широко известен за ее пределами как русский художник Магриба. Его искусство одновременно принадлежит русской, французской и арабской культурам. Приехав в Тунис в качестве стипендиата Петербургской Академии Художеств (1914), Рубцов так и остался там – сначала из-за политической ситуации, а потом искренне полюбив эту страну.

Меди Дусс – бизнесмен, ресторатор, коллекционер, родом из Туниса. На долгие годы он связал свою судьбу с Россией и сегодня, в преддверии первой в России выставки работ Рубцова рассказал о своей уникальной коллекции и об удивительном переплетении судеб художника и коллекционера.

Вы приехали в Россию в 1981 году в период большой турбулентности в стране. Чуждая вам культура, религия, невыносимый для тунисца климат. Что вас сюда привело, и как вы могли захотеть остаться здесь в то время?

Я приехал сюда учиться, мне был 21 год. Первый курс университета я закончил в Тунисе. Из 2-х тысяч человек на второй курс тогда перешли только 40 и я был в их числе. В то время Тунисский университет был очень политизирован, молодежь захвачена коммунистическими идеями. Я не был исключением и это повлияло на мое решение поехать учиться в СССР.

А как это восприняли ваши родители?

Конечно, они были против. Мой папа тогда занимал пост замминистра образования Туниса. И я мог выбрать для учебы любую страну: Германию, Францию США... Но я хотел только в СССР. Так что, можно сказать, я приехал сюда по политическим убеждениям. Сначала было непросто, но я сказал себе:»решил - терпи». Потом появились друзья, я встретил свою будущую жену. Так и остался в России. И вот уже больше 30-ти лет моя судьба тесно связана с этой страной.

И это удивительным образом сближает вас с выдающимся художником Александром Рубцовым, русским тунисцем, как называли его на вашей родине. Сегодня вы обладатель одного из самых серьезных собраний работ Рубцова. С чего началась ваша любовь к его творчеству?

Я покинул Тунис очень молодым человеком, и в то время еще ничего не знал о Рубцове. Далеко не все тогда были увлечены искусством в Тунисе. И вот, спустя много лет после моего переезда в Россию, я познакомился с одним русским коллекционером, который сейчас живет в Монако. Когда он узнал, что я тунисец, рассказал мне об удивительном русском художнике, который в начале ХХ-го века жил и работал в моей стране, и попросил помочь найти его картины в Тунисе. Так я впервые услышал об Александре Рубцове. И увидел его работы в коллекции моего нового друга. Это было 12 лет назад. Кстати, мою первую картину Рубцова я получил от него в подарок. Это небольшая акварель - лежащая восточная певица. Вот с этого момента все и началось.

Это была любовь с первого взгляда?

Картины, которые я увидел впервые, были очень достойными. Я стал интересоваться творчеством Александра Рубцова и понял, что это художник номер один в Тунисе. Он меня совершенно заворожил. И, вместо помощника в поиске работ этого замечательного мастера, мой друг-коллекционер приобрел себе конкурента.

А первую картину которую вы сами купили, помните?

Конечно, помню. На ней изображена женщина с зеркалом и шалью во весь рост. Я купил ее через тунисского галериста за 60 тысяч евро.

Какое место, по - вашему, она сейчас занимает в коллекции?

Мне кажется она по прежнему номер один.

Первая картина всегда самая любимая?

Эмоционально это действительно так, но при этом цена на мою первую картину постоянно растет. А показал мне ее как раз мой друг, а теперь конкурент в погоне за работами Рубцова, тот самый коллекционер из Монако.

Как вы поняли, что становитесь настоящим коллекционером? Ведь это уже совсем другая степень вовлеченности. Человек начинает жить своей коллекцией, готов гоняться за каждой работой любимого автора.

Это очень точное замечание. Знаете, если картина Рубцова проходит мимо меня, это просто разбивает мне сердце. Любая, где есть подпись этого художника. Неважно, лучше она или хуже - для меня это катастрофа. Когда мы покупаем его картины на аукционах, и торговля уходит выше оговоренной мною суммы, я принимаю решение отпустить, но это всегда дается мне с болью. Я хочу собрать как можно больше работ Александра Рубцова еще и потому, что наши с ним судьбы как будто бы отражают друг друга, перекликаются. Он русский в Тунисе, я - тунисец в России. Он прожил в Тунисе 35 лет – с 1914- го по 1949-й. Я в России уже 39 лет – примерно одинаково получается. Много параллелей, поэтому он очень близок мне.

Мне кажется, эта эмоциональная связь коллекционера с художником делает вашу коллекцию совершенно особенной, очень личной...

Я хочу сказать что важную роль в формировании моей коллекции сыграл Григорий Бальцер, основатель Baltzer Auction Agency - сервиса, помогающего коллекционеру решать вопросы – от поиска и приобретения отдельных предметов до управления коллекцией в целом. Мы прошли с Григорием на этом пути немало ярких эпизодов. И он не только помогал мне но и искренне радовался со мной каждому новому приобретению. Конечно для аукционного агентства это бизнес, как, впрочем, отчасти и для меня, но я всегда мог поделиться с Григорием радостью души.

Бизнес или страсть для коллекционера его собрание - это открытый вопрос, спор об этом ведется давно. Какая чаша весов перевешивает в вашем подходе? Моя коллекция в первую очередь от любви и страсти, это правда. Пока, самое важное для меня - «духовное удовлетворение». Но, конечно, я не могу не задумываться об инвестиционной составляющей, и, надеюсь, что когда нибудь мне будет не стыдно оставить эту коллекцию детям.

Это еще один важный вопрос: как сложится дальнейшая судьба коллекции? Кому передать ее? Есть ли в вашем окружении близкие люди, которые разделяют эту вашу страсть?

У меня есть дочь, которая, надеюсь, сохранит эту коллекцию и будет ее развивать.

Вы не задумывались о создании музея Александра Рубцова в Тунисе или, может быть, в России?

Честно говоря, я считаю это своей миссией, если хотите, моим вкладом в мировую культуру. Художник такого уровня достоин своего музея. В Париже, например, есть Художественная Ассоциация Рубцова, она сохраняет и популяризирует его творчество. В Тунисе и во Франции, гражданином которой художник был с 1924 г., его искусство еще при жизни стало предметом искусствоведческого изучения. Его картины хранятся в музейных собраниях, украшают посольства и правительственные резиденции. Не случайно открытие нашей выставки поддерживают послы этих государств. И я думаю, очень важно вернуть работы художника Александра Рубцова в Россию, открыть для россиян имя их выдающегося соотечественника и его творчество.

Я думаю, очень важно вернуть работы художника Александра Рубцова в Россию, открыть для россиян имя их выдающегося соотечественника и его творчество
Меди Дусс
коллекционер

Рубцова называют классиком ориентализма, но арт-критики сходятся во мнении, что его творческий диапазон значительно шире и ему были подвластны практически все области живописи. У Вас есть какой то любимый период или направление его работы?

Я не делю его творчество на периоды, для меня все они одинаково ценны. Рубцов приехал в Тунис в начале ХХ века. И к своим 30-ти годам был уже большим, сформировавшимся художником. Его жанровые работы, пейзажи, портреты или обнаженная натура - все это несет на себе печать академической, классической школы. Но, при этом, в его картинах можно видеть влияние французского постимпрессионизма и символизма - отпечаток периода жизни и работы во Франции.

Думаю, что и Тунис сыграл очень важную роль, подарив художнику удивительное чувство света и цветовой палитры - такой яркой и чистой. Буйством красок и неповторимым светом этой страны восхищался и другой, великий русский художник - Василий Кандинский. Мало кому известно, что в 1904 году он жил в Тунисе со своей возлюбленной, талантливой художницей Габриэль Мюнтер. Эта поездка оказала влияние на дальнейшее творчество Кандинского. В его работах появляется арабская тематика и особое внимание к свету. В моей коллекции есть его картина тунисского периода «Сумерки»- акварель с видом Старого Города в предзакатный час. Она станет «почетным гостем» нашей Российской экспозиции.

Но вернемся к творчеству Рубцова. Искусствоведы называют «художником света». Его картины говорят о том , что он был очень созвучен этой стране, любил ее.

Это совершенно очевидно. Ведь он мог остаться в Париже или уехать в любую другую европейскую страну. Но он выбирает арабскую страну, с чуждой культурной средой, чтобы прожить в ней до конца своих дней и остаться в ее истории «русским художником Туниса», создать школу тунисской реалистической живописи, вырастив целый пласт талантливых художников.

Как вы оцениваете место Рубцова на современном арт- рынке?

Все больше ценителей искусства открывают его для себя. Об этом можно судить по аукционам. Когда-то я был почти единственным охотником за Рубцовым. А сейчас появилась жесткая конкуренция. Я, например, знаю английского коллекционера, который покупает любые его картины буквально за любые деньги. В Тунисе очень ценятся его портреты бедуинок. И это совершенно потрясающие работы - с таким невероятным вниманием к деталям, особенностям национальных костюмов, как будто Рубцов принадлежит этому народу. А если учесть, что в то время ни одна арабская женщина не стала бы позировать художнику, тем более иностранному, трудно понять, как вообще ему это удавалось.

Как вы думаете, вы сможете остановиться когда -то и сказать: «Все, больше не буду покупать работ этого художника»?

Александр Рубцов оставил огромное наследие - более трех тысяч картин. Раньше я покупал все подряд, не отпускал на аукционах ни одной работы. Теперь я подхожу более избирательно, пополняя свою коллекцию только тем, что мне действительно интересно. Но останавливаться пока не собираюсь.

Подготовила Елена Быстрова

Монографическую выставку работ Александра Рубцова (1884-1949) из частного собрания Меди Дусса, можно увидеть в Москве с 24 по 31 мая в исторических интерьерах Baltzer Club по адресу Арбат, дом 9, строение 2. Вход по предварительной записи

Читайте также