Торговля шедеврами – теперь онлайн: что ждать от искусства в интернете?

Оказалось, что покупатели ценят интернет-платформы за демократичность

Еще десять лет назад возможность купить билет в музей через интернет представлялась настоящим прорывом, сегодня же художественные галереи предлагают посетителям еще больше: с помощью Всемирной паутины теперь можно приобрести произведения искусства. Является ли эта тенденция данью моде или закономерным шагом в развитии искусства; кто больше заинтересован в онлайн-продажах художники или галеристы и готова ли Россия к такому сценарию о взаимодействии вечных ценностей и современных технологий рассуждают отечественные эксперты.

«Продавец закономерно идет туда, куда идет клиент, констатирует Екатерина Атоян-Милюкова, директор по внешним связям музея современного искусства Эрарта, в котором уже пять лет существует интернет-магазин shop.erarta.com, где можно купить художественные произведения. Интернет открывает для покупателей много возможностей, начиная от знакомства с новыми произведениями в удобном формате (не нужен физический обход галерей, ярмарок, мастерских и выставок) и заканчивая упрощенной покупкой и удобной системой доставки товара в любую точку мира за пару-тройку кликов. Кроме того, в интернет-магазине покупатель выбирает продукт самостоятельно и осознанно, он тратит на решение о покупке столько времени, сколько ему требуется, не оказываясь в зависимости от графика работы галереи и не чувствуя неловкости за потраченное время перед консультантом. К тому же посмотреть цену на сайте психологически гораздо проще, чем зайти в галерею».

Ведущие аукционные дома давно имеют собственные онлайн-платформы, на которых ведутся торги. Авторитет и безупречная репутация площадок притягивают дополнительных клиентов к этому сервису. Частные галереи также переходят в виртуальную реальность и продают недорогое молодое искусство, тем самым обеспечивая поддержку и хороший старт начинающим художникам. «Весь ретейл уходит на онлайн-площадки. И рынок искусства, как бы это прозаично ни звучало, не стал исключением. Это естественный и неизбежный процесс», считает Альбина Мотор, куратор выставок, сооснователь петербургского Института исследования стрит-арта.

«Интернет делает искусство более доступным люди легче могут найти то, что их интересует и согласно своей ценовой категории. Это, несомненно, очень позитивное явление»,подтверждает петербургский ювелир Ирина Шабут, основатель бренда Shabut Jewelry. «В сегменте моего творчества, абсолютно прикладного, это носит еще и некий воспитательный характер, формирует вкус, индивидуальность».

«Маркетплейсы, на которых галереи размещают свои предложения, привлекают все больше серьезных инвесторов, в том числе и российских. Основатель музея современного искусства «Гараж» в Москве Дарья Жукова стала соучредителем проекта Artsy, коллекционер Мария Байбакова возглавила платформу Artspace, а предприниматель Владимир Евтушенков инвестировал в онлайн аукцион Paddle8.

Однако несмотря на присутствие российского капитала, все эти площадки являются международными проектами, которые рассчитаны в значительной степени на зарубежную аудиторию. Лишь небольшая доля оборотов приходится на покупателей и авторов, проживающих в России. «Россия пока в самом начале пути в этой области, но мы видим положительные тенденции на собственном опыте,отмечает Екатерина Атоян-Милюкова.Успех развития как в России, так и на международном рынке будет зависеть, прежде всего, от грамотной работы топ-площадок с высоким уровнем доверия, потому что ничто так не убивает онлайн-торговлю, как недоброкачественная сделка, в которой покупатель получает не совсем то, что ожидал».

Главная задача покупателя не ошибиться в выборе площадки, в этом единогласно сходятся все эксперты. Ведь предоставить гарантии могут только репутация художника и галереи.

«Можно немного сэкономить на покупке через онлайн-маркетплейс, который не дает никаких гарантий на качество произведения, но потом выяснить, что на самом деле этой работы уже давно нет в наличии и недобросовестный художник нарисовал «повтор». Покупатель получил тиражированное произведение, которое не стоит заявленных денег. В худшем случае покупатель может вообще не получить ничего и долго добиваться возврата денег», предупреждает Екатерина Атоян-Милюкова.

«Конечно, можно приобрести "Семена подсолнечника" из инсталяции Ай Вейвея на eBay по 10$ за килограмм, нет необходимости объяснять, что вы получите при этом. Если же говорить о настоящих произведениях искусства живого автора, всегда можно и нужно проверить подлинность, чтобы минимизировать риски в вопросах атрибуции», добавляет Альбина Мотор.

Юридическая защищенность не только покупателя, но и самого художника в этой истории очень важна. К сожалению, в российской артиндустрии пока нет сформировавшейся системы онлайн-продаж.

«Художники были бы рады выставлять свои произведения на продажу через интернет, но важно соблюдать все юридические нормы, которые в этой сфере пока еще не были систематизированы, отмечает Ирина Шабут. Очень хотелось бы, чтобы нам предложили путь, который бы защитил наши авторские права и обеспечил бы нам единую проработанную юридическую базу».

Есть и еще один фактор, зачастую возвращающий покупателя к «живой» покупке эмоциональная составляющая. Интернет-страница ни при каких условиях не в состоянии передать полное впечатление и информацию об изделии.

«Вживую они совсем другие, какой бы мастер-фотограф их не снимал, рассуждает Ирина Шабут. Фотография часто не передает до конца ни внешнего вида, ни оттенков эмали или фарфора, ни их веса, особенностей посадки. Украшение должно сочетаться даже с цветом кожи хозяина. Это должна быть "любовь с первого взгляда", но зачастую возникнуть она может только при живом контакте и соприкосновении».

Кстати, красивый сайт с удобным интерфейсом как раз не является первоочередным плюсом площадки и продавца. Наиболее ценной для покупателя должна стать так называемая офлайн-работа - кураторское сопровождение сделки и схема доставки.

Так как через интернет в основном приобретается более доступный сегмент произведений искусства, наибольшим спросом здесь пользуются яркие тематические работы, которые можно подарить определенному человеку. Также, по наблюдению специалистов музея Эрарта, популярны произведения, которые сделают интерьер необычнее и современнее.

«Спрос на копии значительно превышает интерес к оригиналам, ведь средний чек на репродукции картин в 20 раз меньше среднего чека на оригинальное произведение искусства»,констатирует Екатерина Атоян-Милюкова. Красивая подача с легендой, рекомендация известного блогера или арт-критика, появление в медиа или просто популярность художника, владеющего доверием публики, также формируют спрос на офлайн-продажи.

Площадки активно внедряют новые услуги и технологические возможности для привлечения клиентов. Например, shop.erarta.com предлагает потенциальным покупателям возможность «онлайн-примерки» картины в интерьере. По мнению экспертов, такое представление продукта помогает быстрее принять решение и совершить покупку.

Тем не менее виртуальная реальность пока не может вытеснить «живые» продажи. Аудитория покупателей четко делится на тех, кто заинтересован в «ритуале покупки», и на тех, кто четко знает, чего он хочет, и готов приобрести картину не выходя из дома. Цена также разделяет приверженцев цифровых технологий и живого общения более дорогие произведения все еще приобретаются лично.

«Многие музейные коллекции давно оцифрованы, онлайн-торговля искусством давно работает, ничего революционного в развитии этой тенденции я не ожидаю, думаю, все развивается параллельно остальным рынкам. Интересно посмотреть, например, станет ли обычной среди коллекционеров покупка произведений медиаискусства (видео, саундарт), использование блокчейна», говорит Альбина Мотор.

Какой бы вид покупки ни выбрал покупатель, определяющую роль играет репутация продавца и площадки, которые выступают гарантами качества, художественной ценности произведения, а также прозрачности и безупречного оформления сделки.

«Главное, покупатель всегда должен помнить: до порога в $50 000 (когда начинается «инвестиционное искусство», в котором личное отношение к произведению и его вид не так важны, как провенанс, биография автора, интерес рынка коллекционеров и прочие факторы) нужно в первую очередь выбирать работы не по цене и перспективам карьеры художника, а исходя из своего личного вкуса и связи, которую вы чувствуете с определенным произведением искусства»,уверена Екатерина Атоян-Милюкова.

Читайте также