Самоидентификация через цвет: рисуем вместе

Художник Макс Гошко-Даньков и его проекты-раскраски для детей и взрослых

Философия этого художника базируется на авторском понятии C O L O R . I D – самоидентификации через цвет, т.е. восприятие человека посредством диалога через цветовые образы. Яркие краски, затейливые узоры и сложные композиции из небольших тщательно проработанных деталей – все это мир Макса Гошко-Данькова, художника, работающего в таких стилях, как поп-арт, абстракция, фигуратив и декоративная живопись. Для его произведений нет однозначной и единственно верной трактовки: цвета, узоры, фигуры рождают индивидуальные образы для каждого зрителя.

Художник давно и успешно сотрудничает с мировыми брендами, среди которых Kiehl’s , MINI , Samsung, Swatch, Toyota, однако несколько лет назад неожиданно открыл для себя принципиальное новое направление – проекты-раскраски. Макс – автор книги-раскраски «Города Мечты», ставшей бестселлером в России (продано более 10 000 шт), а также проекта «Больших раскрасок» на улицах городов мира. Проект стартовал в Москве в 2016-м году и продолжил свой путь на улицах Пекина (2017), Стамбула (2017), Гонконга (2018), Варны (2018) и Токио (2018).

Когда и как все началось?

Макс Гошко-Даньков Все началось в 2015 году на моей персональной выставке в Цветном в Москве, тогда я нарисовал первый паттерн около 20 квадратных метров и пригласил гостей поучаствовать цветом. Получилось круто. Этот паттерн подтолкнул меня к созданию книги-раскраски, я так загорелся идеей, что уже весной 2016 года выпустил книгу в издательстве Альпина. Она стала бестселлером в России.

То есть уже в 2016 году стало понятно, что проект «Больших раскрасок» будет настолько востребованным?

М. Г.-Д. Нет, я все делал наобум: захотел – нарисовал, захотел – сделал. Никакого плана. Я ни о чем не думал, я просто высказывался через творчество и продолжаю это делать. И я всегда хотел творить с людьми, почему-то для меня это очень важно. Я осознанно пришел к мысли быть только художником в зрелом возрасте (мне было 33 года) - я не желал ничего планировать, а хотел только жить тем, что так люблю. Искренность обычно берет верх над выдуманностью. Я очень хотел масштабности и так появились первые конструкции стены-раскраски в Камергерском переулке в Москве весной 2016 года, каждая по 7 метров в длину.

Но раскраски – это же детская забава?

М. Г.-Д. Я тоже так думал и , честно говоря, рисовал первый паттерн на выставке больше для того, чтобы увлечь детей, которых было очень много. Но, к моему удивлению, к детям присоединились родители, а иногда и наоборот. Сегодня я с уверенностью могу сказать и доказать, что сердце проекта – люди 20+. Дети, конечно же, первыми отзываются на все интересное, но быстро переключаются, а люди постарше уделяют проекту больше времени и сил (рисовать же надо!).

Почему ты не раскрашиваешь сам, а приглашаешь людей?

М. Г.-Д. В какой-то момент я осознал, что взаимодействие с людьми – особая энергия для моего творческого двигателя. Это пришло не сразу, но когда мы сделали первые стены-раскраски – я понял, что это то, что я так долго искал. Я всегда наблюдаю за процессом и он завораживает. Например, невозможно предугадать результат, хотя, казалось бы, задан рисунок, но цветовой фон всегда уникальный – все люди разные! Да, я художник, я задал тему, я выбрал цветовую гамму, но с того момента, когда мы приглашаем всех к участию в раскрашивании, - это больше не я, не мое творчество, но результат коллективного разума. Так я пришел к своему манифесту COLOR.ID – (само)идентификация через цвет. Это так круто, что не передать словами. Просто представьте, когда одновременно в процессе участвуют 50 человек, а за день – 5000!

В чем успех проекта?

М. Г.-Д. В том, что мы все люди. Разные люди и такие одинаковые люди. Одинаковые в своих потребностях ощущать позитив и передавать его, как бы пафосно это не звучало. С проектом я исколесил много городов, везде плюс-минус одинаковый сценарий: кто-то уверенно приходит и участвует; кто-то проходит рядом, обходит кругом, присматривается, но рано или поздно сдается и берет маркер в руку. Я часто слышу «я не пойду, я не умею рисовать» и тогда я хитрю и отвечаю «так рисовать и не надо – все уже нарисовано, только цветом оживите»! Упрощение задачи работает, но не умаляет эффект.

Дети рисуют размашисто, и родители переживают - надо аккуратнее! А кому надо? Зачем аккуратнее?

Взрослые становятся детьми – начинают хихикать, радоваться такой забаве, делают фото. А дети наоборот очень ответственно относятся к процессу и очень стараются. «А как раскрашивать?» Я не знаю как – правил-то нет и не будет! И все смеются, это так здорово! Я ни в чем не ограничиваю, кроме надписей – надписи не разрешаю делать, так как они обычно из ряда подъездно-дворовых и не особо радуют. Часто бывает, что дети рисуют, как умеют, размашисто и родители переживают, мол, надо аккуратнее! А кому надо? Зачем аккуратнее? Главное же – высказаться в цвете, а уже размах высказывания – выбор индивидуальный.

Как ты думаешь, почему города соглашаются реализовывать проект?

М. Г.-Д. Проект уникальный, несмотря на то, что не я первым придумал сам формат раскраски, но я первым вывел его в такой масштаб: огромные конструкции во многих городах мира. Я начал делать, просто потому, что захотел, а потом осознал, что я такой один или один из очень немногих. Помимо этого, проект трудно спутать с аналогами, благодаря моему авторскую стилю. Если вы знаете, как и что я делаю в моем творчестве, вы сразу скажете «это – Макс». Проект «Больших раскрасок» отлично вписывается в городскую среду, становится его частью, так как коммуницирует с людьми с их непосредственным участием. Какой город откажется таким путем «пообщаться» с жителями и подарить им частичку позитива? Можно было бы просто что-то нарисовать и поставить на площадях, мол, «смотрите, какой я крутой», но намного интереснее делать так, как делаю я – с людьми.

Какова на сегодня география проекта?

М. Г.-Д. Мы начали в Москве в 2016 году и с того момента посетили с проектом Токио, Пекин, Гонконг, Харбин, Майами, Стамбул, Берлин, Софию, Загреб, Нижний Новгород, Кемерово, Никель, Электросталь. До конца года едем снова в Пекин, затем Лондон, Мадрид, Бишкек, Дели и Алма-Ату. За все годы проекта со мной рисовало уже более 100 тыс. человек! Также важно, что «Большие раскраски» – это не проект исключительно больших городов, моя задача, как художника, привлечь людей во всех точках мира, и в Токио с населением в 40 млн человек, и в Никеле с 16 тыс. жителей.

А историю «перезагрузки» Максима Гошко-Данькова и его перехода из мира маркетинга в декоративную живопись читайте тут.

Читайте также