Стремится к пику: Audemars Piguet нашла подход к миллениалам

Гендиректор компании Франсуа-Анри Беннамиас – о молодеющей аудитории и конкуренции с умными часами

Оптимист и энтузиаст своего дела, бывший профессиональный гольфист француз Франсуа-Анри Беннамиас с 1994 года работает в единственной в индустрии семейной часовой компании родом из швейцарского Ле-Брассю. За эти 25 лет он возглавлял разные региональные рынки от Франции, Германии, Италии, Испании до Сингапура, Брунея, Австралии и Малайзии, а с 1999 года отвечал за развитие бренда в США и Южной Америке. За последние шесть лет, что Беннамиас является генеральным директором компании, он привел ее в узкий круг часовых марок-«миллиардеров». На этот раз мы поговорили о вкусе россиян к часам Audemars Piguet и о том, почему часы понадобились поколению 20-летних.

Пару лет назад в интервью нашему журналу вы говорили, что планируете сокращать количество бутиков во всем мире до 170, и при этом готовите открытие второго бутика в Москве – почему вы усиливаете свои позиции здесь?

Франсуа-Анри Беннамиас Почему мы открываем второй бутик в Москве? Да потому что мы отказались от множества ритейлерских точек продаж наших часов, причем не только в России, но и в соседних с ней странах СНГ. Вместо этого хотим сконцентрироваться на стратегически важных городах, а в них – на самых главных торговых местах, и «Петровский пассаж» является таковым. К тому же им управляет та же профессиональная команда, что и ГУМом, где четыре года назад мы открыли флагманский магазин, так что для нас это вполне логичный шаг.

Получается, что luxury-рынок здесь для вас важен и демонстрирует хорошие показатели…

Ф.-А.Б. Всегда! Россия всегда была важным стратегическим рынком для швейцарской часовой индустрии в целом и для Audemars Piguet. Люди здесь любят часы, причем и мужчины, и женщины, они много знают о часовом деле, и потому мы всегда считали, что должны быть представлены в этой стране должным образом.

Вы работаете в Audemars Piguet более 20 лет, бренд официально представлен в России 10 лет – наблюдали вы здесь эволюцию формирования вкуса к часам?

Ф.-А.Б. Audemars Piguet очень быстро приняли, последние семь лет бренд отлично себя здесь чувствовал, набирал обороты мощности. Но Россия была важна для Audemars Piguet, даже когда у нас здесь не было ни сети дистрибуции, ни представительства. Россияне всегда увлеченно покупали наши часы еще в Европе, за все годы моей работы в компании не было такого периода, чтобы в наших бутиках вдруг иссяк поток россиян.

Швейцарские часы были частью русской культуры больше ста лет назад, поэтому часовое искусство всегда здесь ценилось, и эта культура никуда не ушла даже спустя десятилетия отсутствия в России мира роскоши.

Десять лет Audemars Piguet является партнером Большого театра – не планируете ли вы особенную модель к этому юбилею?

Ф.-А.Б. Планируем! В сентябре мы представим часы, посвященные как раз юбилею. И это уже вторая лимитированная модель на данную тему, которую мы создали для локального рынка за всю историю бренда, – видите, насколько Россия важна для Audemars Piguet?

Никогда прежде мы не видели в бутиках столь молодых людей – от 15 до 20 лет, – которые приходят приобрести часы и приобщиться к этой культуре

За основу взяты часы из нашей новой коллекции Code 11.59, но циферблат покрыт не лаком, а эмалью, что дает большую глубину, а на роторе выгравировано изображение Большого театра.

Новая коллекция Code 11.59 стала сенсацией женевского салона SIHH 2019 и поводом для бурных дискуссий на тему: являются ли круглые часы гармоничным наследием и развитием эстетики Audemars Piguet...

Ф.-А.Б. Могу сказать, что спустя полгода после премьеры продажи этой модели идут на высоком уровне. Один из наших партнеров, владелец мануфактуры, на которой создаются циферблаты и для Code 11.59, начал тут со мной разговор: – Франсуа, от вас пришел заказ, и, полагаю, в нем ошибка. – Почему ты так считаешь? – спросил я. – Потому что там на следующий год стоит число вдвое большее, чем в нынешнем году. – Да нет, все верно, просто эти часы настолько востребованы.

Насколько оправдан риск в часовой индустрии при запуске совершенно новой коллекции часов?

Ф.-А.Б. Риск присутствует всегда. Ты никогда не можешь предугадать, ждут новые часы успех или нет. Но мы родились не вчера, бренд существует почти 145 лет, и мы прекрасно знаем, что делаем. И когда мы все увидели готовые часы Code 11.59, то сказали друг другу: это история с серьезным потенциалом. И если в начале SIHH высказывались разные, противоположные мнения, то к концу салона, когда все уже видели часы живьем, скепсис практически ушел. И мы не зря представили одновременно сразу 13 вариаций усложнений – ни один бренд раньше не делал такого в новой коллекции. Но хочу подчеркнуть, что это лишь некоторое количество наших возможностей и в ближайшие два года мы продемонстрируем весьма особенные модели в Code 11.59.

Но еще рано говорить о безоговорочном успехе. Должно пройти мимнимум три года, чтобы стала ясна полная картина. Если рост продаж продолжается и на третий год, то коллекцию можно считать удачной.

Лицо часов Audemars Piguet меняется – ваши дизайнеры внедряют в их облик новые материалы, цвета, сочетания скелетонизированных плоскостей и многослойных объемов, декоративные техники – все, чтобы часы стали привлекательнее...

Ф.-А.Б. Сегодня мы делаем ровно то же самое, что делали на протяжении 144 лет истории бренда, и в этом смысле следуем традиции. Слово, которое наилучшим образом характеризует все, что мы делаем, – это «мастерство». Мы хотим, чтобы в наших часах было очевидно то искусство, с которым они созданы и изнутри, и снаружи. И потому хотим показать все, на что мы способны в плане новых декоративных техник, дизайнерских приемов и новых материалов. И постоянно ломаем голову: что бы еще такого придумать?

Как вы относитесь к бытующему нынче мнению, что в современном мире нет необходимости в наручных часах, поскольку мы следим за временем в гаджетах?

Ф.-А.Б. Я не верю, что нам не нужны наручные часы. Они успешно существуют более ста лет, а мобильные телефоны – всего лет пятнадцать. И никогда прежде мы не видели в бутиках столь молодых людей – от 15 до 20 лет, – которые приходят приобрести часы и приобщиться к этой культуре. Такова реальная статистика! Я не могу точно сформулировать причину сего явления. Возможно, их привлекает тот факт, что часы – исторический объект, который кардинально не изменился за столетия, в часы вложено огромное количество ручного труда, они не устареют за несколько лет, как ваш телефон. Этот предмет будет служить долго и надежно, и, возможно, вы его передадите по наследству своим детям.

После лекции трое слушателей пришли в бутик и приобрели наши часы, а 10 человек прислали свои резюме – захотели быть частью компании

Время от времени я читаю лекции в университетах и обращаюсь к студентам в возрасте от 19 до 22 лет – рассказываю им, как успешно управлять компанией с оборотом 1 млрд швейцарских франков и с 1600 сотрудниками, не имея никакого диплома, ха-ха! В последний раз в аудитории сидело несколько десятков студентов, и у скольких из них на запястье были «умные» часы? У одного. А у скольких были настоящие часы? У 60%. И после этой лекции трое слушателей пришли в бутик и приобрели наши часы, а 10 человек прислали свои резюме – захотели быть частью компании. И чем дольше мы, часовщики, остаемся верны традициям и принципам, не размениваемся на цифровые веяния и не удешевляем продукт, тем дольше человечеству будут нужны часы.

Вот вам простая арифметика: население Земли составляет 8 млрд людей, из них богатыми считается 1% – это 80 млн человек, по-настоящему богатыми из них считается одна четвертая часть – это 20 млн, Audemars Piguet выпускает 40 000 часов в год – вы полагаете, наши часы однажды не будут кому-то нужны? И мы постепенно будем увеличивать число производимых единиц именно потому, что спрос в бутиках превышает предложение. Другими словами, Audemars Piguet сейчас стремится к пику своих потенциальных продаж, и в следующем году мы постараемся произвес­ти 43 000–45 000 экземпляров часов.

Получается, часы – это один из немногих предметов с богатой историей, культурой, традицями, доступный довольно большому количеству людей...

Ф.-А.Б. В мире роскоши вы не можете вычислить математическую формулу того, что непременно будет продаваться и принесет прибыль. Эмоции, которые люди испытывают при взгляде и контакте с прекрасным объектом, предсказуемы лишь отчасти. В этом всегда присутствует иррациональная нота. Но пока мы в Audemars Piguet умеем выражать эмоции и пока у людей есть деньги, они будут потакать своим желаниям и будут приобретать часы. Потому у часовой индустрии долгое светлое будущее.

Читайте также