Три капитана: люди, которые ведут компании-флагманы мирового люкса

В рейтинге самых эффективных гендиректоров – трое из мира моды!

В конце прошлого года американский журнал Harvard Business Review опубликовал рейтинг 100 самых эффективных генеральных директоров мира. И среди лидеров рейтинга оказалось сразу несколько топ-менеджеров, так или иначе связанных с миром моды: глава Inditex Пабло Исла, глава Kering Франсуа-Анри Пино и Бернар Арно (LVMH). Что это – совпадение? Или закономерность?

«Индустрии моды и люкса сейчас активно развиваются – продолжает активно развиваться fast fashion, растет роль интернет-продаж, усиливается роль данных о покупателях и тому подобное. И в этих условиях успех отдельных брендов и крупных люксовых и фэшн-групп зависит от менеджеров, стоящих во главе компаний, и дизайнеров, определяющих креативную составляющую бренда (особенно luxury-бренда)», – рассуждает Ирина Куликова, эксперт по ритейлу и рынку товаров класса люкс консалтинговой компании Bain & Co.

Пабло Исла в свое время фактически создал fast fashion

По мнению Куликовой, роль личности в данной сфере сильна, так как строительство фэшн- и luxury-империй требует выходить за рамки привычного уклада жизни, принимать управленческие решения, брать ответственность на себя, не полагаясь на мифические рыночные «процессы». «В частности, Пабло Исла в свое время фактически создал fast fashion, а Бернар Арно и Франсуа Пино, в свою очередь, сформировали крупнейшие люксовые группы путем приобретения, объединения и развития брендов. И к слову, два этих бизнесмена фактически являются обладателями наиболее успешных люксовых брендов – Louis Vuitton и Gucci», – отмечает эксперт.

Плоская структура

Рассмотрим подробнее, в чем же секрет успеха крупных управленцев в сфере моды. Итак, на первом месте (кстати, уже второй год подряд) держится Пабло Исла, глава испанской группы компаний Inditex, в которую входят Zara, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Bershka и другие марки. В компании отмечают, что успеху Inditex «способствовали личные инициативы Пабло Ислы и достижения в области экологии и социальной ответственности бизнеса», а сам же Исла убежден, что дело в человеческом подходе.

Бернар Арно не побоялся продать семейный бизнес и вложить средства в обанкротившуюся компанию Boussac, а позже – в убыточный на тот момент Christian Dior

По данным на 2018 год, в Inditex работают 174 386 сотрудников 154 национальностей. Большинство (75% рабочих мест и 79% руководящих позиций) – это женщины, также много молодежи (62% сотрудников моложе 30 лет). «Я возглавляю огромную по численности сотрудников компанию с миллионами клиентов. Но постоянно учусь быть менее рациональным и более эмоциональным! – говорит Исла. – Мотивация людей и формирование атмосферы внутри компании являются неотъемлемой частью роли генерального директора. Здесь каждый рабочий день как первый – каждый день приносит новые вызовы, решения, которые нужно принимать, и людей, с которыми нужно работать».

Люди, по мнению, Ислы, это главное, он объясняет рецепт успеха Inditex сочетанием возможностей каждого из членов команды, называя такой подход принципом «плоской структуры», противоположной иерархической «архитектуре» компании. При таком устройстве обычные сотрудники магазинов играют не менее важную роль, чем менеджеры и руководители. Демократия «плоской структуры» царит и в организации рабочего дня в Inditex: минимум официальных встреч, неформальные переговоры в комфортной обстановке. Также много времени тратится на развитие профессионализма штата: за прошлый год было потрачено около 3 млн часов на обучение 146 446 сотрудников.

Харизма и связи

Среди лидеров-управленцев, как отмечалось выше, присутствуют Франсуа-Анри Пино, возглавляющий компанию Kering (туда входят Gucci, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Alexander McQueen, Bottega Veneta и др. бренды), и председатель совета директоров и основной акционер французского производителя предметов роскоши LVMH Бернар Арно. Причем Арно летом этого года взял еще одну экономическую вершину, оказавшись в компании самых богатых миллиардеров: 20 июня стало известно, что его состояние превысило отметку $100 млрд. Еще одним членом почетного «клуба», в котором уже пребывают Джефф Безос (создатель Amazon с состоянием $157 млрд) и Билл Гейтс (более $100 млрд), стало больше!

Пино с детства обладал чутьем торговца: бросил школу в 16 лет, уехав из Бретани на заработки в Париж, а затем ушел на три года на войну в Алжир

«Кроме личностного фактора в успехе luxury-управленцев играют огромную роль и стечение обстоятельств, и своевременные знакомства с влиятельными людьми (как, скажем, у Франсуа Пино с Жаком Шираком). Добавим к этому харизму, стремление к совершенству, любовь к искусству и глобальное видение бизнес-процессов – и лидер готов, – говорит Марина Смирнова, основатель и директор по развитию компании Agence Corus, занимающейся продвижением французского бизнеса в России. – Лидеры списка обладают всеми этими качествами, а также смелостью принятия решений и нестандартным мышлением. Большая часть французов на самом деле очень консервативна. И Бернар Арно – пример внедрения американской модели ведения бизнеса во Франции. Он получил опыт управления филиалом семейной компании Ferinel во Флориде в 80-х годах, а вернувшись во Францию, стал действовать жестко. Не побоялся продать семейный бизнес и вложить вырученные средства в обанкротившуюся компанию Boussac, а позже в убыточный на тот момент модный Дом Christian Dior».

Путь Франсуа Пино к успеху тоже был нестандартным, он тоже шел вопреки простым логичным схемам. «Пино с детства обладал чутьем торговца, отдавая предпочтение личному опыту, а не теории. Бросил школу в 16 лет, уехав из Бретани на заработки в Париж, а затем ушел на три года на войну в Алжир», – рассказывает Смирнова.

Сам Франсуа Пино говорит, что его философия деловых сделок основана на девизе французского поэта Рене Шара: «Думай стратегичес­ки, действуй примитивно».

Что же, старая истина, пересказанная на французский лад, про «семь раз отмерь и один отрежь», похоже, отлично работает!

Читайте также