Банкир Петр Авен намерен сделать Юрмалу центром классической музыки

Сооснователи «Альфа-Групп» организовали в Прибалтике фестиваль RĪGA JŪRMALA

Банкир Петр Авен не любит классической музыки (во всяком случае, он так говорит). Ее любит Михаил Фридман. И оба они очень любят Латвию, в которой проводят много свободного времени. Чтобы сделать свой досуг еще ярче, сооснователи «Альфа-Групп» организовали фестиваль классической музыки, достойный лучших европейских образцов. Начало получилось впечатляющим. Дальше будет лучше: во всяком случае, так сказал Петр Олегович корреспонденту «Как потратить».

Признайтесь, вы сделали этот фестиваль из любви к искусству или из любви к исторической родине?

Петр Авен Я там провожу много времени сейчас. А наличие такого фестиваля сильно улучшает качество жизни. И, кроме всего прочего, это очень интересно.

Два года разминки «Балтийскими сезонами» – и вот полноценный фестиваль. Как вам удалось собрать такой звездный состав участников?

П.А. Тут две составляющие. Первая – это деньги. Мы, конечно, платили многим артистам премии, для того чтобы они меняли свое расписание. Кто-то играл во время отпусков. А вторая составляющая – это возможность договориться с Мартином Энгстремом, основателем и бессменным арт-директором фестиваля в Вербье.

Это удивляет еще больше. При самой искренней любви к Латвии известно, что европейцы зачастую просто не понимают, что это за страна такая и где она находится. И вдруг руководитель престижнейшего музыкального фестиваля соглашается возглавить никому не известное мероприятие...

П.А. Тут тоже есть несколько особых факторов. В том числе личные, которые привязывают Мартина к Риге. В 1978 году он был здесь в своем первом свадебном путешествии. Сейчас у него вторая жена, но ностальгичес-кие чувства остались. Кроме того, фестиваль в Вербье – хорошо отработанная история. А Мартин – человек очень творческий и давно нуждался в новом вызове, и, мне кажется, разделил нашу веру в то, что здесь можно построить что-то серьезное.

Я вообще был вне этой культуры. А теперь уже просто обязан в это дело погружаться. Это новый опыт, новые эмоции и огромное удовольствие

Ну и конечно, я не могу не сказать спасибо той команде, которая занималась всеми организационными вопросами. Исполнительный директор фестиваля Зане Чулкстена провела гигантскую работу.

Как собрать команду людей, которым не надо ничего объяснять?

П.А. Контакты Мартина Энгстрема нашел Александр Гафин при подготовке «Балтийских сезонов». Зане Чулкстену мне посоветовал один из попечителей фестиваля, Янис Зузанс. Даже не просто посоветовал, а поставил условие, что будет участвовать в финансировании, только если руководить будет она.

А попечители фестиваля – кто они?

П.А. Это такой микс людей, живущих в Москве, Лондоне, Риге, Израиле. Не буду перечислять всех, если говорить про местных предпринимателей, это прежде всего глава «Риетуме Банка» Аркадий Сухоренко, латышский строительный магнат Гунтис Равис, Янис Зузанс – кроме того, что он бизнесмен большой, он еще и крупнейший коллекционер латышского искусства. Леон Зильбер, выросший в Риге израильтянин. Москвичи - Михаил Фридман, я, Герман Хан и Андрей Бесхмельницкий. Вячеслав Брешт, живущий в Лондоне. Он глубже всех нас знает музыку, разбирается в ней профессионально. Летает по всему миру на концерты и фестивали. Только за прошлый год посетил 185 концертов классической музыки. Знаком со многими музыкантами. И, фактически, является единственным оппонентом Мартина Энгстрема при обсуждении программы и состава участников. Мы, все остальные - дилетанты и не претендуем на право принятия решений в этих вопросах. Я очень признателен Славе, он играет в нашей команде большую роль. Еще один важный участник этого проекта – Юрий Шефлер (латвийский алкогольный магнат, живущий в Лондоне. – Прим. авт).

Вам этот новый опыт принес какие-то новые знания, эмоции, впечатления?

П.А. До этого я почти никогда не ходил на концерты симфонической музыки. Был на них считаное количество раз, и только на самых выдающихся, когда мне говорили знающие люди, что не пойти – преступление. Или кто-то из друзей меня туда затаскивал. В Москве я однажды был на концерте в Большом зале Консерватории, где играли Рихтер, Ойстрах и Ростропович.

И даже такой концерт вашего восприятия классической музыки не смог изменить?

П.А. Я вообще был вне этой культуры. А теперь уже просто обязан в это дело погружаться. И могу честно сказать, что это новый опыт, новые эмоции и огромное удовольствие. Я очень сожалею, что для меня это закрытый мир, который я уже, наверное, в полной мере не открою, отому что поздно. Очень жаль, что мои родители меня к этому не приобщили.

Хотите сделать фестиваль всемирно известным событием, местом слета меломанов со всего света?

П.А. Первые шаги на этом пути уже сделаны. В этом году у нас выступал Зубин Мета с Израильским симфоническим оркестром, и поэтому уже было много зарубежных гостей – из Израиля, Германии, Скандинавских стран. И это при достаточно ограниченном маркетинге. Думаю, в последующие годы их количество будет расти по экспоненте. У нас сейчас уникальная ситуация сложилась – уже готова программа на два будущих года.

Поделитесь?

П.А. Я не могу прежде времени рекламировать.

Ну хотя бы немного приоткройте завесу!

П.А. Там будут лучшие музыканты планеты. Это имена совсем уже первого ряда. Те, кто у нас еще не играл. Конечно, мы очень надеемся, что ничего не случится такого, как с маэстро Марисом Янсонсом, который не смог в этом году выступить на открытии фестиваля из-за проб-лем со здоровьем. Мы на него рассчитываем в будущем году. Андрис Нельсонс (латвийский дирижер, музыкальный директор Бостонского симфонического оркестра и Лейпцигского оркестра Гевандхауза) будет дирижировать. Все оркестры уже подтвердили свое участие, но мы продолжаем переговоры с солистами и молодыми исполнителями. Полную финальную версию программы объявим в ноябре. Это будет абсолютно уникальная история. Еще сильнее, чем в этом году.

По силам группе перечисленных вами меценатов обеспечить регулярную необходимую финансовую поддержку для их реализации?

П.А. Это проблема, и я не считаю нужным ее скрывать. Для того чтобы фестиваль был стабильным и мы могли с уверенностью смотреть в будущее, нам, конечно, нужно менять пропорцию финансовых поступлений в сторону увеличения притока местных денег. Я и мои московские партнеры договорились о том, что ближайшие три года мы этот проект финансируем. Но для меня существуют моральные трудности, т. к. среди нас есть люди, мало связанные с Латвией и дающие деньги.

Дающие из уважения к фронтмену?

П.А. Да, в том числе ко мне, моим партнерам, к Михаилу Фридману, который все это придумал. На самом деле, это была его идея – сделать фестиваль классической музыки. На данном этапе для ее реализации мы вложили достаточно средств, но, чтобы это развивалось стабильно, надо вовлекать больше латышских бизнесменов. Я думаю, необходима поддержка государства и муниципальных властей Риги и Юрмалы. И, конечно, нужны серьезные спонсоры.

Полную финальную версию программы объявим в ноябре. Это будет абсолютно уникальная история

Так, например, фестиваль в Вербье много лет поддерживает банк UBS. Я сейчас веду переговоры с одним из крупнейших международных банков, и есть вероятность, что он станет нашим спонсором. Это кардинально изменит всю историю. Я смотрю на это очень оптимистично, но все же пока полной ясности на много лет вперед в этом вопросе нет. А она должна быть.

Стоимость билетов в этом году была очень гуманной. Но так же не может долго продолжаться?

П.А. Мы будем двигаться в сторону поляризации. Хорошие места будут значительно дороже. Дешевые станут еще дешевле. В этом году дешевые места не выкупали, а дорогими спекулировали. В дальнейшем у нас будет более продуманная билетная политика.

Почему московская публика оказалась практически не охваченной?

П.А. Это наше упущение. Мы посчитали, что Юрмала – достаточно известное и любимое россиянами место, и маркетинговый бюджет тратили в основном на Европу. Спохватились только в последние три недели, когда поняли, что москвичей очень мало среди наших гостей. В будущем году будет более активная рекламная кампания.

Фестиваль в Вербье известен своим особым вниманием к новым именам – начиная от созданной Мартином Энгстремом Академии молодых музыкантов и заканчивая выступлением сборного оркестра дебютантов. Вы планируете что-то подобное?

П.А. Мы очень хотим, более того, мы это уже начали делать. У нас подписаны партнерские соглашения с Кёртисовским институтом музыки, с Большим театром, с Королевской академией Лондона – и это все про молодых исполнителей. Поэтому в следующем году работа с молодыми музыкантами будет заметнее. Мы хотим также найти способ связать наш фестиваль с Рижским биеннале современного искусства, создать другие активности вокруг него, в том числе кулинарную историю: в Риге много интересных шефов, и я недавно узнал, что там живет один из самых известных в мире сомелье.

Инфраструктура Юрмалы выдержит?

П.А. Нет, она уже не выдерживает, и это проблема. Не хватает гостиниц. Мы думаем на эту тему. Пока у меня ответа нет. Единственный выход – начать строить.

Любопытно, как реагируют на ваше новое начинание российские музыканты?

П.А. Мы, конечно, не обходим их вниманием, ведь среди российских музыкантов немало по-настоящему великих имен. Вы просили приоткрыть завесу – ну, вот, пожалуйста: в будущем году у нас выступит Юрий Темирканов. В этом году был Михаил Плетнев. Ну и если говорить о тех, кого мы называем латышскими музыкантами, надо признать, что эта классификация очень условна: Миша Майский или Гидон Кремер – это же русская школа. Марис Янсонс тоже учился в Петербурге. Поэтому с Россией фестиваль будет связан тесно. Несмотря ни на что, есть близость исторической судьбы двух стран, и я считаю, что глупо отказываться от тех культурных связей, которые уже существуют. Их надо развивать. Культура должна быть вне политики.

Автор: Елена Быстрова

Читайте также