Король вечеринок: сюр как альтернатива скуке

«Бельгийский фантазер» Чарльз Кайсин придумал, как развлекать пресыщенную публику гала-вечеров

Бельгийский дизайнер и сценограф Чарльз Кайсин вот уже девять лет играет со своей фантазией по-крупному. В разных частях света он организует «сюрреалистические ужины» – костюмированные действа на грани художественного перформанса и постановки иммерсивного театра. В невероятных выдумках Кайсина мировая элита нашла современную альтернативу изрядно наскучившим традиционным гала-вечерам. К услугам «бельгийского фантазера» обращаются Rolls-Royce, Hermes, Louis Roederer, Cartier, Casino Monte-Carlo (SBM), Delvaux и многие другие. Чарльз посчитал, что только за этот год по делам своих клиентов он совершил 90 полетов по всему миру.

...Во время личной встречи с Кайсином, худощавым, энергичным, обладающим удивительно проницательным взглядом человеком, вы понимаете, что перед вами совершенно неординарная личность, креативная и ищущая. И свой творческий поиск этот человек начал еще в юности. «В студенческие годы, в пору учебы на архитектора, у меня родилась идея познакомиться со всеми своими «кумирами», это было так, словно в XIX веке подмастерье мечтает об учебе у известного мастера», – вспоминает Чарльз.

Действительно, его карьера богата на знаковые встречи. Получив диплом архитектора в Брюсселе, Кайсин устремился в Королевский колледж искусств в Лондоне и прошел обучение в студии легендарного Рона Арада. Затем последовала стажировка у Жана Нувеля в Париже и у британского скульптора Тони Крэгга и, наконец, университет искусств в Киото.

Увлечение организацией сюрреалистических шоу началось с «сущего пустяка», когда по случаю проведения в Брюсселе международной ярмарки современного искусства Чарльз позвал на ужин своих друзей – поклонников арта и придумал сценографию вечера. «Тогда я и представить не мог, как далеко меня это заведет», – поясняет он.

Гостям настолько понравился ужин, что на Чарльза посыпались предложения. Теперь у бельгийца свой офис в Брюсселе, где работают 24 сотрудника: трое портных (которые с начала этого года пошили 2500 костюмов), режиссеры по звуку и свету, архитекторы, инженеры, дизайнеры и даже специалист по деревообработке. Вся эта команда занята примерно тем же, что и эльфы в сказке о Санта-Клаусе, – реализацией желаний. Только загадывают желания не дети, а взрослые, очень важные персоны или компании.

Сюрреализм Кайсин понимает шире, чем художественное направление, он трактует его как понятие, подразумевающее «аспект удивительного, смешного и ожидание сюрприза». Компания организует весь цикл работ от дизайна и рассылки приглашений вплоть до выполнения финального видеоролика для клиента и даже создания сайта мероприятия. На первый взгляд перечень услуг выглядит как у обычного event-агентства, разница лишь в том, что вы имеете дело с Чарльзом Кайсином и он не способен на стандартные решения. Приглашение от Кайсина оборачивается то шелковой салфеткой с вышитым вручную текстом, то большим гусиным яйцом, куда одному богу известно как Чарльз умудрился вложить свиток с приглашением, то ключом от таинственной ячейки, открыв которую гость получает инструкции…

В качестве мест проведения ужинов бельгиец уже успел приватизировать городское метро, муниципальный бассейн, пентхаус, целый лес, музей, церковь и казино. К каждому «шоу» Чарльз разрабатывает особенные костюмы для официантов, подбирает посуду, а иногда и придумывает дизайн и подачу блюд. Однажды он накрыл стол длиной 109 м!

Впрочем, Кайсин не гонится за сенсациями. Собственную «кухню» Чарльз не скрывает и говорит, что скопировать его «невозможно, так как подделка станет пародией». В качестве примера этапов своей работы он любит приводить многолетнее сотрудничество с известным производителем шампанского – компанией Louis Roederer. «Знакомство с клиентом я начинаю с проникновения в геном, то есть с глубокого изучения самой сущности и истоков компании». Чарльз ездил в Реймс, досконально изучил этапы производства известного шампанского (вплоть до изготовления бутылок), побывал в погребах, провел тщательный исторический поиск в архивах компании. «В моей голове должен образоваться микс из массы разнородных элементов, которые характеризуют моего клиента и подсказывают мне лейтмотив», – поясняет он. Из микросюжетов складывается сложнейшая режиссура вечера-спектакля.

Когда клиент заказывает мероприятия регулярно, для Чарльза первостепенное значение приобретает место. «Однажды тот же Louis Roederer попросил меня провести вечер на 250 человек в принадлежащем компании винодельческом хозяйстве Château Pichon Longueville Comtesse de Lalande – живописном поместье с замком, парком, ультрасовременным винодельческим производством и погребами». Первый акт ужина-спектакля развернулся в парке: в лучах заходящего солнца появились официанты с клетками на плечах, внутри которых беззаботно щебетали птички. Вторая сцена была организована в огромном погребе, здесь свет и музыка создавали абсолютно инопланетную сюрреалистическую атмосферу, а официанты с их блестящими шлемами на головах напоминали пришельцев. Закуски спускались сверху на миниатюрных воздушных шарах. Дальнейшее действо трудно поддается описанию, так как с определенного момента сами гости превратились в участников спектакля. Вечер завершился под звуки салюта из разноцветного серпантина, выпущенного из гигантских петард...

Кайсин втягивает людей в свое шоу словно ловкий иллюзионист: сначала гость удивлен или даже насторожен, затем просыпается любопытство, и, наконец, «маленький ребенок», живущий глубоко внутри, берет окончательный верх. Сценарии рассчитаны таким образом, что воздействуют одновременно на все шесть органов чувств, утонченно заволакивая сознание. «Люди запоминают мои вечера на всю жизнь», – хитро прищурившись, говорит Чарльз Кайсин.

Автор благодарит Louis Roederer за предоставленные материалы.

Читайте также