Чем пахнет аромат, созданный парфюмером и кондитером?

Рассказывает Андреа Казотти, глава итальянского парфюмерного дома The House of Oud

У Андреа Казотти диплом инженера-ядерщика. Долгое время рациональная часть его личности и творческая, эмоциональная, которую Андреа выражал через страсть к граффити, существовали параллельно. «Во мне словно одновременно жили доктор Джекил и мистер Хайд, — шутит мастер парфюмерии. — Именно парфюмерное искусство позволило мне стать цельной личностью, а произошло все благодаря случаю. Около 15 лет назад я получил работу инженера в крупном итальянском парфюмерном холдинге, и однажды заглянул в лабораторию — и пропал, стал проводить там все свободное время. К счастью, меня не прогнали, а стали обучать. Так я нашел свое призвание».

Андреа Казотти основал собственную марку The House of Oud в 2016 году совместно с индонезийским производителем уда Мухаммедом Абу Наши. Интересно, что слово уд (oud) в названии бренда — не только парфюмерная нота, но и аббревиатура, за которой скрывается девиз компании — Our Unique Devotion, что означает «наша неповторимая преданность делу». Андреа Казотти приехал в Петербург, чтобы лично представить в парфюмерном бутике Molecule новый аромат Keep Glazed — коллаборацию бренда с канадским кондитером русского происхождения Ксенией Пенкиной.

Почему вы решили разработать духи совместно с кондитером?

Андреа Казотти В жизни каждого из нас есть встречи с яркими, самобытными, многогранными личностями, которые открывают нам новые горизонты, расширяют границы восприятия. И однажды мы решили, что будет интересно, если из этих встреч будут рождаться новые ароматы. Идея состоит в том, чтобы использовать известный природный принцип «перекрестного опыления». Путешествия и неординарные, глубокие личности — главные источники вдохновения для меня.

О том, что в Канаде есть замечательный креативный кондитер Ксения Пенкина — кстати, родилась она в Сибири, — мы узнали случайно. И я, и коллеги увлекаемся гастрономией, и однажды в Сети нам попался на глаза «инстаграм Ксении», а если точнее, посмотрели видео, где кондитер покрывает глазурью десерт. То, как работала Ксения, напомнило нам нашу собственную лабораторию, где художники-керамисты создают рисунки на флаконах. Эти творческие параллели стали настоящим потрясением, и мы решили познакомиться с Ксенией и предложить ей коллаборацию.

Расстояние не стало помехой. Мы активно делились идеями, предложениями и, конечно, встречались, чтобы совместно экспериментировать, выбирать ингредиенты, создавая новый аромат. С самого начала речь шла о гурманском аромате, причем в этой коллаборации мы хотели предоставить кондитеру быть «первой скрипкой» и следовать за фантазией Ксении. И она предложила отойти от традиционного акцента на ваниль, шоколад, кофе, выпечку, и вывести на первый план те ноты, которые она сама использует в десертах, а именно фруктовую свежую сладость. Так на первых ролях в аромате оказался манго. Подобные коллаборации очень ценны для бренда, они позволяют находить неожиданные сочетания. Например, для нас было немыслимо использовать в гурманской композиции лимон или лайм, но Ксения предложила попробовать, и результат оказался восхитительным.

Коллаборации с представителями каких профессий вам интересны?

А. К. Нам интересны творческие личности, художники — и в широком смысле, и в прямом. Мы выпустили, на мой взгляд, замечательную коллаборацию, аромат Each Other, с художником-граффитистом Марко Кейван (KayOne). Он создал полотно, которое посвятил нашему бренду, и произведение стало первым шагом к созданию будущего аромата.

Меня привлекают люди, которые умеют рассказывать истории, ведь наши ароматы создаются по тому же принципу, что и литературное произведение: каждая нота, как сюжетная линия или персонаж, имеет глубокий смысл, значение, линию развития и раскрытия. Драматургия — неотъемлемая часть процесса. Возможно, в будущем, мы сможем найти единомышленников среди музыкантов.

У бренда необычные флаконы, каждый из которых расписан вручную. Кто их автор?

А. К. Форма флакона вдохновлена ладонью человека. Флакон очень легко ложится в руку.

Рисунок глазурью наносят художники--керамисты, которые делают несколько покрытий. Узор на каждом флаконе всегда получается неповторимым, поскольку в результате химической реакции краски ведут себя по-разному. Взрыв красок на каждом флаконе приоребретает индивидуальный характер, но при этом сохраняются общая стилистика и палитра. Иногда мы используем прием кракле, когда микро-трещинки в глазури, которые образовались после обжига, заполняются глазурью другого цвета. Кстати, в Италии есть только один художник--керамист, который выполняет подобный дизайн, и этот метод запатентован. Это небольшой частный бизнес, он принадлежит семье Тувери, нашим друзьям.

Эти флаконы мы придумали, когда выпускали свой первый аромат, и он предназначался в подарок нашим друзьям. Создавать парфюмерный дом мы изначально не собирались, выпуск парфюма задумывался как разовый эффектный проект, но судьба распорядилась иначе.

Как вы пришли к созданию собственного бренда?

А. К. Я очень долго к этому шел, и решение было принято под Рождество, в 2015 году. Я встретился с другом, предпринимателем из Джакарты, производителем уда Мухаммедом Абу Наши. Мы разговорились, и решили, что было бы неплохо хотя бы одну из тех историй, которыми мы делимся друг с другом взахлеб, выпустить в виде парфюмерной композиции. Тираж первого аромата, который предназначался в подарок друзьям на Рождество, составил всего 150 экземпляров. Мы вложили в эту историю всю душу и все мастерство. Один из друзей предложил показать аромат на парфюмерной выставке, нас заметили, оценили, и вопрос о создании бренда возник естественным образом.

Принципиальный момент: став бизнесом, мы сохранили подход к производству ароматов — делаем то, что нам интересно, не пытаясь создать бестселлер, угодить публике, завоевать рынки. Надеемся встретить единомышленников.

Я сравнил бы мою работу с трудом садовника, который возделывает сад по своему вкусу. Признание часто приходит неожиданно. Например, в России одним из наших самых популярных ароматов стал Empathy, посвященный старинному восточному обычаю курить кальян.

Наша цель состоит не в том, чтобы занять определенную нишу на парфюмерном рынке, а в том, чтобы самим новую нишу создать.

Качество парфюмерной композиции напрямую связано с качеством сырья. Как вы подходите к выбору поставщиков?

А. К. Мы используем более 1500 ингредиентов, а поставщиков у нас около полутора сотен. Это небольшие частные компании, тщательно отобранные. Лаванду мы закупаем у одного из кооперативов в Провансе, базилик — на Сицилии, герань — на острове Пантеллерия в Средиземном море и в Египте. В Грассе у нас есть небольшой участок земли, где мы выращиваем розы. И с этого участка можно получить максимум 2,5 кг сырья в год. Но у нас есть еще и партнер в Индии, который поставляет нам фантастического качества розу и шафран. Важно понимать, что речь всегда идет об очень ограниченном количестве сырья.

Формулы наших парфюмерных композиций включают в себя 15–25 ингредиентов.

Назовите самые ценные из них.

А. К. Каждый год ситуация меняется. В какой-то момент это будет масло ириса из Флоренции или розовое масло у поставщика из Индии, в другой раз — какой-то из сортов уда. Дорого не сырье само по себе, а качество сырья у конкретного поставщика, причем определенного урожая. У того же уда более двухсот сортов, и каждое удовое дерево обладает своими уникальными характеристиками.

Какие парфюмерные ноты вы связываете с Петербургом?

А. К. Петербург для меня — это море, море и еще раз море. Причем не ярко-синее, а белое, светлое море — возможно, потому, что Петербург почти всегда окутан облаками, а в архитектурном ландшафте преобладает мягкая пастельная гамма. Если говорить о возможном аромате, то там я вижу белые цветы, прозрачный мускус, этилмальтол, ноты красных ягод.

Читайте также