Стрелять так стрелять: как выглядят тульские оружейные традиции в XXI веке

«Левша» Валерий Соснин не подковывает блох, но сумел сделать востребованными умения предков

Из глубины автомобиля появляются «стволы»: «Тульский Токарева», или ТТ, «Маузер», револьвер системы Нагана...

- Сколько за один?

- Полуавтоматика, в районе 100–150 тысяч.

Случайный сознательный свидетель этого диалога, скорее всего, сообщил бы «куда следует» о сходке оружейных баронов. Но реальность вполне законопослушна: Валерий Соснин, тульский мастер на все руки, демонстрирует свои детища – модели известного стрелкового оружия в масштабе 1:2. Причем модели действующие: из каждой можно вести стрельбу патроном особого типа, также разработанным Сосниным. Дульная энергия пули не превышает 3 Дж, что по законодательству РФ позволяет не считать артефакт оружием, и поэтому его не требуется регистрировать.

Учитель труда и черчения по образованию, Соснин увлекся оружейным делом еще в юности. Но в советское время подобные начинания были под запретом, поэтому будущий мастер нашел себя в родственной сфере – часовых механизмах. И немало в этом преуспел: напольные часы его работы сегодня есть даже в Большом Кремлевском дворце.

В начале нулевых увлечение оружием снова дало о себе знать: появился спрос на миниатюрные модели, и Сос-нин нашел применение своему таланту. Но уже в новом ракурсе. «Основной доход приносят, конечно, мини-модели: их приобретают для подарочных фондов крупные предприятия, а также Министерство обороны. Самые популярные образцы – пистолет ТТ, Mauser 712 и пулемет «Максим». Но я создаю и совершенно новые конструкции стрелкового оружия», – уточняет Валерий Соснин.

Стрелять по-новому оружейник, в частности, предлагает из системы «автомат Соснина». «АК, бесспорно, отличное оружие, которое можно дорабатывать только в мелочах, – рассуждает изобретатель. – Но его главный минус – точность и кучность стрельбы, когда боец держит автомат в двух руках. Моя же разработка кардинально иной конструкции – возможно, взглянуть на оружейную сферу по-новому мне помогло именно часовое дело».

«Автомат Соснина» значительно отличается от своих «коллег» даже внешне. Так, его магазин вмещает не 30, а 50 патронов калибра 9 х 19 и располагается горизонтально, то есть параллельно стволу. В прикладе присутствует второй спусковой крючок, а цевьем можно перезаряжать автомат, как в случае с помповым ружьем.

Другой пример модернизационного таланта туляка – ударно-спусковые механизмы для американского карабина AR-15 на базе винтовки M-16 и для отечественной «Сайги». Соснин демонстрирует малопонятный для обывателя объект размером со спичечный коробок, из которого торчат спусковой крючок и курок: «Конструкция блочного типа позволяет за секунды заменить один ударно-спусковой механизм на другой – с иной степенью усилия на спусковой крючок. Это позволяет индивидуально адаптировать оружие к нуждам конкретного человека и его физическим возможностям – будь то охота или спортивная стрельба».

«Идеи рождаются в голове быстро, и я тут же воплощаю их в жизнь, – говорит Соснин. – С коллегой садимся за программу трехмерного моделирования, делаем цифровую модель и затем уже – опытные образцы. 3D-печать, кстати, мы тоже используем для прототипирования. И хотя сегодня уже можно печатать сразу в металле, стоимость такого процесса пока слишком велика. Вообще, планов на будущее – масса. Но для их воплощения уже нужны заинтересованные партнеры».

Читайте также