Код свободы: бренду Vassa & Co – 20 лет

Интервью с основательницей и креативным директором российской модной марки

В марте в Москве открылся флагманский бутик Vassa & Co. В пространство, созданное известным российским архитектором Вадимом Грековым, идеально вписана весенне-летняя коллекция Le Corbusier-2020, в основе которой — легендарная «Архитектурная полихромия» пионера модернизма. Незадолго до открытия мы встретились с Вассой — основательницей и креативным директором бренда, чтобы поговорить о 20-летней истории марки и ее создательнице.

Давай начнем с того, что такое Vassa. Что это за женщина? Это ты?

Васса Это я.

Какая она?

В. Честно говоря, сейчас я уже и не знаю. Десять лет назад я могла в двух словах ответить. Сегодня - не могу. Меняется характер, потому что изменилось время. И время настолько объемное и многомерное, и Васса — она многогранна. Раньше я бы сказала - сильная, непредсказуемая. Теперь сам смысл этих слов изменился, что такое сила сегодня — по-моему, это мудрость. Осознанность в переосмыслении своего опыта. Осознанные 20 лет жизни в этой стране сформировали мой характер. Сегодняшняя Васса – осмысленная, осторожная. Прежде, чем сделать следующий шаг, я ухожу в себя, прислушиваюсь, обдумываю.

Осознанность – довольно заезженное слово.

В. Но для меня оно очень важное сегодня. Я придаю ему огромное значение.

Что это такое для тебя?

В. Осознанность - это каждодневное новое ощущение себя. То, что раньше было крайне важно - достижение каких-то высот, признание, - для меня сегодняшней вообще не представляет ценности. Это отошло на второй план. А на первом плане мощнейшее переосмысление всей моей деятельности. И это не связано с модой, это гораздо глубже и больше.

У меня такое ощущение, что вещи, которые ты делаешь, вообще не имеют к моде прямого отношения.

— Получается, что так, и эта моя позиция - timeless, вне времени. И это связано с ответом на твой вопрос: кто такая женщина - Васса, что мне нужно в этой жизни, что такое осознанный ритм жизни? Из ответов на эти вопросы и рождаются мои коллекции. Это постоянная селекция, поиск того, что, действительно, необходимо.

И что это? Вот тебе что нужно в твоем безумном ритме? И какой гардероб необходим для такого ритма жизни сегодняшней женщине? Сколько тебе нужно вещей? И какие это вещи?

По большому счету, мне нужны, наверное, 10 элементов гардероба.

Какие они?

Ну, прежде всего, конечно, они должны быть черными (смеется). От этого никуда не денешься.

Коллекции Vassa&co — именно о свободе и о каком-то своем внутреннем стержне

Ты по-прежнему любишь черный? Ты 20 лет ему не изменяешь.

Как профессионал, создавая коллекции, я, естественно, работаю с трендовыми цветами. Но для меня это шумы, а черный цвет - это осознанное спокойствие. И пусть говорят: это очень скучно, всем надоело. Для меня все, что связано с черным цветом – это такая глубина и мощь! А с философской точки зрения черный - это непроявленный свет.

В этом году бренду Vassa&co 20 лет. Но я знаю, что ты не любишь об этом говорить. Почему?

Потому что это очень странная дата для меня. Я также не люблю отмечать свои дни рождения. Ни одного никогда не отмечала.

То есть ты не привязываешься к цифрам.

Никогда. Думаю, поэтому, говорят, я молодо выгляжу.

Ну, а что касается твоей компании, твоего дела — ты осознаешь, что 20 лет прошло?

Чисто теоретически – да, но в моей системе координат время вообще как-то по-другому течет. Эти 20 лет для меня очень условные. И многое из того, что я для себя запланировала на это двадцатилетие, не было сделано. Только сейчас начинается мой осмысленный, осознанный этап творчества и созидания. До этого был поиск.

Поиск чего?

Некоего баланса. В этом творческом поиске отражается процесс моего внутреннего становления.

То есть, ты выстраиваешь себя, и взаимодействуешь с миром через самовыражение?

Для меня совершенно естественно постоянно находится в творческом процессе, который вдохновляет. Я с этим родилась и без этого уже не могу. Думаю, если бы не стала дизайнером, наверное, рисовала бы картины или еще что-то создавала. Мне всегда было нужно преображать реальность. Это моя глубинная потребность с самого детства.

В чем это выражалось?

Я свое внутреннее видение визуализировала и претворяла в жизнь.

А почему именно дизайн одежды?

Вообще-то, мне безумно нравилось заниматься архитектурой. Но я понимала, что для этого нужна команда, серьезный опыт. А если говорить о дизайне одежды, это такая пластическая архитектура, более прикладная. И здесь все очень быстро материализуется. Это всегда вызывало у меня восхищение: ты над чем-то работаешь сегодня, а завтра уже можешь увидеть результат. Это самое быстрое воплощение твоих идей и фантазий. И это связано не только с твоими личными эмоциями, как в случае написания картины, например. Это имеет прямое отношение к людям, для которых, в конечном счете, ты все это делаешь. Это уже такая метафизика, которая наполняет энергией и очень вдохновляет.

Когда это в первый раз случилось с тобой? Ты помнишь свою первую вещь?

Конечно. Это была школьная форма. И первый серьезный конфликт с социумом. Меня выгнали из класса, вызвали родителей в школу, потому что мое платье напоминало модели со страниц зарубежных модных журналов. Но это был целиком и полностью мой дизайн. И я сказала, что либо ухожу из школы, либо хожу в этом платье.

Сколько тебе было лет?

Лет 12-13, шестой или седьмой класс. Я точно не помню. Но, главное, что я победила и вместо унылой, мешковатой формы ходила в школу в платье своего дизайна. Это был первый statement в школьные годы. А дальше начался поиск себя, своего стиля. Сначала я часами просиживала в библиотеке иностранной литературы, рассматривая зарубежные журналы мод. Все это меня безумно вдохновляло. Кроме того, конечно, черно-белое кино - все те стильные образы, которые я примеряла на себя. Оттуда этот лаконизм и минимализм. Но это было не копирование, а интерпретация. Это то, что совпадало со мной, с моим видением.

Как можно выбрать минимализм, когда все кругом в Versace - очевидно, что в обществе в то время был совсем другой запрос. Откуда такая смелость – из седьмого класса?

Думаю, да, это тоже был своего рода протест. И, конечно, потребность в самовыражении. Мне всегда казалось, что у меня какой-то особый путь. И этим своим аскетизмом я действительно выделялась на общем фоне. Ничего лишнего.

Ты до сих пор верна принципу «ничего лишнего». Less is more – так он звучал в период становления Вассы в Нью-Йорке. Расскажи, как ты оказалась не просто в Америке, а в самом центре фешн – индустрии.

Я для себя когда-то придумала, что попаду в Нью-Йорк, и этот город уже заранее полюбила. В Америку я уехала учиться - закончила университет VCU, Virginia Commonwealth University. После окончания я могла бы остаться в Ричмонде или в Вашингтоне, много было предложений. Мне даже предлагали преподавать в университете, но я хотела работать только в NY. Когда президент университета понял, что меня бесполезно уговаривать, сказал: «только сумасшедшие русские, вытащив счастливый билет, могут отказаться от всего, что у них есть».

И ты нырнула в неизвестность?

Можно так сказать, правда из Вирджинии я уехала с огромным количеством контактов, а еще у меня были рекомендательные письма - семье Эсте Лаудер, например, и Анне Винтур, главному редактору американского Vogue.

И ты ими не воспользовалась?

Нет, потому, что у меня был свой путь и я хотела пройти его с начала, с нуля – я мечтала работать только в команде Calvin Klein. Мне важно было стать частью команды, которая работает в близкой мне эстетике, с людьми, которые меня вдохновляют. И меня взяли разрабатывать коллекцию.

Трудно было?

Ну, это, конечно, очень интересный опыт - интернациональная команда, высочайшие профессионалы, совсем другой стиль работы. Это люди одержимые своим делом, с невероятной энергией, креативом. Если ты прошел Нью-Йорк, тебе море по колено. Думаю, я выстояла здесь все эти 20 лет, потому что у меня была нью-йоркская школа.

А в какой момент ты решила выйти из-под крыла Calvin Klein и начать создавать собственный?

Я всегда знала, что хочу и буду работать только на себя. Calvin Klein- это была школа, период профессионального становления, оттачивания стиля. Я понимала, что мне необходимо получить много навыков, но моей главной целью было создание своего бренда. И не было ни доли сомнения, что это получится.

Нью- Йорк принял тебя, ты была там очень успешна. Ты создавала коллекцию спортивной одежды для Иваны Трамп, первой жены нынешнего американского президента. А сегодня его дочь, Иванка Трамп носит одежду от Vassa& Co. Среди твоих друзей и партнеров были люди, чьи имена вписаны в историю Америки – Билли Джоэл, оскараносный актер Харви Хайдел, режиссер Джеймс Тобак. Показы в Four Seasons, внимание инвесторов. И, вдруг, ты принимаешь решение бросить все и строить свой бизнес в России. Как это объяснить?

Все получилось случайно. Я приехала в Россию на каникулы. Это было в конце 90-х. Я не собиралась ничего менять в своей жизни. Но ощутила здесь такой невероятный драйв. Я почувствовала, что это прекрасное время для старта. И той эстетики, в которой я работаю, здесь не было. Я показала свою первую коллекцию, было огромное количество предложений от инвесторов, все очень быстро закрутилось.

Как из этого огромного количества ты выбрала своих?

Я четко понимала, кто мне нужен был в этом проекте – профессионалы из индустрии, обладающие тем же видением, одержимые той же идеей, что и я. Они приняли мой путь, мою философию бренда - создавать себя и свою реальность, независимо от того, что происходит вокруг. Так сложился этот проект, который живет уже 20 лет. А деньги здесь решают далеко не все. Это убедительно доказал, например, опыт Киры Пластининой.

В Нью-Йорке тебя называли русской Донной Каран. Тебя часто сравнивают с известными марками. С Calvin Klein конечно же, с Max Mara, с Jil Sander. Тебе это приятно? Ты разделяешь мнение о том, что то, что ты делаешь, совпадает с этими именами?

Если это оценки профессионалов, сравнение с Max Mara — это приятно, потому что на сегодняшний день это самый коммерчески успешный бренд в мире. Calvin Klein —если только ранний. А вот Джил Сандер — это моя любовь навсегда. Жаль, что в России это имя известно только гурманам, от моды. Ее последние коллекции - это уже просто джана четвертой степени. Там такая глубина, и какой-то удивительный код свободы. Этим она мне очень близка. Ведь коллекции Vassa&co — именно о свободе и о каком-то своем внутреннем стержне.

У тебя есть место силы, где ты спокойна и счастлива?

Для меня это по-прежнему New York. Я люблю этот город. С ним у меня связаны самые прекрасные моменты жизни. Там я состоялась, как профессионал. Там я влюблялась, там у меня осталось невероятное количество друзей. Многие воспринимают NY с предубеждением, через призму стереотипов - каменные джунгли, агрессивные люди, огромная конкуренция. Я же всегда возвращаюсь туда, как на праздник. Я восхищаюсь этим городом, и он отвечает мне взаимностью.

У тебя остается время для себя?

Знаешь, говорят, если ты занимаешься любимым делом, ты не будешь работать ни дня. И все твое время будет временем для себя. Я счастливый человек, который ни одного дня не работал. Мое дело - это невероятный источник энергии, идей, ярких и интересных людей которые разделяют мои ценности.

Читайте также