Историк моды Александр Васильев предпочел фарфор

Новый проект маэстро разработан вместе с Императорским фарфоровым заводом

Соединить моду, исторические гравюры с фарфором историк моды Александр Васильев мечтал давно. «Много лет я обхаживал Императорский фарфоровый завод с мыслью выпустить коллекцию, вдохновленную костюмами разных эпох, и рад, что наконец все получилось, – рассказывает он. – И, конечно, очень здорово, что это именно российская компания. Императорский фарфоровый завод был знаменит в мире своей продукцией, так что этот совместный проект для меня своего рода миссия: сегодня очень важно привлечь внимание к отечественному производству».

Чайные сервизы, выпущенные в сотрудничестве с Императорским фарфоровым заводом (ИФЗ), Васильев создает под брендом «Лилии Александра Васильева». Первая коллекция, клишированная «Лилиями», вышла в линии «История моды» в 2017 году и называется «Прелестницы». За основу формы была выбрана «Гербовая» – ее производили на ИФЗ еще в середине XIX века и восстановили по сохранившемуся сервизу из собрания Эрмитажа. На белом фоне выполнены цветные изображения модниц с оригинальных гравюр из французских журналов мод XIX века, которые бережно хранятся в Фонде Александра Васильева.

За первой коллекцией последовала вторая – «Денди», где на чашках запечатлены франты XIX века. А в своей третьей коллекции Александр Васильев обратился уже к моде XX века. Чайный сервиз, украшенный изображениями девушек в воздушных платьях с пышными юбками в горошек или в мелкий цветочек, показывает эпоху оттепели и советскую моду 50–60-х годов. «Хрущевская эпоха, оттепель, картинки из модных журналов 60-х годов, образы из фильма «Я шагаю по Москве» – все это мы воплотили в фарфоре, – рассказывает Васильев. – Сам фарфор тоже подбирали со смыслом: он сероватый, немного шероховатый – именно таким он был в советское время».

Любовь к фарфору, как и к моде, у Васильева с детства. «Я рос в небольшой квартире, в которой для фарфоровых сервизов не было места, да и настоящий фарфор достать было непросто. В детстве нас окружали довольно невзрачные вещи, – вспоминает Александр. – Помню, в 70-е годы мы узнали о существовании японского фарфора и во многих домах появились тарелки и чашки с изображением хвойных веток и кедра. А вот когда я был подростком и у меня уже были собственные деньги, я открыл для себя старинный российский фарфор – кузнецовский и поповский – и начал потихоньку покупать его. В итоге у меня сложилась обширная коллекция».

Этот проект для меня своего рода миссия – сегодня очень важно привлечь внимание к отечественному производству
Александр Васильев
историк моды

Первые попытки создавать сервизы по собственному дизайну Васильев предпринял еще в 1990-е годы. «Тогда я всерьез увлекся геральдикой, историей нашей семьи. И заказал в Гонконге сервиз с фамильным гербом (моя прабабушка по линии матери была из рода дворян Чичаговых)». (Чичаговы – древний дворянский род, восходящий к XVI веку. – Прим. ред.)

Нынешнее сотрудничество Александра Васильева с ИФЗ будет продолжено, и в течение ближайших лет мы получим новые страницы запечатленной в фарфоре истории страны и моды, которые можно будет изучать, распивая чай и беседуя о том о сем с близкими и друзьями.