До и после: четыре женщины в условиях пандемии

Наши героини – о своем отношении к потреблению, моде и планах на будущее

Вот уже несколько месяцев весь мир живет в режиме онлайн — мы общаемся, работаем, читаем, играем и даже гуляем виртуально! Как новые реалии 21 века скажутся на нас и наших потребительских привычках? И станет ли потребление более осознанным, чем сейчас? На эти и другие вопросы ответили четыре умные, красивые и состоявшиеся деловые женщины...

Дарья Лисиченко, основатель сети магазинов «Город-сад»

1. Отношение к потреблению в условиях пандемии?

Сhallenge год без шопинга, который я объявила еще в декабре, сейчас стал актуальным для всех. В канун 2020 года я решила, что буду покупать только вещи на замену вышедшим из строя, чтобы разгрузить мегабайты памяти. Любое действие, даже такое приятное, как шопинг, забирает энергию, требует внимания. Я хочу их тратить на другое, потребление меня больше не интересует. Я поняла, что у меня было очень много шума, и мне захотелось от него избавиться. В самоизоляции я покупаю только продукты и один раз заказала домашнюю одежду в подарок для тети. Мне стало понятно, что 99,9% покупок не нужны, но я бы хотела, чтобы потребление вернулось, потому что я вижу, как сейчас тяжело моим друзьям, владельцам брендов одежды и аксессуаров.

Мысли развлечь себя покупками на фоне всеобщей грусти и тоски вообще не возникает. Раньше я могла купить дорогущую зубную пасту просто потому, что она красивая, сейчас нет.

2. Ваш образ во время карантина?

У меня был момент, когда я поняла, что три дня провела в старых легинсах Lululemon. Помню первый день, когда я оделась и сделала образ для Zoom-конференции с моей командой. Произвела фурор. Я поняла, что сделала правильно. Одежда – это месседж во внешний мир. В Zoom макияж очень важен, когда лицо как блинчик, надо на нем что-то выделять. Я чувствую, что должна вдохновлять тех, кто со мной дружит и работает, поэтому я буду стараться всегда быть в форме.

3. Мода второй половины 2020 года?

Эпоха антипотребления. У кого-то ухудшится материальное положение, и эти люди потеряют возможность покупать то, что могли себе позволить раньше. Кто-то откажется от потребления из-за пересмотра собственных ценностей, будут и те, кто посчитает это просто неуместным.

В моде всегда несколько трендов одновременно. Если бы я была форекастером, то сделала бы очевидный прогноз на жизнерадостные тенденции, хотя при этом будет продолжаться тренд на loungewear. Постпандемическая мода мне представляется неожиданными трендами. Например, Рик Оуэнс, создающий абсолютный нормкор. Сын моей подруги, который учится на дизайнера в Нью-Йорке, глядя из своего окна на мобильные морги, сказал, что ему стыдно, что у него маска для лица Off-White. Он считает, что люксу нет места в мире, где люди каждый день разоряются и умирают.

4. Первая покупка после самоизоляции?

Ничего не куплю. Не буду нарушать свой challenge.

Татьяна Рогаченко, владелица московских салонов красоты Jean Louis David

1. Отношение к потреблению в условиях пандемии?

Пандемия изменила отношение к жизни, не только к потреблению. Я всегда следую модным тенденциям: даже в самом начале сезона успела буквально за несколько дней до карантина пошалить в Париже. Но в какой-то момент поняла, что три недели не заходила ни на один модный сайт: ни Net-a-Porter, ни Matchesfashion. Взяла телефон, начала смотреть вещи, даже что-то положила в корзину, а потом сказала себе: «Таня, а зачем?» И ничего не стала покупать.

2. Ваш образ во время карантина?

Сейчас моя форма одежды – это одни джинсы. Меняются только майки, в лучшем случае рубашки. Иногда меняю кроссовки, но с каждым днем замечаю, что чаще выбираю одну и ту же самую удобную пару. Единственное, что я заказала из одежды за время карантина, – это две пижамы от Zara.

В самоизоляции я начала вести онлайн кулинарные мастер-классы, и у меня обязательный дресс-код для выходов в эфир – красная помада. Меня это очень взбодрило. Я больше 25 лет сама не укладывала волосы, но уже несколько недель привожу свою голову в прекрасное, как мне кажется, состояние. Почему-то вчера я надела на свой Zoom-мастер-класс со школой Новикова кофту с перьями от Prada. Готовить было ужасно неудобно, но выглядела я, думаю, шикарно. Хорошо, что перья не сгорели.

3. Мода второй половины 2020 года?

Все коллекции уже были представлены, и они будут очень яркие. Я буду ходить на каблуках, пока мои ноги будут их поддерживать. Я всегда была против тракторов, платформ и мрачных цветов в одежде. Всем своим подписчикам я всегда рекомендую утром обязательно выбрать цвет настроения. Можно начать прямо с нижнего белья. В условиях самоизоляции это решение необязательно принимать самостоятельно. Можно отправить SMS c вопросом любимому человеку, даже если он находится в соседней комнате на диване.

4. Первая покупка после самоизоляции?

Меня не вышибить из седла. Куплю пару обуви на высоких каблуках.

Дарья Фокина, консультант по работе с поколением Z

1. Отношение к потреблению в условиях пандемии?

До карантина проблемой было «нечего носить», сейчас – «некуда надеть». Но привычка подбирать образы остается, поэтому даже дома каждое утро начинается с открытого шкафа и пустого взгляда с вопросом «в какой пижаме мы будем сегодня». Если говорить о потреблении еды, на карантине даже самым частым посетителям модных московских ресторанов пришлось учиться готовить дома. Как у человека, которому в обычном темпе тяжело найти время поесть, у меня появилась проблема перестать есть в принципе. Отсюда вытекает запрос на диетические продукты или систему питания из готовых блюд, чтобы ограничить собственное потребление, а также возросший спрос на онлайн-тренировки и домашние тренажеры.

2. Ваш образ во время карантина?

Карантин разделил модников на три группы. Первые наконец-то дождались полного комфорта в одежде без угрозы косых взглядов коллег и носят исключительно домашнюю одежду. Набирающий популярность Pillow Challenge хорошо иллюстрирует данный тип. Вторые соскучились по офисному стилю и для полного погружения в рабочий режим одеваются дома как на работу. Иногда даже с каблуками. Третьи находятся где-то посередине: надевают модный пиджак для переговоров по Zoom, однако на ногах остаются домашняя пижама и мягкие тапочки.

Я отношу себя к третьему типу: на важные звонки подготавливаю серьезный образ для верхней половины.

3. Мода второй половины 2020 года?

Думаю, после карантина будет тяжело удержаться от ярких экстравагантных образов: слишком долго платья и костюмы висели в шкафу. Даже самым старым вещам дадут второй шанс. Дополнять яркие образы могут оригинальные маски, которые за несколько недель уже стали привычной и неотъемлемой частью выхода на улицу.

4. Первая покупка после самоизоляции?

Оранжевый брючный костюм и ослепительно-белые кроссовки. Если останется необходимость выходить в маске – тогда еще и маска под цвет костюма.

Мария Поденко, руководитель сети «Сбербанк Первый»

1. Отношение к потреблению в условиях пандемии?

Я давно покупаю все онлайн, мне неинтересно тратить время на поход в магазин ради примерки. Да и свободного времени совсем нет. Зато я стала покупать искусство онлайн. Раньше я покупала, чтобы на меня смотрели, а сейчас то, на что смотрю сама. В онлайн-галереях есть услуга примерки картин. Полотно можно примерить виртуально и даже физически посмотреть на собственной стене прежде, чем принять окончательное решение о приобретении.

2. Ваш образ во время карантина?

Собаку я выгуливаю в красивом пальто, а в Zoom выхожу без макияжа, потому что считаю, что на экране ноутбука можно произвести впечатление только тем, что ты говоришь, а не длиной ресниц.

Видеоконференции – это часть нашей жизни в Сбербанке уже очень много лет. Поэтому в работе с коллегами ничего не изменилось, а вот клиенты меня удивили скоростью адаптации: наш «Клуб Первых» стал встречаться в Zoom. Для видеосовещаний я всегда меняю рубашки, а изоляция научила меня делать укладки.

3. Мода второй половины 2020 года?

Осмысленности будет еще больше. Я и до карантина думала, что мне не хватает сервисов аренды вечерних платьев, а после снятия ограничительных мер шеринг-экономика еще плотнее будет укрепляться во всех сегментах нашей повседневной жизни. В cфере моды хочется больше технологичности. Еще недавно мы были подвержены fast fashion, покупали много дорогих или недорогих, но практически одноразовых вещей, а осенью 2020-го я бы предпочла мало, но очень осмысленных покупок. Slow fashion, если можно так выразиться. Все демонстрационное статусное считаю давно не актуальным, пандемия усилит данный тренд. Смешно выходить в онлайн в пафосном деловом костюме, и дорогие «стюардессы» в узких юбках и лодочках точно уйдут в прошлое. Останется востребован оверсайз, так как после сидения дома будет что прикрыть.

4. Первая покупка после самоизоляции?

Билет на самолет, куда будет можно.

Читайте также