«Зеленые» яхты будущего: выбираем фарватер

Евгений Кочман, CEO компании Imperial Yachts: «Сейчас самое лучшее время для старта»

Начавший зарабатывать первые деньги в 1990-е, еще в совсем юном возрасте, 40-летний Евгений Кочман сегодня владеет и управляет одной из крупнейших яхтенных компаний мира – Imperial Yachts c главным офисом в Монако. За 20 лет Кочман создал настоящую яхтенную империю, бросив вызов пятерке именитых английских брокерских компаний – монополистам консервативного международного яхтенного рынка. Он и сегодня считает кризис лучшим временем для нового старта. Занимаясь строительством и управлением самых больших в мире яхт, основатель Imperial Yachts использует период самоизоляции для работы сразу над несколькими крупными проектами, включая 170-метровую суперъяхту на сжиженном газе, и размышляет о защите океанов. С 2016 года Imperial Yachts активно жертвует средства в фонд Blue Marine Foundation, основанный принцем Монако Альбером II, и является почетным членом Blue Marine Yacht Club.

Как, по-вашему, изменится мир после карантина?

Любой большой капитал всегда зарождается при кризисах, и я верю, что для предприимчивых людей кризис – площадка для большого старта. Мир, конечно же, изменится и будет другим. Люди будут работать более эффективно. Надеюсь, что мир также станет более человечным и люди научатся беречь друг друга и то, что вокруг них. Мы уже сейчас заметили, как за пару месяцев карантина окружающая среда стала чище. Видел в соцсетях, что в Монако недавно приплыла акула на пляж. Все удивились: «Как, акула?!?» Что удивительного? Акулы всегда были в Средиземном море. Рядом с Бонифаччо есть холодное течение, и они там часто встречались, а сейчас начали подплывать к берегу. Стало меньше яхт, меньше людей, и акулы почувствовали себя вольготно. Другой пример: поймали кабана в Каннах на набережной Круазетт. Прибежал из леса, потому что в городе стало тихо. Кризис – время для того, чтобы оглянуться по сторонам и задуматься о том, что является настоящим богатством для человека: его дело, его семья, дети, природа вокруг.

Яхты становятся более «зелеными». Это несомненный тренд. Все больше производителей заботятся о том, чтобы наносить как можно меньше вреда океану

В чем смысл благотворительной поддержки Blue Marine Foundation именно для вас?

Достаточно однажды побывать в порту Коломбо и увидеть то, что там происходит, чтобы понять: что-то надо делать. А всего в часе лёта – Мальдивы, с кристально чистой прозрачной водой. Все потому, что правительства двух стран по-разному решают вопрос с защитой окружающей среды. Что касается Blue Marine Foundation, то тут речь идет о социально ответственном промышленном рыболовстве и восстановлении популяций исчезающих видов. В частности, об ограничении рыболовства и даже его запрете в открытом море. Об ответственном потреблении, когда вместо популярных сортов рыб мы переходим на сезонное потребление локальных рыб от более мелких производителей, организовавших добычу в прибрежных областях.

Как это началось для вас?

В 2016 году нас познакомил с Blue Marine Foundation Эндрю Уинч – один из известнейших яхтенных дизайнеров. С ним мы сделали несколько знаковых проектов и сейчас, кстати, строим крайне интересную 77-метровую суперъяхту Project Black Shark на немецкой верфи Nobiskrug. Планировался велопробег Лондон – Монако с участием известных людей перед Monaco Yacht Show с целью привлечь средства в фонд поддержки океанов, и мы не смогли отказаться. С тех пор мы являемся постоянными партнерами фонда и ежегодно поддерживаем его проекты. В прошлом году, например, во время Monaco Yacht Show на одной из наших суперъяхт был организован благотворительный вечер, где удалось собрать значительную сумму.

Нет лукавства в том, что яхтенный бизнес поддерживает фонд по защите океанов?

Ни капли. Мы все уже давно поняли, что надо пользоваться новыми материалами при строительстве судов – более дружелюбными по отношению к природе. И мы вместе с дизайнерами и нашими заказчиками делаем все возможное для этого. В частности, сейчас активно ведем работу над проектом для арабского рынка свыше 170 м на LNG (сжиженный природный газ. – Прим. ред.), что 20 лет назад невозможно было себе представить. Сейчас все становится другим: пропульсивные установки, стабилизаторы, системы подготовки воды и очистки воздуха. Почти все пропульсивные установки на наших проектах – это дизель-электрика.

Как вы и ваши клиенты, привыкшие к постоянным путешествиям, переживаете период, когда международные путешествия недоступны?

Мне лично очень трудно пережить то, что стало гораздо сложнее летать! Я очень люблю перелеты, путешествия, постоянное движение – за 20 лет это стало моим образом жизни. Очень не хватает личного общения с людьми. В период пандемии, я, как всегда, работаю 24/7. Ни один наш офис во время карантина не закрылся – ни в Монако, ни в Германии, ни в Москве, просто мы работали в удаленном режиме. В Imperial видеоконференции были развиты еще до пандемии – это коммуникация с верфями, с зарубежными офисами и партнерами. Каждый день приходится вести десяток cisco- и zoom-конференций, даже немного охрип.

Что касается заказчиков, то перед закрытием границ активизировались в плане перемещений те, кто смог выстроить свой бизнес так, чтобы он не требовал личного ежедневного присутствия и позволял управлять процессами дистанционно. Вместо того чтобы самоизолироваться в квартире или пусть даже в собственном доме, они отправились на своих яхтах во Французскую Полинезию и ряд других удаленных регионов. Там тоже есть свои ограничения, но хождения на яхтах никто не запрещает, так что можно запросто провести на борту несколько месяцев.

Любой большой капитал всегда зарождается при кризисах, и я верю, что для предприимчивых людей кризис – площадка для большого старта

В этом году 20-летний юбилей вашего бизнеса. Как изменился яхтенный мир за два десятилетия?

Безусловно, это увеличение размеров яхт, а также сложности проектов с инженерной, технической, интерьерной точек зрения. Когда-то 18-метровая яхта Princess, которую мы продали в начале 2000-х, казалась нам огромным океанским крейсером. А теперь мы строим и управляем 100-метровыми яхтами. В работе гиперсложные проекты, многие из них – совершенно революционные для международного яхтенного рынка. Иначе просто нет смысла строить: со 110 м уже идет полная кастомизация, а проекты от 120 м интересны рынку, только если они полностью уникальны.

Яхты также становятся более «зелеными». Это несомненный тренд. Все больше производителей заботятся о том, чтобы наносить как можно меньше вреда океану. Каждый год вводятся новые правила по защите окружающей среды, причем эти правила соблюдаются производителями и маленьких, и больших яхт.

Главный урок за 20 лет?

Движение – жизнь, а смелость города берет. Никогда нельзя останавливаться, нужно постоянно развиваться. Например, 15 лет назад мы вместе с мегакрутым английским яхтенным дизайнером Тимом Хейвудом и именитой голландской верфью Amels задумали проект 52-метровой полукастомной яхты, который тогда казался революционным для рынка. Ну, думали, семь корпусов уж точно должны будем продать, и тогда это будет фантастически успешный проект. Сейчас уже построили 28 корпусов, многие из которых начинают строить on spec, продавая его позже, то есть во многом рискуя.

Как вы сами изменились за 20 лет?

Наверное, я стал сентиментальнее. Хоть я и акула яхтостроения, но с годами появляется мудрость и понимание многих вещей. Самое ценное – это отношения с людьми, которые ты годами выстраиваешь. Кто-то сказал, что доверие – как бумага: раз помнешь, и идеальным оно уже не будет никогда, как не ровняй. Мне это очень близко.

Справка:

Евгений Кочман, один из основателей и CEO компании Imperial Yachts. С 2008 года компания специализируется на строительстве, менеджменте и чартере суперъяхт. В управлении Imperial находятся самые большие яхты мира – Flying Fox (Luerssen, 136 m), Lana (Benetti, 107 m), Romea (Abeking & Rasmussen, 82 m), Event (Amels, 60 m). В портфолио компании более 50 судов.

Читайте также