Есть ли жизнь после кризиса?

Опытом делится предприниматель Йосеф Закс

Потребность в созидании стала движущей силой, заставившей Йосефа Закса без сожаления променять блестящую карьеру топ-менеджера на непростой путь предпринимателя. Он начал с продажи заколок, вызывавшей насмешки бывших коллег, а сегодня владеет компанией Elari – производителем умных гаджетов, которые продаются сегодня в 20 странах мира. Мы поговорили с г-ном Заксом о пандемии, смысле жизни и бизнеса.

Что вы думаете о переменах, которые произошли с миром и с каждым из нас во время пандемии и изоляции?

По моему глубокому убеждению, ничего не происходит случайно, все закономерно. И если весь мир посадили под домашний арест, значит, в чем-то он провинился. Но каждый человек и каждая страна находится в каждый момент времени в идеальной ситуации для своего роста и развития. Это подтверждает мой духовный путь. И для того чтобы люди росли и развивались, переставая думать только о себе, происходят такие события. Они заставляют нас задуматься о том, что действительно важно. 

Ведь по большому счету все мы в жизни хотим одного – радости и счастья. Большая ошибка хотеть денег, власти и т. д. Ведь можно иметь деньги, но не иметь счастья, можно иметь дома, но в них не будет радости, можно иметь семьи, которые мертвы. Кризис на уровне людей, бизнесов, государств заставляет нас пересмотреть свои ценности. 

Если говорить о бизнесе, это испытание стало серьезным уроком для всех, особенно для развивающихся проектов. Крупные российские компании пострадали в меньшей степени. Компании, связанные с виртуальным, нематериальным миром, такие как Zoom, «Яндекс», очень сильно выросли. Но в целом для всех это стало переосмыслением миссии компаний, пониманием, правильным ли делом они занимаются.

Все говорят о том, что кризис – это новые возможности. Но когда ты в эпицентре событий, поверить в это достаточно трудно. Где брать силы, когда ты находишься в нулевой точке, чтобы оттолкнуться от дна?

Что такое кризис, проблемы? Это когда реальность не совпадает с нашими планами. Я уже все придумал, и вдруг жизнь сдает другие карты. Реакция большинства людей (и я был в их числе) – депрессия, напряжение. И это абсолютно неправильный подход. Если же взять за аксиому, что в любой момент времени тебе дается ситуация, которая нужна, чтобы стать более дающим, а значит, более счастливым человеком, тогда любые большие и маленькие проблемы, любые кризисы можно научиться воспринимать как тренера, который хочет сделать тебя сильнее.

В приложении к бизнес-сфере: если у тебя проблемы или даже твой бизнес смертельно ранен – что испытывают сегодня многие компании, – это шанс пересмотреть свой подход. Зачем ты занимаешься этим делом, правильная ли идея лежит в его основе, какова цель? И на любую, самую болезненную ситуацию надо смотреть как на шанс увидеть и попробовать что-то новое, где ты можешь любить то, что ты делаешь. Ведь смысл успешного бизнеса – давать энергию людям.

Что такое кризис, проблемы? Это когда реальность не совпадает с нашими планами. Я уже все придумал, и вдруг жизнь сдает другие карты.

Предпринимателю необходимо учиться воспринимать любую сложную ситуацию как возможность для роста, проактивно искать позитив при любых обстоятельствах. Если ты ищешь свет, ты его найдешь. Позитив для компаний – отсеять неправильных людей, двигаться в три раза быстрей, уйти в онлайн, пересмотреть свою стратегию, научиться считать деньги. Найдя в проблеме позитив, вы обретаете шанс вырасти. Именно в этом смысл фразы «кризис является возможностью». Потому что отношение к ситуации и действия, исходя из твоего отношения, формируют реальность.

Как чувствует себя ваша компания в создавшейся ситуации? И удается ли вам как руководителю удерживать себя в этом правильном состоянии?

Нам очень трудно сейчас. Но, заметьте, я не говорю плохо. Раз это происходит, значит, нам надо через это пройти. 80% нашего бизнеса просто умерло в этот период пандемии, и сейчас еще он не совсем ожил, потому что компании, с которыми мы работаем, – авиалинии, крупные розничные сети – прекратили продажи. И в период постепенного восстановления они принимают решение о закупках с большой осторожностью, опасаясь второй волны. Все очень бережно относятся к деньгам, и это, конечно, сказывается на наших продажах. Мы как компания лишились дохода, не имея жировой прослойки. Мы все инвестировали в рост, в команду. Команда – это наша сила. И она только сплотилась в этих испытаниях. Мы сократили зарплату, но никого не уволили. Наоборот, набираем людей, потому что на рынке появилась возможность получить хороших специалистов, а они нужны нам для дальнейшего роста. 

Нам трудно, но мы выживем. Мы своевременно еще до начала кризиса сделали большие инвестиции в онлайн. Наше основное производство находится в Китае, что, как ни парадоксально это может прозвучать, нас и спасло. Там в середине января наступил новый год. В это время обычно в стране на месяц все замирает. Для любого бизнеса, связанного с Китаем, это означает, что надо закупаться заранее. Что мы и сделали. И когда волна коронавируса захлестнула Китай, мы раньше других поняли, что это придет и в Россию и надо что-то предпринимать. Мы вывели на рынок новый продукт – инфракрасные термометры. Его онлайн-продажи нас спасли. Хотя в этой линейке была большая конкуренция, авторитет бренда и доверие к нему сыграли свою роль.

На чем основано это доверие? Ведь вы фактически конкурируете с мировыми гигантами. И цена, которая у вас ниже, конечно, здесь точно не имеет решающего значения.

Для нас очень важную роль играет аналитика. Мы собираем все возможные данные о продажах. И хотя, казалось бы, все хотят Apple и AirPods, совсем не все могут себе это позволить, да и не для всех ситуаций эти продукты хороши. В свое время, когда мы сделали свои первые беспроводные наушники, мы поняли, что есть ниша, в которой реально сильны только Apple, но они очень дорогие, а хорошего, качественного продукта в более приемлемой для потребителя ценовой категории нет. Мы сделали его и вышли на рынок со смелой рекламой «Звук вкуснее яблока», за что нас через некоторое время ФАС оштрафовала. Мы заплатили штраф, но стали вторыми после Apple по продажам в категории беспроводных наушников, обогнав Huawei и другие большие бренды. Я чувствовал себя победителем, когда мне наперебой звонили все сети с вопросом: сколько еще ты можешь дать? 

С тех пор мы выросли и еще больше поменяли свой подход, пытаемся всегда делать что-то новое, заходить в растущие категории. Мы любим создавать новый спрос. Так ты оказываешься в ситуации, когда у тебя хотя бы некоторое время нет конкурентов. И можно рассказать миру о новом продукте.

Там, где мы не можем привнести что-то более интересное с точки зрения программного обеспечения, мы стараемся делать хороший продукт по хорошей цене, входить в большие ниши и забирать долю. А там, где доминируют сильные международные бренды, мы делаем ставку на локальные потребности. 

Возвращаясь к разговору о возможностях, которые дал нам кризис: он заставил нас быстрее думать, быстрее двигаться, развивать онлайн и уйти в новую нишу – продуктов для здоровья, для семьи, которых раньше у нас не было. 

У вас пятеро детей и скоро будет шестой, чему вы их учите, как общаетесь с ними, что хотите им передать?

Главное, чему я учу детей, – это трудолюбие и оптимизм и еще максимальная искренность. Твердая уверенность в том, что все, что происходит с ними, – во благо. 

В детстве главное – научиться создавать желания, хотеть многого и приучаться к труду для реализации своих больших желаний. Тогда они смогут принести в мир много добра. И это будет залогом их собственного счастья, здоровья и успеха. Потому что, как показывает мой духовный путь и опыт, если ты творишь добро, ты притягиваешь его к себе. Хочешь чудес в своей жизни, делай хотя бы маленькие чудеса для других. Вот таким вещам я пытаюсь учить своих детей. Оптимизм, трудолюбие и правда – чтобы привить это детям, важно демонстрировать эти качества своим собственным поведением. Воспитывает только пример.

Какой самый главный пример вы бы хотели подать своими детям?

Самое главное – научиться сопротивляться нашим животным реакциям, своим изначальным порывам. Это касается и жизни, и  бизнеса. Всегда, что бы ни произошло, надо брать паузу. Потому что в этом случае возникает возможность осознать и поступить проактивно, вместо того чтобы дать волю эмоциям, нервам, страхам. За подобные реакции на уровне инстинктов отвечает рептильный мозг. 99% людей большую часть жизни живут под его управлением.

Кризис заставил нас быстрее думать, быстрее двигаться, развивать онлайн и уйти в новую нишу – продуктов для здоровья, для семьи, которых раньше у нас не было.

Люди чаще приходят к духовным исканиям в моменты тяжелых испытаний. Как это случилось с вами? 

Это абсолютно логично. Когда человеку пришло время пробудиться, начинать осознавать жизнь вокруг себя, стать созидателем, творцом своей жизни, он зачастую проходит через кризис. Когда-то, еще учась в бизнес-школе в Чикаго, я получил задание по риторике сделать доклад о чем-то сложном, непонятном на пять минут. Люди выбирали теорию относительности Эйнштейна, теорию оценки опционов Блэка – Шоулза. Я почему-то выбрал тему каббалы. Тогда еще не было интернета, и я нашел в библиотеке единственную книгу, где говорилось, что это древняя затерянная мудрость, мощное эзотерическое знание, доступное только избранным, многое из которого было утрачено. Я подготовил доклад, обо всем этом рассказал и забыл. 

А через три года, в 1998 году, перед моим серьезным жизненным кризисом шел по Нью-Йорку и вдруг увидел надпись Kabbalah Center. Помню, удивился, что кто-то это изучает, но прошел мимо. Я потерял бизнес, которым в то время занимался, не смог преодолеть кризис. Уехал в Кремниевую долину. А там – новое испытание: у меня стартап, все идет прекрасно, мы привлекли финансирование, вели переговоры с крупнейшими венчурными капиталистами, и вдруг в марте 2000-го – кризис, «пузырь доткомов», волна банкротств. Деньги кончились, а в моей команде 10 человек из Гарварда, Стэнфорда, и людям нечем платить. Мне было очень тяжело. И вот тогда в гостях у друзей я встретил человека, который стал говорить со мной о каббале. Он дал мне книгу прочитать, и я осознал, что это мое. 

Так я встал на этот путь и в моей жизни начались невероятные чудеса. Представьте: выжженная земля, ни одной сделки, компании умирают, у нас нет даже своего веб-сайта, есть только классная команда. Раздается звонок, и мне говорят: мы хотим купить вашу компанию. В результате компания, в которой было 40 человек выросла до 3000.

Затем я получил предложение от ТНК-ВР, которое после долгих сомнений отклонил. И чудесным образом вернулся в Нью-Йорк в компанию McKinsey, в московском офисе которой я делал первые шаги в своей карьере. В Нью-Йорке создавалось отделение, которое занималось – вы не поверите – духовностью корпораций. То есть жизнь приводит меня в проект и сводит с людьми, которые одними из первых осознали, что ключом к развитию компаний, к их устойчивости является корпоративный дух, идеология, миссия, ценности, то есть то, что объединяет людей и дает им возможность вложить в бизнес свою душу.

Это было не единственное чудо, и, судя по всему, мне нужно было получить заряд чудес, чтобы привести это учение в Россию. Вскоре после возвращения домой я начал создавать Московский центр каббалы, перевел книгу, выпустил ее с издательством «София». И сегодня продолжаю делиться своими знаниями и опытом.

Перед возвращением в Россию я позвонил своему другу Артему Бектемирову, основателю «Aптечной сети 36,6», и предложил ему внедрить все практики Маккинзи в его компании. Правда, вместо трансформации компании мы сделали первое розничное IPO на российском рынке. Потом была «Альфа-групп», а потом я ушел в свободное плавание.

Для вас это был сложный переход от карьеры топ-менеджера к созданию собственного бизнеса?

Видимо, эта потребность во мне жила все время. Еще в начале пути, спустя пару лет после успешного старта в McKinsey, я ушел создавать свой инвестиционный банк. Меня все время тянуло к созиданию. Поэтому, несмотря на неудачи в прошлом, я решил начать собственное дело.

Когда человеку пришло время пробудиться, начинать осознавать жизнь вокруг себя, стать созидателем, творцом своей жизни, он зачастую проходит через кризис.

Вы начали свой бизнес с продажи заколок для волос. Вам не было страшно переместиться с такой высоты в столь нестатусную нишу? Вас не беспокоило, что скажут ваши друзья?

Ну, вся Москва подумала, что я сошел с ума. Но нет, мне не было страшно и сложно, потому что в основе этого была моя бесконечная любовь к инновациям. Я увидел на выставке продукт, понял, что он новый в этом сегменте рынка, интересный, красивый. И я подумал: почему бы нет? У меня были хорошие связи с ритейлом, и мы с моим старинным другом и партнером Микки Обермайером зарегистрировали компанию, купили два контейнера заколок и начали свое дело.

Это было успешное предприятие?

Очень успешное. Правда, длилось это недолго. Со временем мы стали смотреть в другие сегменты. И в 2007 году я начал работать с гаджетами. Сначала мы возили в Россию зарубежные бренды, а потом поняли, что надо создать свой собственный бренд.

Сегодня наша компания Elari делает умные гаджеты. Например, наша первая беспроводная колонка сделана совместно с «Яндексом». В детские часы, когда стала расти конкуренция, мы добавили «мозгов», усилив их интеграцией с «Яндексом», с «Алисой», различными сервисами, голосовыми играми и т. д. 

Читайте также