Есть ли жизнь после кризиса?
Потребность в созидании стала движущей силой, заставившей Йосефа Закса без сожаления променять блестящую карьеру топ-менеджера на непростой путь предпринимателя. Он начал с продажи заколок, вызывавшей насмешки бывших коллег, а сегодня владеет компанией Elari – производителем умных гаджетов, которые продаются сегодня в 20 странах мира. Мы поговорили с г-ном Заксом о пандемии, смысле жизни и бизнеса.
Что вы думаете о переменах, которые произошли с миром и с каждым из нас во время пандемии и изоляции?
По моему глубокому убеждению, ничего не происходит случайно, все закономерно. И если весь мир посадили под домашний арест, значит, в чем-то он провинился. Но каждый человек и каждая страна находится в каждый момент времени в идеальной ситуации для своего роста и развития. Это подтверждает мой духовный путь. И для того чтобы люди росли и развивались, переставая думать только о себе, происходят такие события. Они заставляют нас задуматься о том, что действительно важно.
Ведь по большому счету все мы в жизни хотим одного – радости и счастья. Большая ошибка хотеть денег, власти и т. д. Ведь можно иметь деньги, но не иметь счастья, можно иметь дома, но в них не будет радости, можно иметь семьи, которые мертвы. Кризис на уровне людей, бизнесов, государств заставляет нас пересмотреть свои ценности.
Если говорить о бизнесе, это испытание стало серьезным уроком для всех, особенно для развивающихся проектов. Крупные российские компании пострадали в меньшей степени. Компании, связанные с виртуальным, нематериальным миром, такие как Zoom, «Яндекс», очень сильно выросли. Но в целом для всех это стало переосмыслением миссии компаний, пониманием, правильным ли делом они занимаются.
Все говорят о том, что кризис – это новые возможности. Но когда ты в эпицентре событий, поверить в это достаточно трудно. Где брать силы, когда ты находишься в нулевой точке, чтобы оттолкнуться от дна?
Что такое кризис, проблемы? Это когда реальность не совпадает с нашими планами. Я уже все придумал, и вдруг жизнь сдает другие карты. Реакция большинства людей (и я был в их числе) – депрессия, напряжение. И это абсолютно неправильный подход. Если же взять за аксиому, что в любой момент времени тебе дается ситуация, которая нужна, чтобы стать более дающим, а значит, более счастливым человеком, тогда любые большие и маленькие проблемы, любые кризисы можно научиться воспринимать как тренера, который хочет сделать тебя сильнее.
В приложении к бизнес-сфере: если у тебя проблемы или даже твой бизнес смертельно ранен – что испытывают сегодня многие компании, – это шанс пересмотреть свой подход. Зачем ты занимаешься этим делом, правильная ли идея лежит в его основе, какова цель? И на любую, самую болезненную ситуацию надо смотреть как на шанс увидеть и попробовать что-то новое, где ты можешь любить то, что ты делаешь. Ведь смысл успешного бизнеса – давать энергию людям.
Предпринимателю необходимо учиться воспринимать любую сложную ситуацию как возможность для роста, проактивно искать позитив при любых обстоятельствах. Если ты ищешь свет, ты его найдешь. Позитив для компаний – отсеять неправильных людей, двигаться в три раза быстрей, уйти в онлайн, пересмотреть свою стратегию, научиться считать деньги. Найдя в проблеме позитив, вы обретаете шанс вырасти. Именно в этом смысл фразы «кризис является возможностью». Потому что отношение к ситуации и действия, исходя из твоего отношения, формируют реальность.
Как чувствует себя ваша компания в создавшейся ситуации? И удается ли вам как руководителю удерживать себя в этом правильном состоянии?
Нам очень трудно сейчас. Но, заметьте, я не говорю плохо. Раз это происходит, значит, нам надо через это пройти. 80% нашего бизнеса просто умерло в этот период пандемии, и сейчас еще он не совсем ожил, потому что компании, с которыми мы работаем, – авиалинии, крупные розничные сети – прекратили продажи. И в период постепенного восстановления они принимают решение о закупках с большой осторожностью, опасаясь второй волны. Все очень бережно относятся к деньгам, и это, конечно, сказывается на наших продажах. Мы как компания лишились дохода, не имея жировой прослойки. Мы все инвестировали в рост, в команду. Команда – это наша сила. И она только сплотилась в этих испытаниях. Мы сократили зарплату, но никого не уволили. Наоборот, набираем людей, потому что на рынке появилась возможность получить хороших специалистов, а они нужны нам для дальнейшего роста.
Нам трудно, но мы выживем. Мы своевременно еще до начала кризиса сделали большие инвестиции в онлайн. Наше основное производство находится в Китае, что, как ни парадоксально это может прозвучать, нас и спасло. Там в середине января наступил новый год. В это время обычно в стране на месяц все замирает. Для любого бизнеса, связанного с Китаем, это означает, что надо закупаться заранее. Что мы и сделали. И когда волна коронавируса захлестнула Китай, мы раньше других поняли, что это придет и в Россию и надо что-то предпринимать. Мы вывели на рынок новый продукт – инфракрасные термометры. Его онлайн-продажи нас спасли. Хотя в этой линейке была большая конкуренция, авторитет бренда и доверие к нему сыграли свою роль.
На чем основано это доверие? Ведь вы фактически конкурируете с мировыми гигантами. И цена, которая у вас ниже, конечно, здесь точно не имеет решающего значения.
Для нас очень важную роль играет аналитика. Мы собираем все возможные данные о продажах. И хотя, казалось бы, все хотят Apple и AirPods, совсем не все могут себе это позволить, да и не для всех ситуаций эти продукты хороши. В свое время, когда мы сделали свои первые беспроводные наушники, мы поняли, что есть ниша, в которой реально сильны только Apple, но они очень дорогие, а хорошего, качественного продукта в более приемлемой для потребителя ценовой категории нет. Мы сделали его и вышли на рынок со смелой рекламой «Звук вкуснее яблока», за что нас через некоторое время ФАС оштрафовала. Мы заплатили штраф, но стали вторыми после Apple по продажам в категории беспроводных наушников, обогнав Huawei и другие большие бренды. Я чувствовал себя победителем, когда мне наперебой звонили все сети с вопросом: сколько еще ты можешь дать?
С тех пор мы выросли и еще больше поменяли свой подход, пытаемся всегда делать что-то новое, заходить в растущие категории. Мы любим создавать новый спрос. Так ты оказываешься в ситуации, когда у тебя хотя бы некоторое время нет конкурентов. И можно рассказать миру о новом продукте.
Там, где мы не можем привнести что-то более интересное с точки зрения программного обеспечения, мы стараемся делать хороший продукт по хорошей цене, входить в большие ниши и забирать долю. А там, где доминируют сильные международные бренды, мы делаем ставку на локальные потребности.
Возвращаясь к разговору о возможностях, которые дал нам кризис: он заставил нас быстрее думать, быстрее двигаться, развивать онлайн и уйти в новую нишу – продуктов для здоровья, для семьи, которых раньше у нас не было.
У вас пятеро детей и скоро будет шестой, чему вы их учите, как общаетесь с ними, что хотите им передать?
Главное, чему я учу детей, – это трудолюбие и оптимизм и еще максимальная искренность. Твердая уверенность в том, что все, что происходит с ними, – во благо.
В детстве главное – научиться создавать желания, хотеть многого и приучаться к труду для реализации своих больших желаний. Тогда они смогут принести в мир много добра. И это будет залогом их собственного счастья, здоровья и успеха. Потому что, как показывает мой духовный путь и опыт, если ты творишь добро, ты притягиваешь его к себе. Хочешь чудес в своей жизни, делай хотя бы маленькие чудеса для других. Вот таким вещам я пытаюсь учить своих детей. Оптимизм, трудолюбие и правда – чтобы привить это детям, важно демонстрировать эти качества своим собственным поведением. Воспитывает только пример.
Какой самый главный пример вы бы хотели подать своими детям?
Самое главное – научиться сопротивляться нашим животным реакциям, своим изначальным порывам. Это касается и жизни, и бизнеса. Всегда, что бы ни произошло, надо брать паузу. Потому что в этом случае возникает возможность осознать и поступить проактивно, вместо того чтобы дать волю эмоциям, нервам, страхам. За подобные реакции на уровне инстинктов отвечает рептильный мозг. 99% людей большую часть жизни живут под его управлением.
Люди чаще приходят к духовным исканиям в моменты тяжелых испытаний. Как это случилось с вами?
Это абсолютно логично. Когда человеку пришло время пробудиться, начинать осознавать жизнь вокруг себя, стать созидателем, творцом своей жизни, он зачастую проходит через кризис. Когда-то, еще учась в бизнес-школе в Чикаго, я получил задание по риторике сделать доклад о чем-то сложном, непонятном на пять минут. Люди выбирали теорию относительности Эйнштейна, теорию оценки опционов Блэка – Шоулза. Я почему-то выбрал тему каббалы. Тогда еще не было интернета, и я нашел в библиотеке единственную книгу, где говорилось, что это древняя затерянная мудрость, мощное эзотерическое знание, доступное только избранным, многое из которого было утрачено. Я подготовил доклад, обо всем этом рассказал и забыл.
А через три года, в 1998 году, перед моим серьезным жизненным кризисом шел по Нью-Йорку и вдруг увидел надпись Kabbalah Center. Помню, удивился, что кто-то это изучает, но прошел мимо. Я потерял бизнес, которым в то время занимался, не смог преодолеть кризис. Уехал в Кремниевую долину. А там – новое испытание: у меня стартап, все идет прекрасно, мы привлекли финансирование, вели переговоры с крупнейшими венчурными капиталистами, и вдруг в марте 2000-го – кризис, «пузырь доткомов», волна банкротств. Деньги кончились, а в моей команде 10 человек из Гарварда, Стэнфорда, и людям нечем платить. Мне было очень тяжело. И вот тогда в гостях у друзей я встретил человека, который стал говорить со мной о каббале. Он дал мне книгу прочитать, и я осознал, что это мое.
Так я встал на этот путь и в моей жизни начались невероятные чудеса. Представьте: выжженная земля, ни одной сделки, компании умирают, у нас нет даже своего веб-сайта, есть только классная команда. Раздается звонок, и мне говорят: мы хотим купить вашу компанию. В результате компания, в которой было 40 человек выросла до 3000.
Затем я получил предложение от ТНК-ВР, которое после долгих сомнений отклонил. И чудесным образом вернулся в Нью-Йорк в компанию McKinsey, в московском офисе которой я делал первые шаги в своей карьере. В Нью-Йорке создавалось отделение, которое занималось – вы не поверите – духовностью корпораций. То есть жизнь приводит меня в проект и сводит с людьми, которые одними из первых осознали, что ключом к развитию компаний, к их устойчивости является корпоративный дух, идеология, миссия, ценности, то есть то, что объединяет людей и дает им возможность вложить в бизнес свою душу.
Это было не единственное чудо, и, судя по всему, мне нужно было получить заряд чудес, чтобы привести это учение в Россию. Вскоре после возвращения домой я начал создавать Московский центр каббалы, перевел книгу, выпустил ее с издательством «София». И сегодня продолжаю делиться своими знаниями и опытом.
Перед возвращением в Россию я позвонил своему другу Артему Бектемирову, основателю «Aптечной сети 36,6», и предложил ему внедрить все практики Маккинзи в его компании. Правда, вместо трансформации компании мы сделали первое розничное IPO на российском рынке. Потом была «Альфа-групп», а потом я ушел в свободное плавание.
Для вас это был сложный переход от карьеры топ-менеджера к созданию собственного бизнеса?
Видимо, эта потребность во мне жила все время. Еще в начале пути, спустя пару лет после успешного старта в McKinsey, я ушел создавать свой инвестиционный банк. Меня все время тянуло к созиданию. Поэтому, несмотря на неудачи в прошлом, я решил начать собственное дело.
Вы начали свой бизнес с продажи заколок для волос. Вам не было страшно переместиться с такой высоты в столь нестатусную нишу? Вас не беспокоило, что скажут ваши друзья?
Ну, вся Москва подумала, что я сошел с ума. Но нет, мне не было страшно и сложно, потому что в основе этого была моя бесконечная любовь к инновациям. Я увидел на выставке продукт, понял, что он новый в этом сегменте рынка, интересный, красивый. И я подумал: почему бы нет? У меня были хорошие связи с ритейлом, и мы с моим старинным другом и партнером Микки Обермайером зарегистрировали компанию, купили два контейнера заколок и начали свое дело.
Это было успешное предприятие?
Очень успешное. Правда, длилось это недолго. Со временем мы стали смотреть в другие сегменты. И в 2007 году я начал работать с гаджетами. Сначала мы возили в Россию зарубежные бренды, а потом поняли, что надо создать свой собственный бренд.
Сегодня наша компания Elari делает умные гаджеты. Например, наша первая беспроводная колонка сделана совместно с «Яндексом». В детские часы, когда стала расти конкуренция, мы добавили «мозгов», усилив их интеграцией с «Яндексом», с «Алисой», различными сервисами, голосовыми играми и т. д.