У KupiVIP.ru – новая аудитория?

Олег Минаев, гендиректор компании, о будущем e-commerce, механизме успеха  и не только

Работа с брендами одежды в формате e-commerce – область для Олега Минаева достаточно новая: пост гендиректора KupiVIP.ru он занимает два года, а до этого был гендиректором марки Kärcher в России.

Именно Минаев, проработав 20 лет в Германии в головном офисе Kärcher, вывел компанию на российский рынок и помог ей занять лидирующие позиции. Так что KupiVIP.ru сегодня в надежных руках.

Перемены видны уже сейчас: например, в этом году KupiVIP.ru расширила аудиторию – вышла на новый для себя рынок FMCG-маркетплейсов, став площадкой по продаже не только одежды, но и других товаров. 

Когда вы пришли в KupiVIP, было ли страшно погрузиться в сферу модного онлайн-шопинга, ведь это первый опыт работы в fashion e-commerce? 

На самом деле мир моды совсем не чужой для меня. Мой отец Вячеслав Минаев запускал компанию Burda Moden в России по инициативе Раисы Горбачевой. К тому же моя жена всю жизнь работает в модных журналах. Так что тема fashion мне близка и понятна. А вот электронная коммерция – совсем новая для меня сфера, и мне как человеку, который любит общаться (я начинал свою карьеру обычным менеджером продаж), было сложно уйти в мир цифр. В самом начале работы в KupiVIP я старался ездить с водителями по заказам, чтобы понять, как вообще все работает. 

Но вам наверняка пригодился опыт прошлой работы?

Я отработал в Kärcher, в большой семейной компании с западным менталитетом, почти 20 лет. А тут перешел фактически в другую среду. Да, инвесторы в KupiVIP иностранные, но компания все равно – российская. Вначале я столкнулся с настороженным, а иногда высокомерным отношением к себе со стороны некоторых членов команды. Поэтому первым делом начал формировать свою команду и оставил только тех людей, которые были лояльны к бизнесу. Сегодня у нас очень хороший коллектив, мне нравится ездить на работу. 

А как у вас сложились отношения с Оскаром Хартманном, основателем проекта KupiVIP?

Оскар – идейный вдохновитель компании, я часто с ним общаюсь. Он дает много полезных советов и вообще очень харизматичный человек. До сих пор на рынке KupiVIP олицетворяют с Оскаром, хотя он с 2014 года не руководит компанией, оставаясь ее душой. 

Интересно, что за эти два года изменилось в компании? 

Нашей главной специализацией всегда была одежда от ведущих брендов с дисконтом. Однако в 2020 году мы, как и наши покупатели, столкнулись с новыми реалиями. Сегодня волатильность рынка обязывает трансформировать модель и общий подход к торговле онлайн. Поэтому было принято стратегическое решение перейти на модель мультикатегорийности. Всего за два месяца карантина, в рекордные сроки, работая из дома, мы запустили FMCG-маркетплейс, чтобы наши клиенты могли порадовать себя не только качественной одеждой. Сегодня на нашей площадке можно найти спортивные товары, продукты для здорового питания, косметику и даже винные сеты и букеты цветов! 

Не может ли это привести к размыванию формата?

Не думаю. Наш бренд KupiVIP сегодня находится в премиальном сегменте, и мы планируем в нем оставаться и далее, предлагая клиентам не просто одежду, но красивый стиль жизни. Например, если говорить про продукты питания, мы не продаем обычную гречку или тушенку, а предлагаем суперфуды вроде хлебцев из зеленой гречки, пшена с тыквой, миндалем и кокосовым сахаром, миндальную муку, изысканные паштеты.

И, конечно, несмотря на все нововведения, fashion остается нашей ключевой категорией. Во время карантина мы упростили для дизайнеров и одежных брендов процедуру подключения к площадке. Поэтому за последнее время к нам пришло огромное количество поставщиков. Сейчас в ассортименте представлены такие бренды, как Valentino, Off-White, Chloe, Versace, Stella McCartney, Hugo Boss, Emporio Armani, Marc Cain, Luisa Cerano, Prada, Max Mara, Luisa Spagnoli, Corneliani, Escada, Lanvin, Kenzo, Isaia, Roberto Cavalli, Plein Sport и многие другие.

В электронной коммерции рынок одежды – это самое сложное, что вообще есть. Все бьются за один кошелек покупателя, а кошелек этот не резиновый. Однажды я посчитал, что людей, которые могут позволить себе купить у нас что-то, – 1 млн 200 человек по России
Олег Минаев
генеральный директор KupiVIP

Что еще планируете менять в проекте, какие разрабатываете идеи?

О.М. Идей много. Собираемся создать закрытый клуб для покупателей. Чтобы на него были подписаны определенные люди, которые могут войти в личный кабинет и увидеть специальное предложение только для них. Еще мы хотим открыть направление по «товарам с историей» – винтажные часы, сумки с интересным провенансом.

Какая сегодня основная тенденция на рынке e-commerce, на ваш взгляд? 

О.М. В e-commerce начинается консолидация (это, кстати, мировой тренд). Мелкие компании будут поглощаться крупными, крупные будут расти. Потом из крупных игроков останется два. Это произойдет во всех областях бизнеса. И особенно это важно понимать небольшим компаниям и искать свою нишу или «старшего брата»: одни они вряд ли выживут. Все сейчас хотят ринуться в электронную коммерцию, но они не представляют, куда идут. Это гораздо сложнее, чем просто открыть магазин. Это колоссальные издержки, и все на очень тонкой марже. Кроме того, в электронной коммерции рынок одежды – это самое сложное, что вообще есть. Все бьются за один кошелек покупателя, а кошелек этот не резиновый. Однажды я посчитал, что людей, которые могут позволить себе купить у нас что-то, – 1 млн 200 человек по России. Совсем небольшая аудитория.

Расскажите, чего вам больше всего не хватало на карантине?

Спорта! Я гольфист, играю на хорошем уровне, у меня гандикап 6. Еще я катаюсь на велосипеде, но делаю это только в Европе, куда сейчас поехать нельзя. А нарезать круги по Крылатскому – не самое веселое занятие. Много лет назад я создал клуб предпринимателей, которые любят велосипедный спорт. Мы обычно три раза в год выезжаем на сборы, где у нас есть друзья – бывшие олимпийские чемпионы, гонщики из «Тур де Франс», которые нас ведут. Обычно мы делаем гастроспорттуры, проезжаем по 100 км в день. Как правило, ездим по горной местности, всегда в мужской компании. Наших сборов мне сейчас очень не хватает.

Зато во время карантина, наверное, было много времени для личного развития, для чтения например?

Читаю я много, независимо от карантина или чего бы то ни было. Люблю интеллектуальную литературу. Есть, например, такой Рольф Добелли. В одной из книг он выдвигает теорию, что нужно полностью отказаться от новостей. Я как прочитал, попробовал жить полгода без новостей: не включал радио, не заходил в соцсети. И у меня появилось четыре часа свободного времени. Ездил на работу час туда и час обратно и вместо радио стал слушать аудиокниги. Шикарная книга, которую я прослушал год назад, – «Сказать жизни «Да!» Виктора Франкла. Она очень заряжает. Ее написал психолог, австрийский еврей, который прошел все концлагеря. Но рассказывает он не про ужасы концлагеря, а про то, как трансформируется сознание в таких экстремальных условиях. 

Он дает очень много советов, которые я применял в карантин: как не впасть в депрессию, не потерять жизненные силы, как нельзя ставить себе даты, потому что разочарование будет очень сильным. Как планировать худшее и надеяться на лучшее. То, что он написал, работает и сейчас. 

Если все думают, что пандемия скоро закончится, то у меня после этой книги есть ощущение, что это может быть очень долго. Но мы должны справиться!  

Читайте также