Между искусством и психологией

Из опыта практикующего психолога Натальи Балаян

Некоторым людям достаточно лишь одного эпитета, чтобы описать сферу их деятельности. А Наталье Балаян – нет. Психолог, журналист (член Союза журналистов), искусствовед, член Aрт-терапевтической ассоциации России – как говорится, и это все о ней! В прошлом году Наталья была награждена премией «Развитие психосинтеза и внедрение авторских техник в психотерапию». Сейчас Балаян работает над созданием энциклопедии «Свадебные традиции мира». А еще участвует в программе мэра Москвы «Московское долголетие»: читает авторский курс на стыке психологии, генетики и биологии «Код молодости. Эффект теломер».

«Я сама предложила организаторам эту тему, так как решила, что именно она станет наиболее актуальной для аудитории программы. Мне было важно делиться полезной и практической информацией, основанной на деятельности большого числа ученых, в том числе Элизабет Блэкберн, получившей Нобелевскую премию за открытие эффекта теломер, – рассказывает Наталья. – Я учу, как, используя свой собственный биологический ресурс, вернуть новую и здоровую жизнь организму на клеточном уровне».

По словам Натальи, первым ее увлечением была психология. Получив первое высшее образование, девушка стала практикующим психологом. Затем защитила диссертацию, посвященную проблеме счастья: в ходе исследования Балаян сопоставила представление о счастье у счастливых и «несчастливых» респондентов.

Однако одной психологией дело не закончилось. «Я человек постоянно обучающийся и получающий от этого удовольствие, и мне захотелось расширить рамки образования. В 2002 году я поступила на факультет истории искусства РГГУ и окончила магистратуру по специальности «искусствоведение», – говорит Наталья. – История искусства отражает историческое развитие человечества, а вместе с этим и его нравственные и духовные аспекты. И я как будто заново открыла для себя мир, хотя к тому времени была уже продвинутой путешественницей (27 стран «в багаже», сейчас около 60 ). «Соприкосновение» с искусством помогло мне соединить все эти отрывочные знания в общее представление об уникальности нашего мира, о фантастических творческих возможностях человека».

Новшество моей методики заключается в соединении трех видов искусства: изобразительного искусства, искусства звука (музыки) и искусства слова (сочинения). Именно в таком сочетании еще больше активизируется эмоциональная заинтересованность пациента, что открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия

Так родился авторский метод Натальи Балаян, основанный на арт-терапии, – «Музыка моей жизни». С этой концепцией авторской методики Балаян выступила в прошлом году на десятой Международной арт-терапевтической конференции.

«Новшество моей методики заключается в соединении трех видов искусства: изобразительного искусства, искусства звука (музыки) и искусства слова (сочинения). Именно в таком сочетании еще больше активизируется эмоциональная заинтересованность пациента, что открывает путь для более эффективного коррекционного воздействия, – поясняет Балаян. – На моих авторских семинарах и на консультациях, когда я использую эту методику, люди пишут свои рассказы, порой даже стихи. А тот, кто вначале утверждает, что не умеет рисовать, после занятий едет и покупает наборы красок».

Курс состоит из нескольких этапов. Сначала участникам предлагается выбрать любой музыкальный инструмент и написать сочинение от лица этого инструмента. В ходе второго этапа (рисования) надо изобразить в технике акварели этот музыкальный инструмент с возможными фантазийными элементами.

После обсуждения сочинения и рисунка наступает этап «квартета». Ученики должны дополнить свой инструмент другими, и это является важным психологическим выбором. «Например, участник включает в свой «квартет» барабан, так как осознает, что ему недостает уверенности, решительности, – поясняет Балаян. – Создавая такой психологический «квартет», человек создает идеального себя, подходит к пониманию, чего именно ему не хватает для гармонии и счастья в реальной жизни».

А какой у вас «квартет»? Или, быть может, это целый оркестр?

Читайте также