Винил снова в моде?

Старые пластинки как новый тренд у меломанов

«Все новое – это хорошо забытое старое». Эту фразу можно отнести и к моде вообще, и в частности к сегодняшней моде на виниловые пластинки. Когда-то виниловые диски были основным носителем звукозаписи, затем появились аудиокассеты, CD и потом MP3. Но настоящие ценители звука и меломаны говорят, что «цифра» (цифровая запись) так и не смогла превзойти аналог. Живость звучания, жизнь – вот что потеряла цифровая звукозапись по сравнению с аналоговой.

Чтобы поподробнее узнать о виниловых пластинках и сегодняшней моде на них, я поговорил с меломаном и коллекционером винила еще с конца 60-х годов, заместителем генерального директора российского отделения компании Warner Music Романом Халиковым.

Как сразу признался во время нашей беседы Роман Владимирович, винил для него – это ни в коем случае не дань моде, а увлечение с ранней юности. Все началось с «Битлз» и «Роллинг Стоунз» и закончилось тяжелым роком, «Пинк Флойд» и прогрессив-роком.

А вот по поводу того, дорогое это удовольствие, собирать винил или нет, мой собеседник отвечает неоднозначно: «Все зависит от того, что вы собираете. Если вы коллекционируете первые прессы (профессиональный сленг. Первым прессом диска, как пояснил Халиков, является пластинка, напечатанная в год релиза альбома. – Прим. ред.) «Битлз», то они вам могут обойтись в $10 000; если же вы покупаете вторые прессы, то они могут стоить и $20–40, как некоторые «новоделы». Бывает, пластинка стоит дорого не потому, что на ней записана хорошая музыка, а потому что ее тираж был маленький, например тысяча экземпляров, а со временем группа стала известна и эта пластинка уже больше не переиздавалась». И уточняет: «Первые прессы первого альбома «Битлз» Please, Please Me, произведенного на лейбле Golden Parlaphone, на которых напечатано 1-А и 1-В, где цифра 1 обозначает первую матрицу, а А и В – две стороны пластинки, вам могут продать больше чем за $12 000».

На вопрос, почему он все-таки собирает винил, когда сейчас так много более современных и усовершенствованных носителей звука, Роман Владимирович говорит, что аналоговый звук более интересен, чем цифровой. «Он более объемный, не такой плоский, как цифровой, теплее, интереснее динамика звука. Когда появились CD, я стал терять интерес к музыке, – объясняет Халиков. – А потом снова начал слушать винил – и все вернулось на свои места».

Если вы хотите купить виниловый диск дешевле, то надо ехать в Восточную Европу, там покупательная способность у населения ниже и поэтому пластинки стоят дешевле, чем в экономически развитых странах
Роман Халиков
зам. генерального директора российского отделения Warner Music

Была еще и такая история с винилом в жизни нашего героя: «В свое время один и тот же альбом «Пинк Флойд» я с удовольствием слушал на проигрывателе пластинок, но не мог его переварить на остальных носителях звука, в том числе аналоговых, таких как, например, аудиокассеты, которые были популярны в 80-е годы, и не мог понять, в чем дело. Это какая-то мистика, думал я. А потом до меня дошло – все дело в виниле. И дело в том, что он лучший носитель звука по сравнению не только с цифровыми носителями, но и некоторыми аналоговыми, такими как, например, аудиокассеты».

Интересно, что, говоря о качестве музыки на виниле и CD, Халиков проводит очень хорошую параллель с литературой: «Для того чтобы записать музыку, например, на компакт-диске, музыканты сначала записывают аналоговый звук, который затем преобразуют в цифру. А затем, чтобы послушать эту запись, нужно цифру преобразовать в аналоговое звучание. Вот, к примеру, вы возьмите Пушкина, переведите его на английский язык, а затем обратно переведите на русский и посмотрите, что получится».

Халиков также добавляет, что коллекционирование винила – это, безусловно, модно. «Но сегодня, – уточняет он, – в авангарде винила стоят не подвижники и не звукорежиссеры, как это было в 60-е, а маркетологи, и, безусловно, то, что винил сегодня в моде, – это их заслуга». И вспоминает, что в 90-е, «когда нас стали отучать от винила и приучать к CD, то на помойках можно было найти выдающуюся музыку». «Приятель присылал из Америки в то время виниловые альбомы, которые он находил в Штатах на улице, и там были такие записи, которые можно было продать по $200–300! В американских городах на улице рядом с домами можно было видеть кипы виниловых альбомов, где было написано: «Это вы можете взять».

Сегодня как-то немного странно читать о том, что совсем недавно компакт-диски считались намного лучше, чем пластинки, потому что их нельзя поцарапать, как винил, их звучание, как у виниловой пластинки, не шипит и их можно хранить вечно. «И так как 85% людей не слушают звук, а звук слушают только процентов пятнадцать, то люди стали переходить на CD. А потом, когда все наслушались компакт-дисков, люди стали переходить обратно на винил», – смеется Роман Владимирович.

«Но очень часто это не тот винил, который был раньше, это оцифрованный винил, так как современные группы сейчас в основном пишутся на цифру, а потом эти записи переводят в аналог и печатают пластинки. Сейчас есть студии, но их немного, которые сначала записывают музыку на ленту (бобину), как это было раньше, а потом переводят в цифру и на ней уже работают со звуком. В основном это независимые лейблы, которые являются подвижниками и любителями звука», – добавляет меломан.

По словам Халикова, сейчас винил вновь в моде и почти все большие звукозаписывающие компании (они же лейблы) перешли на винил и продают «пласты» по ценам от нескольких десятков долларов до полумиллиона. Warner Music, по словам заместителя гендиректора российского отделения компании, сегодня продает больше винила, чем CD.

«Я знаю много молодых людей, которые сегодня слушают винил. Я спрашиваю у них: почему вы слушаете пластинки? И они отвечают, что на них звук интереснее, чем на цифровых носителях. Однажды я встретил молодого человека, которому двадцать лет и который слушает винил. Он слушает пластинки на ламповой аппаратуре, которую сам собрал! Кстати, у меня тоже вся аппаратура ламповая, – говорит Халиков и заключает: – Я думаю, что винил в России сегодня популярнее, чем в Штатах и в Европе». Сначала идет Россия, затем Европа, а потом США в рейтинге популярности виниловых дисков. «Кстати, – говорит Роман Владимирович, – цены на диски везде очень разные. Если вы хотите купить виниловый диск дешевле, то надо ехать в Восточную Европу, там покупательная способность у населения ниже, чем в Западной, и поэтому пластинки там стоят дешевле, чем в экономически развитых странах».

Пластинки в хорошем состоянии всегда хорошо продаются, независимо от жанра. Ценность записи определяется ее редкостью и популярностью исполнителя или группы
Дэн Хэмпсон
менеджер Omega Auctions Ltd

Виниловый рынок и винил будут существовать всегда, утверждает в конце разговора Халиков. Вопрос, по его словам, только в том, на каком уровне. Все зависит от экономической ситуации в мире, считает он. «Если ситуация будет ухудшаться, то покупательная способность людей будет падать и это не позволит им покупать дорогие диски и дорогую аппаратуру».

А что думают об этом другие эксперты? Прокомментировать ситуацию на виниловом рынке согласился менеджер британского аукциона пластинок Omega Auctions Ltd Дэн Хэмпсон. По его словам, пластинки в хорошем состоянии всегда хорошо продаются, независимо от жанра. Ценность записи определяется ее редкостью и популярностью артиста или группы, подтверждает слова Халикова Хэмпсон.

Хотя и здесь бывают парадоксы: сейчас, говорит Хэмпсон, совсем не в тренде популярная музыка 50-х годов прошлого века: джаз, свинг – а ведь знаменитых исполнителей в этих направлениях хоть отбавляй... В том же Туманном Альбионе, уточняет менеджер британского аукциона, наблюдается большой интерес к панку, новой волне и инди-музыке конца 1970-х – 1990-х годов, эти жанры сейчас в моде.

Читайте также