Новый проект Фонда Картье и «Триеннале»
Послание невероятной силы и будоражащей мощи несут человечеству фотографии Клаудии Андухар (Андухар – фамилия мужа, с которым она развелась через год после свадьбы). Она родилась в 1931 году в Невшателе в семье венгерского еврея, сгинувшего в Дахау, и швейцарки, росла в Венгрии и Румынии, однако в 1970-х годах решила поселиться в Бразилии. Там она вступила в борьбу, силой своего искусства – фотографии – защищая и даже, можно сказать, спасая индейцев яномами. Об этом рассказывает выставка Claudia Andujar, la lotte Yanomami («Клаудия Андухар, борьба яномами»), которая проходит в миланском музее дизайна La Triennale di Milano до 7 февраля 2021 года.
Выставка стала долгожданным проектом для Фонда современного искусства Картье, который ее организовал и поддержал. Она открывает восьмилетнее сотрудничество между фондом и «Триеннале» – таким образом два важных и авторитетных института в области современного искусства, обладающих высокой проектной культурой и культурой коммуникации, объединяют усилия, чтобы привить на миланскую почву новую модель сотрудничества между частным и общественным.
Расположившееся на площади более 1300 кв. м в Палаццо-дель-Арте, где с момента постройки в 1930-х годах размещается «Триеннале», пространство Фонда Картье является впечатляющей и востребованной территорией. Это отличный творческий плацдарм для выражения идей его директора – Эрве Шандеса, который при помощи отобранных им экспозиций усердно доносит мысль: искусство – это особый язык, описывающий общество, его корни, его воображение, происходящие в нем перемены, и в то же время пророческий язык, способный предсказать будущее.
Инаугурационная выставка идеально отражает ценности, общие для обеих организаций. Прежде фотографии Клаудии Андухар демонстрировались в передвижном формате (неизменно при поддержке Фонда Картье). В Милане экспозицию курирует Тьяго Ногейра, который решил представить ранее не использовавшиеся материалы, и это не только 300 фотографий Клаудии Андухар, но и рисунки яномами и видеоматериалы.
Череду впечатляющих образов, которые силой своего искусства Клаудия Андухар превращает в яркое путешествие, надо воспринимать в двух плоскостях: культурологической и антропологической, несущих социальную и политическую нагрузку.
Первый пласт позволяет погрузиться в мир загадочной и мало кому известной культуры яномами. Клаудия Андухар впервые посетила регион реки Катримани, где живет этот народ, в 1971 году по совету антрополога Рене Фуэрста. Через год она вернулась и прожила там месяц, документируя повседневную деятельность и традиционные религиозные представления индейцев.
Еще через два года, прихватив с собой массу фильмов, записных книжек и магнитофон, она занялась более глубоким изучением связей между обычной жизнью яномами (устройством домов, различными видами деятельности, танцами) и их духовным миром, присутствие которого они постоянно ощущают. Этот мир наполнен духами xapiri: к ним обращаются в ходе зрелищных церемоний, когда стереть границу между двумя мирами помогает порошок якоана (высушенная и измельченная смола дерева вида вирола. – Прим. ред.).
Художественное восприятие Андухар и ее дотошное изучение жизни индейцев вылилось в серию авангардных фотографий, сделанных с применением новаторских методов. Линзы, смазанные вазелином, и инфракрасная пленка – все использовалось, чтобы получить редкие по силе воздействия и одновременно трогательные изображения, невероятно убедительные в своем повествовании о народе, который борется за выживание.
Это второй уровень работ Клаудии Андухар, неотделимый от первого, поскольку между ее моральными и эстетическими принципами можно поставить знак равенства. Она стала голосом яномами с их болью и страданиями – народа, над самим существованием которого нависла угроза 40 лет назад, в 1974-м, когда началось строительство шоссе Периметрал-Норте.
С помощью итальянского миссионера Карло Дзаккини Андухар фиксировала драматические перемены, происходившие в племени яномами из-за вторжения на их землю: принесенные рабочими смертельные болезни, такие как корь, вызвали эпидемии, и все это на фоне алчности и непомерных амбиций безнравственных пришельцев.
И Клаудия решила рассказать о страданиях яномами – она стала активисткой и с помощью международной организации Survival International запустила всемирную кампанию, чтобы прекратить ущемление прав народа, который она полюбила. Ее фотографии, обладающие большой силой воздействия и высокой эстетической ценностью, бьют в набат и доходят до каждого сердца и сознания: нам нужна эта земля, эта вода, эти духи и уверенность в завтрашнем дне. Не уничтожайте ее. Это единственное, что позволит нам жить дальше.
(Перевела Елена Туева)