Рождество в Москве: фамильная история

Живая елка под потолок, свечи и декорации к «Щелкунчику» – неизменный «арсенал» семьи Лансере

В семье Лансере я оказалась не случайно: в редакции не раз говорили о том, что эта почтенная московская семья как-то уж очень красиво отмечает Рождество. Что неудивительно: Лансере – династия потомственных художников, скульпторов, деятелей культуры. Поль Лансере, офицер наполеоновской армии, был ранен под Смоленском в 1812 году, остался в России, получив русское подданство.

Его внук Евгений Александрович Лансере, скульптор, был женат на Екатерине Бенуа, дочери академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа. А их дочь – Зинаида Серебрякова – знаменитая, любимая многими художница. В свою очередь, Николай Леонтьевич Бенуа, отец Екатерины Бенуа и художника Александра Бенуа, был женат на дочери архитектора, академика Альберта Кавоса, Камилле. Переплелись фамилии, судьбы, таланты…

Потомок Поля Лансере, его прапраправнук художник Евгений Лансере, его жена Алла и их дети Мария и София сегодня живут в большой старомосковской квартире, расположенной в доме в Милютинском переулке. 

«Эту квартиру мой дед, Евгений Евгеньевич Лансере получил в 1934 году, когда приехал в Москву из Грузии (где он жил после революции) по приглашению архитектора Щусева для продолжения совместной работы над Казанским вокзалом, – рассказывает Евгений Лансере-младший. – И в этом доме, в этой квартире все пронизано историей и творческой атмосферой». 

В доме есть «уголок предков» с портретами Лансере, Бенуа, Кавосов. Говорят, если посидеть на сундуке, привезенном Кавосами из Венеции, можно зарядиться энергией венецианских карнавалов. 

«Интерьер украшают скульптуры моего прадеда, картины Серебряковой, Александра Бенуа, моего деда… Есть, конечно, и мои работы – люстра, мелкая пластика из бронзы, подсвечники», – поясняет Евгений.

Рождество для Лансере – самый важный праздник с традициями, идущими еще от родителей Евгения Лансере, и в первую очередь от его мамы Светланы Якуниной. «Я, советский мальчик, вырос с рождественской елкой и с праздниками Рождества и Крещения, с культурой святочных рассказов и гаданий. Был даже смешной случай в детстве, когда я пришел в художественную школу 7 января в парадном костюмчике (был, наверное, год 1964-1965) и меня спросили ребята: «Почему ты такой нарядный?» А я ответил: «Так сегодня же Рождество!» «У тебя, что ли?» – спросили меня. И все поздравляли меня с днем рождения». 

В 80-е годы Евгений устраивал елки для племянников и детей своих друзей. Апогеем праздника был момент, когда расставляли стол, раскладывали игрушечную железную дорогу и паровозик возил вагончики, в которых лежали бутерброды и пирожные.

От семьи Якуниных Лансере досталась и традиция первый раз зажигать свечи на Рождество в сочельник, 6 января, и собираться небольшой компанией самых близких. «Это пошло с тех времен, когда в храмы на службы ходить было нежелательно. Поэтому вместо храма собирались у нас дома», – говорит Евгений. Свечи присылают друзья семьи из Европы.

У Лансере сохранилось много рождественских историй, и одна из них как раз про свечи. «Однажды, в 90-е годы, у нас в гостях на Рождество были послы. И вот начинаем мы зажигать елку. А послы спрашивают: «Что сейчас будет?» А Женя и говорит: «Ритуальное сожжение послов, наша русская забава»... Ох, как они все перепугались, но потом смеялись, конечно», – рассказывает жена Евгения Алла. Когда-то 16-летней девочкой она впервые пришла в этот дом, случайно, по-соседски: «Мы с Женей жили в соседних подъездах. И когда я оказалась у него в гостях, то была настолько потрясена аурой, атмосферой и людьми, что уйти уже было невозможно».

Сегодня продолжатель рождественских традиций именно Алла Лансере. Каждый год она организовывает Елку. «Зовем всех – не только родственников и ближний круг, но и друзей наших друзей, да просто людей, которые нам симпатичны. Самое приятное – когда звонят уже выросшие дети и говорят: «А вот я у вас лет 15 назад был на елке, сейчас проездом в Москве – можно зайду, посмотрю хоть одним глазком на елку?» — для меня это, наверное, лучший подарок, – рассказывает Алла. – Я стараюсь поделиться этим чудом со всеми, погрузить всех в эту волшебную атмосферу мерцания свечей и подарить всем праздник. Сейчас в нашей компании много поющих, играющих на музыкальных инструментах, мы дружим с народным артистом Владимиром Редькиным, с великолепной певицей Дашей Давыдовой, с тележурналистом Юлианной Шаховой и ее мужем, скрипачом-виртуозом Авнэром Вэриусом, с режиссером Антоном Яковлевым, с Ольгой Николаевной Адамишиной – она наша родственница и хорошо помнит нашу бабушку Ольгу Арцыбушеву. С семьей Мамонтовых, которые прямые потомки Саввы Мамонтова и тоже наши родственники… Мы собираемся, чтобы пообщаться, попеть под гитару, помузицировать, играем в шарады».

Сами елки всегда живые – под потолок, а потолки в квартире около пяти метров. Евгений и Алла рассказывают, что раньше они покупали три-четыре тощие елки и связывали их. «Как-то, еще в советское время, проезжая мимо суворовского училища 1 января, я увидел, как курсанты выбрасывают шикарную елку. Я ее забрал, и в итоге она простояла все праздники у нас! – вспоминает Евгений. – А лет 25 назад жена догадалась попробовать купить елку в лесничестве. И теперь мы каждый год едем в лес и сами выбираем ель. Так что сегодня наша елка вполне может конкурировать с кремлевской». 

За елью супруги отправляются 30-31 декабря, на Hовый год на нее вешают только звезду и лампочки, а наряжают всерьез уже в первых числах января, к Рождеству. «Какие-то игрушки остались от моего детства, какие-то от детства моих родителей. Наверное, самая любимая моя игрушка – парашютист из ваты 30-х годов. Друзья всегда стараются принести какую-то уникальную игрушку и радуются, когда видят ее каждый год на нашей елке», – говорит Евгений. 

Последние годы все семейные елки проходят в стиле «Щелкунчика». «Дети очень любят Большой театр. И декорации к балету «Щелкунчик», да и сам балет вдохновили меня на создание именно такой вот елки, – говорит Алла. – Наши дети сейчас уже выросли (им 20 и 21 год), и они тоже забирают себе по праздничному дню, чтобы пригласить своих друзей. Поют, гадают, а мы обычно уходим в гости в это время, чтобы им не мешать. Но всех нас объединяет любовь к елке и вера в чудо!» 

Читайте также