Реставратор прошлого: необычное хобби

Леонид Колпахчиев спасает от забвения не только книги, но и имена художников и писателей

К созданию книг Леонид Колпахчиев пришел через их реставрацию: будущий переплетчик однажды спас книги, которым грозило уничтожение — и процесс увлек его так, что вскоре превратился в дело жизни. В советское время Леонид работал художником-­оформителем во Дворце культуры им.Ленсовета, рисуя по большей части многометровые идеологические лозунги вроде «Народ и партия едины».

И вот однажды коллега обнаружил стопку книг, предназначенных для сдачи в макулатуру, и решил забрать их домой, а Леонид взялся отремонтировать ветхие издания. Это незначительное событие совпало по времени с книжным бумом и беспрецедентным всплеском интереса к чтению, возникшими на волне перестройки, после распада Советского Союза.

«Книги изнашивались, возникало желание их подремонтировать; как художник, я легко мог что-то подрисовать, а затем стал осваивать смежные навыки по ремонту», — вспоминает Леонид Колпахчиев. Спрос на идеологические лозунги иссяк в связи со сменой режима, а вот для реставратора книг работы было хоть отбавляй. Пятнадцать лет Леонид реставрировал книги в библиотеке петербургской Духовной академии, и еще десять лет — в Публичной библиотеке.

Решение сделать переплетное мастерство делом своей жизни Леонид принял на волне беспрецедентного интереса к чтению, который захлестнул страну на волне перестройки, после распада СССР. «Читателю было важно не только содержание, но и качество, уровень исполнения, работа была востребована, — вспоминает он. — Кстати, в советское время переплетное дело было небезопасным занятием: если у тебя на квартире обнаруживали инструменты или оборудование такого рода, то обвинения в тиражировании и распространении запрещенной литературы были практически гарантированы».

Навыки рисовальщика пригодились Леониду Колпахчиеву для изготовления собственной коллекции шрифтов, которых за сорок лет в профессии накопилось уже около двух сотен. На сегодняшний день это самая большая коллекция такого рода в стране.

Нынешняя мастерская Леонида Колпахчиева создавалась и обустраивалась постепенно около 15 лет. Создание книг — неизмеримо более благодарный и увлекательный процесс, чем рисование коммунистических лозунгов. Навыки рисовальщика пригодились Колпахчиеву для изготовления собственной коллекции шрифтов, которых за сорок лет в профессии накопилось уже около двух сотен — это на сегодняшний день самая большая коллекция такого рода в стране. Леонид отрисовывал шрифты, созданные лучшими художниками, а затем изготавливал их в металле по образцам для тиснения на книгах.

«Первые шрифты я рисовал вручную, ведь тогда еще не было компьютеров, — рассказывает мастер. — Затем отдавал протравливать, а затем выпиливал шрифты из металлических листов. На слух звучит сложно, но, как говорится в одной из моих любимых поговорок, глаза боятся, а руки делают. И кроме того, чтобы понять, насколько это легко, нужно ­все-таки попробовать».

В 1990-е годы Леонид увлекся созданием миниатюрных книг. У этого выбора было несколько причин: с одной стороны, миниатюрные издания ручной работы представляли интерес для коллекционеров, а с другой — существовал дефицит материалов. Натуральная кожа была в то время редким и дорогим материалом, и в ход шли старые женские сумки и сапоги.

В своем мастерстве Колпахчиев преуспел, и сегодня его работы есть не только у коллекционеров, но и в музее.

В 2018 году Леонид Колпахчиев передал в дар петербургскому музею «Русский Левша» коллекцию из 80 миниатюрных книг, оформленных им для издательства «Клео» и других издательств. Высота самой большой книги составляет 10 см (максимально допустимый размер по действующим стандартам), а самой маленькой — 4 см. Изящные миниатюрные книги в кожаных переплетах с золотым тиснением, шелковыми ляссе, торшонированными обрезами стали частью постоянной выставки «Библиотека в чемодане»: сборники Чехова, Есенина, Пушкина, Байрона разместились в белом настенном шкафу, выполненном в виде чемодана.

Сегодня большинство новых проектов и заказов Колпахчиева связаны с деятельностью Национального союза библиофилов, который он с единомышленниками создал в 2010 году. Возглавляет союз руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, авторитетный исследователь книжной культуры и опытный библиофил.

Леонид Колпахчиев — победитель практически всех отечественных конкурсов переплетного мастерства. Его книги хранятся в коллекциях президентов России и Америки. В числе работ, которыми он больше всего гордится, переплетчик называет антологию произведений талантливого и незаслуженно забытого художника, книжного иллюстратора и создателя художественных афиш Михаила Соломонова (1873–1942). Леониду Колпахчиеву и его коллегам удалось разыскать более 400 произведений Соломонова и впервые опубликовать их в антологии, выпущенной издательством «Клео»: удивительный случай спасения от забвения имени художника — человека явно одаренного и оставившего большое наследие.

Читайте также