Как стать счастливым: совет профессионала

Марина Мелия, психолог, коуч-консультант, писатель: «Важно перехватить контроль над своей жизнью»

Коуч-консультант первых лиц российского бизнеса, психолог, профессор НИУ ВШЭ, учредитель психологической консультативной компании «ММ-Класс», автор многих бестселлеров, Марина Ивановна Мелия – давний друг «Ведомостей» и «Как потратить». На этот раз мы попросили ее поговорить о наболевшем – как пережить то, что происходит сейчас, без последствий для себя и окружающих? Где искать «подпитку»? И есть ли в жизни счастье? К нашей общей радости, мы узнали, что счастье есть, жизнь продолжается и надо просто научиться следовать нехитрому правилу.

Сейчас много рассуждают о счастье, счастье стало объектом научных исследований, во всем мире уже пытаются даже замерять уровень счастья. Но что такое счастье?

Марина Мелия: Это как раз тот случай, когда дать определение сложно, хотя мы всегда знаем, когда счастье есть, а когда его нет. Но можно порассуждать, из чего оно складывается.

В первую очередь – это ощущение собственного благополучия. Оно проявляется в том, что в повседневной жизни этого человека позитивных эмоций больше, чем негативных. Он чувствует, что у него все хорошо. И здесь никого не обманешь. Сколько ни убеждай себя в том, что счастлив, если постоянно испытываешь раздражение, злость, гнев, то вряд ли будешь доволен своей жизнью. Но это только одна составляющая.

По моему глубокому убеждению, человек не может быть счастлив, если не видит смысла своего существования. Причем масштаб самой деятельности не важен – можно строить огромную корпорацию или заниматься устройством своего дома и воспитанием детей. Важно, чтобы мы сами ощущали осмысленность того, чем занимаемся.

Самые тяжелые психологические кризисы в жизни, как правило, связаны с экзистенциальным вакуумом, то есть с пустотой в душе, потерей смысла бытия. Человек перестает понимать, зачем и ради чего он работает, тратит силы, встает каждый день по утрам. Он больше не видит перспективы. Его жизнь становится безрадостной.

Третья составляющая счастья связана со взаимодействием с окружающим миром, с социумом. Нам важно чувствовать связь с другими людьми, их симпатию, одобрение, нам жизненно важно понимать, что кому-то нужно то, что мы делаем.

Таковы, на мой взгляд, три составляющие счастья: позитивные эмоции, осмысленность жизни и взаимодействие с людьми. Если какая-то из них отсутствует, то вряд ли можно сказать, что человек счастлив.

Насколько выражена связь счастья с материальным благополучием?

М. М.: Верить, что счастье можно купить за деньги, – это распространенный стереотип. Есть еще убеждения, что мы более счастливы в молодости, чем в старости, что быть слишком умным – значит быть не очень счастливым, что человек со слабым здоровьем по умолчанию менее счастлив, чем кто-то полный физических сил. Исследования ученых говорят о том, что эти стереотипы сомнительны.

Уровень счастья никак не связан с возрастом. Конечно, в молодости пики эмоций намного мощнее и ярче. С возрастом они притупляются, но по сути соотношение между позитивными и негативными эмоциями не меняется. С уровнем интеллекта счастье тоже никак не связано, и даже здоровье влияет на наше чувство благополучия лишь относительно. Человек – существо адаптивное и может чувствовать себя вполне счастливым, даже если его здоровье оставляет желать лучшего.

На 50% наша возможность чувствовать себя благополучными заложена генетически – это способность нашего организма вырабатывать «нейромедиаторы счастья» – дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфин и т.д
Марина Мелия
психолог

Связь между счастьем и материальным благополучием – тема, очень хорошо изученная. Наше ощущение благополучия, конечно, зависит от того, насколько удовлетворены первостепенные нужды: в еде, одежде, крыше над головой, медицинской помощи, образовании для детей. Но как только мы достигаем в удовлетворении этих потребностей приемлемого уровня, дальнейший рост материального благополучия к повышению «градуса» счастья не приводит.

Сейчас уже многие, в том числе хорошо обеспеченные люди, распрощались с иллюзией о том, что возможность бездумно тратить деньги делает их более счастливыми. Возникла даже мода на аскетизм, на самоограничение, многие почувствовали вкус к благотворительности. Когда мы отдаем, мы испытываем подчас более сильные позитивные эмоции, чем когда приобретаем.

Иными словами, когда мы что-то отдаем, оказываем помощь, ощущение счастья повышается?

М. М.: Да. Давайте представим себе условный «пирог счастья». На 50% наша возможность чувствовать себя благополучными заложена генетически – это способность нашего организма вырабатывать «нейромедиаторы счастья» – дофамин, серотонин, окситоцин, эндорфин и так далее.

Внешние обстоятельства – такие как пандемия, экономический кризис или, наоборот, выигрыш в лотерею, приятный сюрприз – определяют 10% этого пирога. Оставшиеся 40% зависят от того, как мы строим свою жизнь. Это выбор, который мы делаем, это наши отношения с другими людьми, это цели, смыслы – все то, что получается в результате наших усилий.

Так вот, когда мы отдаем, участвуем в благотворительности, уровень «нейромедиаторов счастья» в нашем организме возрастает, то есть собственный уровень счастья мы повышаем сами. Мы меняем свой гормональный фон с помощью нашего денежного поведения.

Когда мы помогаем другим людям, мы делаем мир лучше. И это не высокие слова. Как председатель правления детского хосписа «Дом с маяком», я наблюдаю это в режиме реального времени. У каждого свой радиус возможностей, масштаб помощи совершенно не важен, но если каждый день делать мир чуточку лучше, то таким образом можно повышать и собственный уровень удовлетворенности жизнью.

Чтобы чувствовать себя нормально, нам необходимо ощущать, что мы сами управляем своей жизнью, даже если возможностей для маневра совсем немного.
Марина Мелия
психолог

Когда мы говорим, что каждый кузнец своего счастья, мы абсолютно правы. Выбирая себе достойное, осмысленное дело, выстраивая нормальные отношения с родственниками, друзьями, подчиненными и руководством, помогая другим, мы куем свое счастье.

Вы хотите сказать, что существуют некие методы, которые позволяют стать счастливым? Некая «формула счастья»?

М. М.: Можно сказать и так. Если говорить о «формуле счастья», то своим клиентам я рекомендую то, что называю «триадой стратегического самоопределения». По моему мнению, счастье каждого человека определяется сочетанием трех факторов: «хочу», «могу», «надо». Наше индивидуальное счастье зависит от понимания наших истинных желаний («хочу»), от осознания своих возможностей («могу») и от того, насколько это востребовано другими людьми («надо»). Гармоничный сплав этих трех составляющих определяет наше индивидуальное счастье. Подчеркиваю – индивидуальное! Это не универсальный «джентльменский набор», здесь не подойдут лекала, навязанные обществом или умными книжками. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на клишированные параметры успеха, такие как уровень материального достатка, общественный, семейный статус и прочие атрибуты «счастья». Это может завести нас в тупик, и, получив все необходимое, мы тем не менее останемся глубоко несчастными людьми.

Надо хорошо понять свои настоящие желания, свои возможности и убедиться в том, что наша деятельность кому-то нужна. Это первые три камня в фундаменте будущего счастья.

Увы, наши желания завалены, закатаны, забетонированы массой других вводных, начиная с родительских требований, стереотипов, принятых в нашем окружении, предписаний псевдоморализаторов и рекламой, льющейся со всех сторон. Надо сбросить груз всего наносного и понять, чего именно мы все-таки хотим. А потом разобраться с тем, как это можно осуществить, как привести в соответствие наши «могу» и «хочу». Дальше остается разобраться с «надо». Речь необязательно о том, чтобы найти того, кто уже сегодня заплатит большие деньги за наше реализованное «хочу». Надо хотя бы убедиться, что результат нашего труда необходим людям, что это не бессмысленное времяпрепровождение.

Ставя перед собой значимую цель, вкладывая энергию в ее достижение и добиваясь результата, мы получаем эмоции, переживания, которые и делают нашу жизнь яркой, увлекательной, по-настоящему счастливой. И от нас самих здесь зависит очень многое.

А что мы наблюдаем сейчас? Как отразилась на нашем мироощущении пандемия коронавируса?

М. М.: Очень негативно. Мы социальные существа, для нас другие люди – это источник поддержки, объект интереса и заботы. А тут вдруг они стали потенциальной угрозой, причем все наши навыки отличать опасное от неопасного в другом человеке перестали работать. Уже одно это создает серьезный стресс.

Наше индивидуальное счастье зависит от понимания наших истинных желаний («хочу»), от осознания своих возможностей («могу») и от того, насколько это востребовано другими людьми («надо»)

Кроме того, пандемия нарушила привычные алгоритмы поведения. Людям пришлось приспосабливаться к новому режиму работы, новому типу взаимоотношений с коллегами, подчиненными, начальником. Мы стали больше времени проводить вместе с близкими, и тут обострились отношения между мужьями и женами, родителями и детьми. Обнажилось то, что было скрыто. Пламя вспыхнуло там, где до этого просто тлело.

Но эти проблемы как-то можно решать?

М. М.: Можно. Здесь важно перехватить контроль над своей жизнью. Чтобы чувствовать себя нормально, нам необходимо ощущать, что мы сами ею управляем, даже если возможностей для маневра совсем немного.

Что касается тех проблем, которые мы осознали в результате кризиса или по какой-то другой причине, то надо провести самоанализ по схеме «хочу, могу, надо». Часто люди с этим не справляются и прямо на старте прекращают попытки: «Какое «хочу», если на мне ипотека, надо кормить детей и поддерживать родителей?» Так вот надо все-таки задать себе эти вопросы, представить, чем бы я хотел заниматься в идеальной жизни, если бы не семья, не ипотека, не прочие обязательства. Когда мы начинаем четко понимать, чего мы хотим, у нас быстро складывается и понимание, как этого добиться. И уверенность, что это принесет пользу, нас вдохновляет.

Единство трех факторов «хочу, могу, надо» наполняет жизнь смыслом, вносит в нее гармонию и порядок, открывает перспективу, дает позитивные эмоции. Это и есть счастье.

Читайте также