Удаленка – зло? Мнение эксперта

Рассказывает управляющий партнер KRK Group Даниил Кириков

Отказ от офиса до 2020 года выглядел как часть мирового демократического тренда: у руководителя нет кабинета этажом выше, сотрудники не ждут внизу разрешения пойти домой. Казалось, удаленная работа укрепит социальные связи, компании перейдут от вертикального стиля управления к горизонтальному, от пирамиды власти к рассредоточенной социальной сети.

Прошел почти год. В декабре 2020 на удаленке в России работало как минимум 3,7 млн человек: в 8 раз больше, чем до пандемии. И вот парадокс: потока новостей о демократизации компаний нет. Получается практика опровергает интуицию?

Удаленка вроде бы подталкивает к неформальному общению, но на самом деле — ограничивает его: труднее налаживаются горизонтальные связи. Раньше все, включая руководителей, каждый день собирались поболтать на кухне. Теперь администрация превратилась в набор рабочих функций: задачи, замечания, критика, снова задачи.

Руководители компенсируют дефицит горизонтальных связей общением сверху. Это нужно по двум причинам: чтобы яснее поставить задачу и чтобы «сплотить команду». Сеть наполнена советами удалённым руководителям: чаще инициируйте диалог. Но советчики не заостряют внимание на том, что это позволяет сохранить прежний объем связей, но не их направленность.

Количество сообщений между сотрудниками и руководителями заметно выросло, а между сотрудниками — осталось прежним:

Люди стали чуть больше общаться по горизонтали (на одном уровне иерархии), но вертикальные связи усилились в 1,5-2 раза.

В письменной речи меньше человеческого: нет интонаций. Раньше к руководителю новые сотрудники начинали обращаться на «ты» в первую неделю. Сейчас и после двух месяцев работы можно наблюдать диалоги в духе старосветских помещиков.

Другая причина вертикализации — желание вернуть атрибуты власти. Это чисто психологический эффект: пытаясь компенсировать потерю кабинета, секретаря и личного ковра, руководитель параноидально охраняет место в иерархии. От этого множатся планерки и точки контроля — вплоть до официальных звонков, писем и проверок, работает ли в рабочее время сотрудник.

Коронакризис – это высокие риски, сокращение рынков, потому нельзя двигаться на социальном автопилоте: демократия неповоротлива
Даниил Кириков
Управляющий партнер KRK Group

Лишенные инструментов прямого контроля, движимые необходимостью доказать свою нужность вышестоящему начальству, руководители усиливают формальную отчётность. Эти же отчёты используются высшим руководством для расчёта KPI. Формальная отчетность, KPI и агрессия — типичные признаки вертикальной компании.

Разумеется, есть альтернативные объяснения: авторитарные структуры легче преодолевают кризисы. Коронакризис же — это высокие риски, сокращение рынков, потому нельзя двигаться на социальном автопилоте: демократия неповоротлива.

В некоторых случаях коронакризис лишь совпал с естественным циклом корпоративной работы: при поиске и обсуждении идей компания более демократична, а на этапе реализации выстраивается вертикаль.

Впрочем, какой может быть удаленка, рассказывают журналистские расследования о жизни работников Mechanical Turk. Это огромная сеть удаленного наёмного труда, построенная Amazon. Работники встают по сигналу по ночам: разницы между рабочим и нерабочим временем больше нет. Они не понимают, что делают и зачем: люди превращены в функцию программного механизма. За исключением редких активистов, они почти не общаются между собой.

Похоже, что мир сейчас уверенно движется к тому, чтобы воплотить этот мрачный киберпанк в жизнь не только для фрилансеров Amazon — но и глобально.

(С использованием материалов из The Tech Take: After coronavirus, maybe we’ll all work from home)

Читайте также