Удаленка – зло? Мнение эксперта
Отказ от офиса до 2020 года выглядел как часть мирового демократического тренда: у руководителя нет кабинета этажом выше, сотрудники не ждут внизу разрешения пойти домой. Казалось, удаленная работа укрепит социальные связи, компании перейдут от вертикального стиля управления к горизонтальному, от пирамиды власти к рассредоточенной социальной сети.
Прошел почти год. В декабре 2020 на удаленке в России работало как минимум 3,7 млн человек: в 8 раз больше, чем до пандемии. И вот парадокс: потока новостей о демократизации компаний нет. Получается практика опровергает интуицию?
Удаленка вроде бы подталкивает к неформальному общению, но на самом деле — ограничивает его: труднее налаживаются горизонтальные связи. Раньше все, включая руководителей, каждый день собирались поболтать на кухне. Теперь администрация превратилась в набор рабочих функций: задачи, замечания, критика, снова задачи.
Руководители компенсируют дефицит горизонтальных связей общением сверху. Это нужно по двум причинам: чтобы яснее поставить задачу и чтобы «сплотить команду». Сеть наполнена советами удалённым руководителям: чаще инициируйте диалог. Но советчики не заостряют внимание на том, что это позволяет сохранить прежний объем связей, но не их направленность.
Количество сообщений между сотрудниками и руководителями заметно выросло, а между сотрудниками — осталось прежним:
Люди стали чуть больше общаться по горизонтали (на одном уровне иерархии), но вертикальные связи усилились в 1,5-2 раза.
В письменной речи меньше человеческого: нет интонаций. Раньше к руководителю новые сотрудники начинали обращаться на «ты» в первую неделю. Сейчас и после двух месяцев работы можно наблюдать диалоги в духе старосветских помещиков.
Другая причина вертикализации — желание вернуть атрибуты власти. Это чисто психологический эффект: пытаясь компенсировать потерю кабинета, секретаря и личного ковра, руководитель параноидально охраняет место в иерархии. От этого множатся планерки и точки контроля — вплоть до официальных звонков, писем и проверок, работает ли в рабочее время сотрудник.
Лишенные инструментов прямого контроля, движимые необходимостью доказать свою нужность вышестоящему начальству, руководители усиливают формальную отчётность. Эти же отчёты используются высшим руководством для расчёта KPI. Формальная отчетность, KPI и агрессия — типичные признаки вертикальной компании.
Разумеется, есть альтернативные объяснения: авторитарные структуры легче преодолевают кризисы. Коронакризис же — это высокие риски, сокращение рынков, потому нельзя двигаться на социальном автопилоте: демократия неповоротлива.
В некоторых случаях коронакризис лишь совпал с естественным циклом корпоративной работы: при поиске и обсуждении идей компания более демократична, а на этапе реализации выстраивается вертикаль.
Впрочем, какой может быть удаленка, рассказывают журналистские расследования о жизни работников Mechanical Turk. Это огромная сеть удаленного наёмного труда, построенная Amazon. Работники встают по сигналу по ночам: разницы между рабочим и нерабочим временем больше нет. Они не понимают, что делают и зачем: люди превращены в функцию программного механизма. За исключением редких активистов, они почти не общаются между собой.
Похоже, что мир сейчас уверенно движется к тому, чтобы воплотить этот мрачный киберпанк в жизнь не только для фрилансеров Amazon — но и глобально.
(С использованием материалов из The Tech Take: After coronavirus, maybe we’ll all work from home)