У дома Левитана новый хозяин

Что стоит за покупкой – любовь к искусству или чутье финансиста?

Не говорит же тренер, что сейчас переоденется, выйдет на поле и порвет всех футболистов!» Метафора Владимира Овчаренко означает, что искусствоведом, куратором и художником он не стал, ибо уверен: его сильная сторона в другом. Финансист по образованию, уже три десятка лет Овчаренко занимается современным искусством, как никто успешно продвигает его и рекордно продает. «В какой-то момент меня «торкнуло» искусство. Да и просто повезло сразу познакомиться с правильными людьми», – признается пионер галерейного бизнеса. 

Свою первую галерею Овчаренко открыл в сентябре 1990 года в небольшом зале в магазине электротоваров на Преображенке. Через три года адрес сменился, галерея «Риджина» (с 2018 года – Ovcharenko) переехала на первый этаж Европейского торгового банка на Мясницкую, а вскоре обосновалась на Тверской. 

Подав заявку на конкурс, московский галерист Владимир Овчаренко вступил в нешуточную борьбу за лот с начальной ценой 47 млн рублей. Среди конкурентов значились «Уралсиб», Фонд инвестиционных программ, ООО «Ганза констракшн» и др.

В бурные 90-е Владимир Петрович бизнес не бросал, возглавляя финансово-промышленные группы «Русский мир», Politex. И хотя на тот момент рынок современного искусства находился в зачаточном состоянии, Овчаренко-галерист и не думал сдаваться. К сотрудничеству он приглашал международных кураторов Дэна Кэмерона и Яру Бубнову, устраивал персональные выставки Клэр Фонтен, Джека Пирсона, Эрвина Вурма, Роуз Вайли, Даниэля Рихтера. Более того, только лишь известными именами галерея себя не ограничивала, открывала и взращивала новые художественные силы.

В середине 2000-х произошел всплеск, рынок встрепенулся, даже ощутил дефицит работ представителей отечественного совриска. И в авангарде российской художественной жизни оказались именно галереи. В 2007 году в бывших цехах Московского комбината виноградных и десертных вин на «Курской» мощно стартовала площадка «Винзавод». На этом месте силы одним из главных центров притяжения стала галерея Владимира Овчаренко. «Галерея, ярмарка или аукцион – это просто инструментарий для продажи произведений искусства. В какой-то период времени лучше работает одно, в какой-то – другое. Почему бы его не использовать?» – считает Овчаренко. 

Вторым пунктом в списке стала ярмарка Cosmoscow, организованная им в партнерстве с берлинским галеристом Фолькером Дилем и искусствоведом Маргаритой Пушкиной в 2010 году. Посетители Cosmoscow получили шанс прицениться, а при желании приобрести работы Джона Бальдессари, Андреаса Гурски, Дэмиена Херста…

А три года спустя СМИ возвестили о создании первого российского аукциона современного искусства Vladey с Владимиром Овчаренко во главе. Инициатива опытного галериста имела цель сформировать реальные цены на произведения современных художников. Первые же торги принесли коммерческий успех: было продано 75% лотов на сумму €582 000. 

Констатировав, что рынок современного искусства здоров, обладает большим потенциалом, в 2019 году Овчаренко учредил и провел в «Гостином дворе» первое издание ярмарки Da!Moscow. Следующего издания не случилось: ему помешал карантин. Однако он же не помешал аукциону Vladey в 2020 году установить рекорды: за год было проведено 39 торгов и продано 2077 работ художников на сумму 472 млн рублей. 

На научную реставрацию здания отпущено семь лет. Но уже этим летом в стенах дома Левитана пройдет первая выставка

Но Овчаренко был бы не Овчаренко, если б остановился на достигнутом. «Встал на место – умер», – уверен бизнесмен. И к тридцатилетию Ovcharenko сделал подарок: для реализации выставочных проектов галерея приобрела еще одно пространство площадью 439,6 кв. м. 14 декабря художники Павел Пепперштейн, Сергей Братков, Алексей Каллима, Виктор Алимпиев, Егор Кошелев, Иван Разумов, питерская группа «Север-7» были приглашены в двухэтажный особняк в Большом Трехсвятительском переулке. И во время визита у Пепперштейна сразу родилась тема для первой выставки «Левитан и левитация»: ведь именно здесь, в тихих улочках Ивановской горки, последние годы провел «пейзажист настроения», великий русский художник Исаак Ильич Левитан. 

Во дворе старинной усадьбы, которой владело богатейшее купеческое семейство Морозовых, был построен небольшой особняк. Первоначально ему отводилась роль оранжереи, но перестроенный в 1889 году по проекту архитектора Петра Александровича Дриттенпрейса домик превратился в мастерскую. Левитану ее предоставил Сергей Тимофеевич Морозов, директор-распорядитель хлопкового «Товарищества Никольской мануфактуры», и сам не чуждый занятиям пейзажной живописью. По чугунной лестнице можно было подняться на второй этаж, в студию с высокими потолками, большим окном и камином. Здесь в 1893 году Левитан позировал Серову для знаменитого портрета, ныне хранящегося в Третьяковке. В этих стенах создавались хрестоматийные левитановские полотна «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март», «Озеро». Художника в Трехсвятительском навещали друзья: А. П. Чехов, Ф. О. Шехтель, Ф. И. Шаляпин, М. В. Нестеров, Л. О. Пастернак, К. Ф. Юон. 

Сам же Владимир Петрович посетил исторический объект еще за несколько дней до торгов: их проводила компания «Дом РФ», причем попытка аукциона была уже второй, на первую не было подано ни одной заявки. Подав заявку на конкурс, московский галерист вступил в нешуточную борьбу за лот с начальной ценой 47 млн рублей. Среди конкурентов значились «Уралсиб», Фонд инвестиционных программ, ООО «Ганза констракшн» и др. Овчаренко сделал самую большую ставку – 61,2 млн рублей. По условиям шаг ставок был единственным, без второго шанса. С НДС дом обошелся ему примерно в 71 млн рублей. 

Что же дальше? Научная реставрация, на которую отпущено семь лет. Но уже летом Владимир Овчаренко планирует провести в этих стенах первую выставку.  

Читайте также