«Атланты» ищут лидеров

Создатель проекта Михаил Воронин – о своем детище

Три года назад ведущие российские бизнес-СМИ написали об инвестициях миллионера и филантропа Рубена Варданяна в развитие сообщества предпринимателей «Атланты». За это время «Атланты» расправили плечи и готовятся к открытию нового сезона в марте 2021 года. О целях и ценностях своих и «Атлантов» рассказывает создатель и идейный вдохновитель сообщества Михаил Воронин.  

Михаил Воронин: «Я родился и вырос в Петербурге в семье технической интеллигенции, окончил финансово-экономический университет, и это были бы пять лет потерянной жизни, но на четвертом курсе я случайно увидел рекламу Стокгольмской школы экономики – она тогда только открылась Питере. Там была программа для предпринимателей. На курсе было уже 20 человек, все лет на десять старше меня. Несмотря на существенную разницу в возрасте, они меня приняли в «свою стаю». И тогда я, наверное, впервые почувствовал, что оказался среди своих.

В детстве я был очень сильно «недодружен», и первый настоящий друг у меня появился в 10-м классе. Большую часть времени я ощущал себя не в своей тарелке. Моя энергия, «безумие и отвага» не принимались ни учителями, ни ребятами. Поэтому по сути не институт, а именно программа Стокгольмской школы Entrepreneur Accentures стала базовой в моем образовании, формировании мышления предпринимателя. Мне сразу очень захотелось что-то сделать, появился предпринимательский зуд».

КП – На сайте «Атлантов» можно прочитать: «Место силы осознанных предпринимателей». Что для вас означает слово «осознанность»?

Для меня это две вещи. Первое – это саморефлексия, то есть понимание, кто ты, осознание себя. А второе – это способность находиться в моменте. Осознанные люди живут здесь и сейчас. Мне пока это не очень удается.

КП -А как удалось заполучить в партнеры одного из самых осознанных бизнесменов в России?

Мы познакомились, когда я учился в «Сколково», проходил первую программу Executive МВА. Известно, что Рубен Варданян является одним из основателей школы. Он приходил к нам на занятия в качестве спикера. В его выступлении меня зацепила история о том, что он планирует свою жизнь на 20 лет вперед. Мы начали взаимодействовать. Я разработал первую концепцию «Сколково Alumni», сообщества выпускников бизнес-школы, и презентовал ему. Он покивал головой, сказал «да-да, очень хорошо». И на этом все закончилось на какое-то время.

КП – Как же удалось убедить Варданяна проинвестировать проект бизнес- клуба «Атланты»? 

Мы встретились с Рубеном и рассказали, что хотим делать форум «Атланты» о развитии предпринимательства. Тогда он впервые заговорил о партнерстве. Наша задача была предложить стратегию развития. Мы очень старались, сделали презентацию слайдов на двести. У нас в концепции были форумы по всему миру – Сингапур, Нью-Йорк. Серьезно подготовились, презентовали. Он выслушал и говорит: «Пионеры!» Я обиделся и решил все делать сам. Мы сделали форум, запустили бизнес-клуб. И как-то однажды снова случился с Варданяном разговор, а ему клубная тема давно была интересна. Я рассказал, что мы делаем. Он оценил, что мы смогли все сделать сами без чьей-либо помощи, за свой счет и свои нервы. Думаю, это стало ключевым фактором для принятия решения о партнерстве.

КП – Как вы сами оцениваете развитие проекта?

Мне нравится такая метафора: бывают проекты квадратики и кружочки. Кружочки запускаются и катятся сами легко. Квадратики приходится двигать с трудом. В этом контексте форум «Атланты» для меня был проектом- параллелепипедом. Он мне дался очень тяжело, оказался суперкапиталоемким.

В 2017 году мы запустили клуб, собрали 50 человек и до прошлого года большого внимания ему не уделяли. Но клуб – это проект-шарик за счет того, что там внутри столько ценностей для людей, которые они при этом сами себе создают. Сегодня здесь уже более 300 резидентов. Мы, как организаторы и управленцы, по сути, делаем только две вещи. Первая наша задача и зона ответственности – принять правильных людей и отказать неправильным. А вторая – обеспечить доступ резидентов к опыту друг друга. То есть создать такую среду и атмосферу, чтобы они могли подключаться к нему, как в Аватаре. А дальше шарик катится сам. Поэтому клуб сейчас быстро растет и развивается, и происходит это легко, экологично и энергично.

КП – Как отделить правильных от неправильных и создать эффективную команду?

Первое – это четко нарисовать себе профиль резидента. Понимать, кого мы хотим найти. Для этого надо точно знать ответ на вопрос: а кто ты? Это поможет разобраться в том, каких людей ты ищешь. Потом все, что ты придумал, понял, осознал про себя и про то, кто тебе близок, ты упаковываешь в бренд и включаешь радар, подавая сигнал своим. Еще один фактор – это адмиссия. В прошлом году мы отказали 2200 претендентам. А приняли всего 200 человек.

КП – Какие причины отказов?

Половина не проходила по формальным критериям – оборот, опыт в бизнесе. У нас клуб для осознанных предпринимателей, у которых есть уже серьезный опыт ведения бизнеса. В среднем больше 10 лет. Другой критерий – наш клуб построен на ряде очень глубоких форматов. В миру мы все крутые, все знаем. Но есть ряд форматов, куда ты должен приходить «без доспехов». К этому не все готовы. Таких тоже не берем. У нас 6 или 7 этапов в адмиссии. Один из них – обязательное личное собеседование. И там я всегда среди прочих задаю один вопрос: расскажи мне что-то, что ты никогда никому не рассказывал. Люди очень по-разному на это реагируют. Кто-то об очень сокровенных вещах готов говорить. А кто-то не понимает сути вопроса. Для меня блок, если человек говорит: «Да нет, у меня все нормально, я все рассказываю». Еще один хороший проверочный вопрос: «За что тебе было в жизни стыдно». И если ответ «ни за что», для меня это: «спасибо, до свидания».

КП – Вы часто упоминаете, что строили свой клуб по образу западных бизнес-сообществ с многолетней историей. Это как?

Мы очень долго изобретали велосипед, а потом оказалось, что в мире уже больше 60 лет существует культура бизнес-сообществ. Есть клубы, которые объединяют более 30 000 членов по всему миру, и все они строятся по очень похожим технологиям. Самый главный принцип – это так называемые форум-группы, когда 6–10 человек, равных по статусу, встречаются на 4 часа каждый месяц и по очень четкому протоколу-технологии обсуждают апгрейд своего месяца в формате: бизнес/семья/личное. Там действуют несколько правил, которые создают глубочайшее доверие и конфиденциальность, и это дает возможность говорить о самых сокровенных вещах. Форум-группы – это про глубокую работу с собой. Я считаю, что это самый эффективный инструмент развития бизнес-лидера на сегодняшний день.

КП – Можете привести примеры эффективного партнерства, родившегося в клубе?

Сотни примеров – от спасенных браков, отношений с партнерами до рождения новых проектов, идей. Из последнего, недавно у нас выступал Сергей Солонин, сооснователь платежного сервиса Qiwi. После знакомства и общения с одним из наших резидентов он проинвестировал его проект.

Еще одна очень сильная история – менторство. Это крутейший формат, который мы придумали в 2017 году. Идея в том, что в одном месте в одно время собираются сильнейшие менторы – представители крупного бизнеса, эксперты в своей теме – и проводят с каждым из участников 30-минутные сессии, работая на его запрос. Уникальность в том, что за 6 часов человек проводит 5 встреч с разными менторами – знакомится с представителями бизнеса первого эшелона, в обычной жизни недоступными, расширяет свою картину мира, так как эти люди уже прошли тот путь в бизнесе, который он проходит сейчас. Это беспроигрышный вариант. Ты выходишь с инсайтами, которые иногда просто переворачивают твою бизнес-модель. И у тебя есть возможность найти постоянного ментора.

Мы действительно строим свой мир «атлантов». У нас уже есть свои устоявшиеся культурные коды. Есть свои негласные правила коммуникации. Например, и для меня это очень важный момент, мы развиваем культуру благодарности. Если вдуматься, мы же фантастически неблагодарные. Если у нас что-то плохо, мы готовы об этом говорить бесконечно, если хорошо – принимаем это как должное. Если зайти в клубный чат, там половина сообщений будет о «спасибо!». Мы много внимания этому уделяем. Однажды один из резидентов написал мне: «Вы создали место, о котором писала Айн Рэнд в своей книге «Атлант расправил плечи». И хотя «Атланты» только отчасти про эту книгу, но я согласен, что мы действительно создали свою предпринимательскую деревню, где играем в ту игру и по тем правилам, которые мы выбрали.

Читайте также