Скульптуры из тюля: как это сделано

Бенджамин Шайн и его работы из ткани

Тюль всегда ассоциировался с женственностью, чистотой и легкостью, будь то фата невесты или же балетная пачка. Однако традиционно этот материал играл лишь второстепенную роль, дополняя образы и интерьеры. Британский художник Бенджамин Шайн заставил нас переосмыслить предназначение этой ткани, сделав ее холстом для своих необычных работ.

Шайн – выпускник знаменитого Central Saint Martins College of Art and Design, кузницы самых известных модельеров мира. Рисованием он стал интересоваться еще во время учебы в университете. «Сначала я изучал дизайн одежды, который и познакомил меня с тканью, а позже начал исследовать идею живописи по ней. Помню, как однажды обратил внимание на заломы ткани, как она меняет при этом оттенки. Тогда мне захотелось создать из одного куска материала целое изображение», – вспоминает художник. После окончания университета Шайн покинул родной Лондон и в 2003 году основал свою собственную студию в Нью-Йорке, где на протяжении 18 лет c помощью утюга или распылителя крахмала, сложной системы плиссировки и наложения разного количества слоев ткани делает реалистические трехмерные портреты с оттенками и тенями, которые выглядят как фотографии. Необычный материал можно заметить, лишь рассматривая работы с близкого расстояния. На картинах «оживают герои разных эпох: Рембрандт, актриса Элизабет Тейлор, принцесса Диана, Энди Уорхол и многие другие известные личности.

«Волны тюля – это целый мир вне физической природы: энергии, мыслей и эмоций», – уверен Шайн. На одну работу у него уходит примерно 50 часов, а создание сложных картин занимает и по три месяца. «В портретах самое трудное – это тонкие детали, такие как округлость щеки, глаза, рот. Они самые трудоемкие. Скульптуры вообще требуют до тысячи часов работы, поскольку в таких проектах помимо обработки огромного полотна ткани я еще и провожу сварку металлических каркасов. В частности, cилуэты гибких танцоров, окутанных сине-фиолетовым «туманом», из инсталляция «Танец» 2015 года были сделаны из более чем 2000 м фатина и твердых основ», – продолжает художник. Кстати, клей он никогда не применяет, ткань соединяется только благодаря ниткам и утюгу. Необычный подход к использованию ткани обеспечил художнику многочисленные призы, в числе которых «Оскар» от мира дизайна Red Dot Design Award. Творения Шайна выставлялись в Метрополитен-музее и Лондонском музее дизайна. Не теряет художник и связь с миром моды, размывая границы между искусством в галереях и искусством на подиумах.

В 2013 году занимавший в то время пост креативного директора Givenchy Рикардо Тиши привлек британца к созданию принтов в духе библейской иконографии. Художник и дизайнер сделали тканевые портреты Мадонны с младенцем для лимитированной коллекции толстовок и футболок. Есть в портфолио Шайна и коллаборация с Джоном Гальяно. Модели на показе Maison Margiela весна-лето 2017 стали живыми холстами для абстрактных женских лиц из тюля и шифона. «Эфемерные ткани обеспечили эффект клубов дыма, которые вырисовывают собой узоры. Портрета получилось два: один (имитирующий фильтр Snapchat) c радугой изо рта на прозрачном платье, а второй – фотореалистичное женское лицо на белом пальто», – объясняет Шайн. При сотрудничестве с дизайнерами его заинтересовала в первую очередь идея того, что его работы смогут покинуть изведанное статическое пространство и перейти в формат 3D.

То, что в качестве материала выступает обычный тюль, можно заметить, если смотреть на работы с близкого расстояния

Объединить моду и искусство Шайн смог и украсив витрины нью-йоркского универмага Bergdorf Goodman в рамках выставки Seeing Through the Material. Пять инсталляций представляли собой объемные женские портреты, сшитые вручную из длинного единого куска тонкой полупрозрачной ткани. Так Шайн изобразил свои размышления на тему «Чувство прекрасного в эпоху материализма».

Социальный подтекст – обязательный спутник всех его творений. Недаром во многих своих работах Шайн использует промышленные остатки ткани и даже пластика. Например, два года назад на территории отеля Ritz Carlton в Тусоне, штат Аризона, появилась скульптура «Покой». Издалека экспонат напоминает застывший в воздухе тюль, но, если приглядеться, можно уловить очертания женского лица с закрытыми глазами. «Для скульптуры понадобилось изготовить сеть из переработанного полиэтилена размерами 24 на 6 м», – говорит Шайн.

В период пандемии он создал серию Human King, героями которой стали медицинские работники. «Надеюсь, что эта серия будет представлять собой глобальный «портрет» величайших качеств человека, таких как сила, мужество и доброта, продемонстрированных этими отважными людьми», – считает художник. И признается, что одной из своих задач видит вывод творчества на новый уровень. «Шанс найти что-то неизведанное, открывающее иные возможности вдохновляет меня не меньше, чем сам творческий акт. В этом я и вижу свое предназначение».

Читайте также