Президент «Рив Гош» Эдгар Шабанов: интервью

О времени возможностей, точках роста и задаче номер один

Эдгар Шабанов возглавил сеть парфюмерно-­косметических магазинов «Рив Гош» в ноябре 2020 года, сменив на этом посту президента и основателя компании Павла Карабаня. Новый руководитель «Рив Гош» переехал из Москвы в Петербург, оставив должность главы российского представительства бренда Clarins, который под руководством Шабанова увеличил продажи более чем в 10 раз, став лидером рынка в сегменте ухода и декоративной косметики. В интервью «Как потратить» Эдгар Шабанов рассказал о новом этапе в своей жизни и будущем компании «Рив Гош».

Охарактеризуйте экономику сети «Рив Гош» и вашу стратегию на ближайший год. В чем вы видите задачу номер один для себя и компании, которой руководите?

Для меня лично задача номер один — утвердить себя в роли президента компании, руководителя «Рив Гош». Это новая для меня сфера деятельности, и нужно завоевать авторитет среди своих сотрудников, а здесь прежде всего играют роль достигнутые результаты. Чем выше будет результат, тем больше будет доверия к лидеру в команде и тем легче будет реализовывать перемены в дальнейшем. Что касается компании, то здесь первостепенная задача — оправиться после пандемии. В 2020 году антикризисная политика «Рив Гош» позволила сохранить компанию в достаточно стабильном финансовом положении, несмотря на все трудности. В 2020 году мы закрыли всего 4 магазина, но при этом открыли 6 новых. Всего у компании сейчас 243 магазина, включая бутики Rivoli.

План на 2021 год — вернуться к обороту 2019 года. Ситуация, на наш взгляд, должна это позволить. Мы планируем, что восстановление будет более медленным и сложным в первом квартале: если сравнивать его с первым кварталом 2020 года, то он планируется в минусе, потому что, как вы помните, первый квартал прошлого года был хорошим и до конца марта мы видели рост. Со второго квартала 2021 года мы рассчитываем по продажам выйти на уровень 2019 года. Трафик восстанавливается тяжело, но есть все предпосылки для восстановления.

Вы оптимистично оцениваете ситуацию?

Я и в целом оптимист по жизни, и сейчас для оптимистичного прогноза предпосылки есть: большая часть людей ­все-таки уже переболела коронавирусом, и это значит, что скоро включится коллективный иммунитет. Началась прививочная кампания. И, кстати, осенью 2020 года, накануне второй волны, мы уже практически вышли на обороты октября 2019 года. Это мотивировало нас составить такой бюджет на нынешний год.

Кризис — время вызовов и возможностей. Какие возможности намерены использовать вы?

Кризис — это, безусловно, время возможностей в том плане, что пока многие компании еще восстанавливаются, считают убытки, находятся в шоке, опасаются принимать решения, если у тебя остались силы, нужно действовать: сейчас удачный момент для того, чтобы, например, заключить выгодные арендные договоры.

Парфюмерно-­косметический бизнес для вас уже знакомая территория, но вот ритейл — новая сфера. Солидный фундамент у вас был, но есть ли абсолютно новые для вас вопросы, в которые пришлось вникать уже в процессе?

В первую очередь это реорганизация магазинов. Первый мой проект — реорганизация российского флагмана «Рив Гош» в «Цветном». В конце 2020 года мы подписали договор о продлении аренды и сейчас планируем реконструкцию нашего самого крупного магазина в России, чтобы ориентировочно в сентябре открыться с новой концепцией. Арендные отношения — тоже новая сфера для меня, особенно в таком масштабе. До сих пор я общался с арендодателем только с точки зрения офисных помещений и совсем немного: за десять лет моей работы в Clarins мы сменили офис лишь однажды. И еще один новый опыт для меня: я оказался с другой стороны при взаимоотношениях между брендами и клиентами в ритейле.

Что вас мотивировало решиться на переход в «Рив Гош», в крупный ритейл, после десяти лет в Clarins, который вы привели к статусу лидера рынка?

Расставание с Clarins далось мне непросто, я довольно долго к этому шагу готовился, было много колебаний и сомнений. Но я осознавал, что нужно двигаться дальше. Да, я мог прекрасно досидеть на своей позиции, как говорится, до пенсии, но с профессиональной точки зрения совершенно предсказуемую ситуацию, пусть и очень устойчивую, трудно назвать интересной. Мне захотелось мощной профессиональной встряски, возникло желание выйти из зоны комфорта. И да, я давно так не работал: ухожу из дома в восемь утра, и сейчас, посмотрите, на часах девять вечера, мы общаемся, мой рабочий день продолжается. И так каждый день, причем иногда я еще и успеваю спортом позаниматься. Для развлечений времени пока совершенно не остается, но мне сейчас максимально интересно.

Устраивает ли вас портфолио брендов и брендов на эксклюзиве? Планируете ли менять или расширять его? Какие новые бренды хотели бы привлечь?

Считаю, что эксклюзивы, безусловно, нужны: между парфюмерно-­косметическими сетями должны быть отличия. Эксклюзивы помогают привлекать трафик, и сети борются за них. Но я выступаю за обоюдно ответственный подход к вопросу и со стороны ритейлера, и со стороны бренда. Беря марку на эксклюзив, ритейлер в определенной степени берет на себя и ответственность за ее развитие. Неправильно брать бренд на эксклюзив лишь для того, чтобы за пару лет выжать из марки все соки, забрав всю маржу и не оставив бренду средств и ресурсов на инвестиции и рост, а затем бросить его на произвол судьбы. На мой взгляд, это не партнерский подход. Я за длительное сотрудничество и ответственность. Понятно, что у любой марки есть жизненный цикл, периоды развития и пик, но хочется, чтобы период, когда марка находится на пике, продолжался не год-полтора, а несколько лет.

Как себя сейчас чувствуют собственные бренды «Рив Гош»? Есть ли планы по их развитию?

Собственные торговые марки — наиболее маржинальная история, поэтому мы, безусловно, будем растить и развивать свои бренды. Наш план — увеличить долю собственных торговых марок в продаже. Мы сейчас оцениваем то, как представлены наши собственные марки в магазинах, будем работать над позиционированием и презентацией. Даже самый успешный наш бренд Eva Mosaic, которому уже больше 10 лет, будем переупаковывать и перезапускать, чтобы дать ему новый импульс для роста.

Востребован ли сейчас ваш нишевый проект, бутики Rivoli в Петербурге и Москве?

Проект в прекрасной форме, и если говорить про 2020 год, когда сеть упала примерно на 20 процентов, нишевая парфюмерия продемонстрировала рост на 20 с лишним процентов. Платежеспособная аудитория, которая много времени проводит за границей, искала эмоций и впечатлений и тратила деньги на родине. В этом феномен потребительского спроса на фоне пандемии: максимально провалился в продажах масс-маркет, а нишевая дорогая парфюмерия, напротив, выросла. Кстати, мы развиваем нишевые марки и в самой сети «Рив Гош», и это дает нам хорошее подспорье.

По какому принципу вы как руководитель выбираете людей в команду?

Я стремлюсь иметь в своей команде людей, которые в своей функциональной области знают больше, чем я. Выбираю профи, у кого я смогу учиться, а не тех, кому приходится говорить, что делать. Мне нравится, когда человек приходит с неожиданной для меня идеей, концепцией, которая мне самому и в голову бы не пришла.

Как повлиял переезд в Петербург на ваш образ жизни, привычки, распорядок дня?

С точки зрения личных привычек я еще не успел ощутить разницу: с ноября, когда я приступил к своим обязанностям в «Рив Гош», я практически так и живу на работе. Кроме того, из-за ограничений в связи с пандемией и возможностей выйти в люди стало меньше. Так что в Петербурге пока только осваиваюсь. 

Читайте также