Мультипоколенческие коливинги: перспективы в России

Размышляет генеральный директор Senior Group Алексей Сиднев

Ссылку на новость о том, что в Канаде решили объединить детские дома с домами престарелых, мне пересылают примерно раз месяц. В тексте говорится о том, что результат проекта превзошел все ожидания: пожилые люди обрели любящих внуков, а сироты впервые почувствовали, что такое любовь и забота.

Впрочем, сразу оговорюсь, что в таком виде эта новость – фейк. Хотя бы потому, что детских домов в Канаде нет. 

Но у этого фейка есть и основа – это проект под названием «межпоколенческие учебные центры» (Intergenerational Learning Centers), который уже много лет реализуется в Японии (с 1976 года!), США, Канаде, Великобритании и Австралии. Этот и аналогичные проекты устроены таким образом, что дети из детских садов (не детдомов!) проводят до часа в день в домах престарелых, где они общаются с резидентами, учатся и вместе играют в игры. 

Например, в Сиэтле в рамках такого проекта различные развлекательные мероприятия для детей проводят на территории кампуса, где проживают больше 400 взрослых гостей. Вместе с детьми они проводят время на музыкальных и художественных занятиях, обедают и рассказывают друг другу истории. Это помогает и тем и другим, научиться общаться и взаимодействовать с другим поколением.

Аналогичные некоммерческие центры находятся и в других городах США, чтобы обеспечить межпоколенческое взаимодействие в условиях жизни малыми семьями и обеспечить пожилым общение с детьми, а детям – эквивалент или подобие регулярного взаимодействия с бабушками и дедушками. 

Впрочем, у такого проекта есть и различные подварианты. Например, организация коливингового пространства, где живут и семьи с маленькими детьми, и одинокие пенсионеры. Похожую идею реализуют у себя разные западные страны, организуя коливинги для семей, принадлежащих к разным поколениям. В этом случае в многоквартирном доме проживают семьи с детьми, молодые пары, пожилые люди. 

Совместно они организуют быт, когда молодые помогают пожилым, а те общаются и присматривают за детьми, делятся своим опытом друг с другом, общаются, дружат. Похожий проект, кстати, презентовал не так давно и концерн IKEA – он называется Urban Village. В этом пространстве общие пространства комбинируются с приватными, создается коммуна разных поколений, чтобы получилась городская деревня.

Если говорить о нашем опыте взаимодействия поколений, то к нам часто приходят дети в гости: это и воскресные школы, и театральные кружки, и всякие хоры и ансамбли. Нашим резидентам такие посещения в радость, а детям достаются конфеты и благодарные слушатели. 

Когда дети забегают в комнату, то это выглядит как любовь «стенка на стенку» – дети общаются с пожилыми людьми и оживленно щебечут. Резидентам это, безусловно, очень нравится. Когда мы с моими детьми уехали домой после их первого визита в «Малаховку», первое, что они сказали: «Папа, тебе так повезло». Я спрашиваю: «Почему?» – «Ну смотри, у нас всего две бабушки, а у тебя их целых 100, ты счастливый человек». 

Я уверен, что интеграция учреждений для пожилых людей в общество необходима. Они не должны находиться за большими заборами – наоборот, они должны быть доступны.
Алексей Сиднев
гендиректор сети гериатрических пансионатов Senior Group

Еще на заре нашей работы на территории пансиона в Акулово был детский садик. Нам и резидентам дико все нравилось, но родители малышей не оценили радостей межпоколенческого общения, садик съехал. А здание было светлым и веселеньким внутри, мы его потом арендовали и приспособили для пациентов с деменцией. 

Так вот, если вернуться к изначальной мистической идее совмещения детских домов и домов престарелых в единое пространство, то я к ней отношусь с сомнением. Я за общение детей и «сеньоров» (от англ. senior – старший, прим. ред.). Можно и нужно организовывать встречи, совместные визиты, какие-то программы. Что касается совмещения детского дома и резиденции для пожилых людей, здесь я не уверен, что это пойдет на пользу обеим категориям. 

Тем не менее несмотря на такой не самый удачный опыт я считаю, что интеграция учреждений для пожилых людей в общество необходима. Они не должны находиться за большими заборами – наоборот, они должны быть доступны. Для этого важно на территории делать точки притяжения, которые работают для жителей близлежащих районов: какие-нибудь кафетерии или же места для занятий йогой – для того чтобы можно было и резидентам участвовать в жизни сообщества, и наоборот. 

Например, в нашей «Малаховке» есть отдельный корпус, который мы сделали открытым для соседей, предусмотрели общественное кафе, все это в парке с безбарьерной средой, терракотовыми дорожками и уличными тренажерами. Но ковид внес коррективы: сейчас это «корпус восьмидневного пребывания», 12 апартаментов для тех, кто приезжает к нам после больниц, или для новых резидентов. Как все закончится, откроем семейное кафе и сделаем детскую площадку. Пусть детишки щебечут на радость нашим резидентам.

Читайте также