В Россию пришла мода на перекус

И появилось даже особое понятие – снэкинг

В течение дня случаются моменты, когда вдруг мучительно хочется что-нибудь съесть. Как раз для таких ситуаций и придумали снэки. 

Продажи снэков в последние годы растут по всему миру, и Россия не исключение. Более того, наша страна входит в число лидеров по объему их ежедневного потребления: перекусывают и едят на ходу 83% наших соотечественников. Таково веление нашей стремительно ускоряющейся жизни – у многих банально нет времени, чтобы долго готовить себе что-то в течение дня. С утра можно быстро съесть йогурт с творогом или сварить кашу, вечером сходить в ресторан или уделить полчаса на приготовление ужина. А днем, увы, нужно столько всего успеть. Так что быстрый перекус – новый стиль потребления практически во всех странах мира. 

Мода на перекус

2020 год превратил перекусы в настоящий культ, появилось специальное понятие «снэкинг», которой уже вошло в кулинарный словарь наряду с фаст-фудом. Виной всему – пандемия коронавируса и связанные с ней самоизоляция, работа на удаленке и прочие новые реалии. 

Ведущий производитель снэков компания Mondelēz International провела в конце прошлого года масштабное исследование State of Snacking, в котором приняли участие более 6000 человек в 12 странах мира. Выяснилось, что 9 из 10 опрошенных стали покупать во время самоизоляции больше снэков. Этот вид закусок всегда позиционировался, как возможность сделать паузу, забыть о делах и насладиться любимым угощением. Согласно опросам, для 41% россиян перекусы действительно стали спасательным кругом в разгар ограничений.

Для тех, кто перебрался из офисов домой или на дачу и начал работать удаленно, возможность отвлечься от рутины и немного расслабиться с чашечкой кофе и любимым печеньем, превратилась в элемент своеобразной перезагрузки – в этом признались 69% опрошенных. Трое из четырех взрослых россиян утверждают, что перекусы одинаково важны и для умственного, и для эмоционального благополучия. 

А это значит, что перекус – это не просто быстрый способ утолить голод. Есть даже руководство, как сделать ваш перекус осознанным и получить максимум удовольствия. В нем несколько простых пунктов: сведите к минимуму все отвлекающие факторы (отключите телефон, отойдите от компьютера, не обсуждайте с женой бытовые проблемы), сосредоточьтесь на запахе и вкусе вашего угощения, обратите внимание на текстуру, не спешите, тщательно пережевывайте, прежде чем сделать новый укус или взять новую ложку еды. Порция должна быть небольшой, вы едите ради наслаждения, а не чтобы насытиться. 

Кстати, в России перекусы занимают больше времени, чем в других странах, – более 15 минут. Наши соотечественники умеют насладиться моментом. 

Да здравствуют здоровые снэки!

Мода на правильное питание, на натуральные и органические продукты с прозрачным происхождением, интерес к безглютеновым и безлактозным продуктам, к веганским сладостям корректирует и культуру снэков. Самый модный перекус в европейских странах – чипсы и сухарики, эти снэки предпочитают 45% опрошенных. Но при этом люди стали обращать больше внимания на баланс вкуса и пользы. 73% опрошенных заявили, что снэки должны стать более полезными и содержать понятные и простые ингредиенты. 

Один из новых форматов – совместные перекусы с друзьями по сети. В России такие мероприятия устраивали в прошлом году 17% опрошенных

В Европе чаще всего выбирают снэки с пониженным содержанием сахара, а в России пользуются популярностью закуски, позволяющие повысить иммунитет. Производители снэков допускают, что в ближайшие годы мода на солёные и сладкие закуски окончательно сойдет на нет, а им на смену придут снэки нового поколения – здоровые и функциональные, с натуральным сбалансированным составом и добавками всевозможных суперфудов.

Уже сегодня в линейках популярных закусок есть варианты с пониженным содержанием калорий и сахара, упаковки меньшего объема – буквально на пару укусов. Людям нравится, когда они могут четко контролировать порцию и получать дозированное удовольствие без чувства вины. 

Перекусы в ZOOM и Ко

Снэкинг уже оброс собственными мини-трендами, многие из которых также породила пандемия. Один из новых форматов – совместные перекусы с друзьями по сети. В период самоизоляции многие шеф-повара устраивали онлайн-ужины и мастер-классы. Но простые люди пошли еще дальше, и стали активно практиковать видеоперекусы с друзьями в Zoom, Skype, WhatsApp и на других платформах.

Невозможность поддерживать привычный круг общения из-за ограничений привело к росту общения в видеоконференциях и в соцсетях. В нашей стране совместные видеополдники устраивали в прошлом году 17% опрошенных. И самое главное – людям это так понравилось, что большинство готовы продолжать такой формат общения и дальше. 

Еще один мини-тренд снэкинга – возможность покупать онлайн эксклюзивные виды продуктов. 35% миллениалов хотят получать доступ к новым продуктам и вкусам, которые можно найти только в интернете. Так что, возможно, в ближайшие годы компании начнут выпускать множество снэков исключительно для торговли через виртуальные магазины. 

От людей, «живущих» в сети, вообще поступает много пожеланий. Одни хотят составлять собственные миксы из продуктов с различными вкусами, другие советуют уделять особое внимание красочности упаковок для товаров онлайн и делать специальные дизайнерские коллекции снэков. Геймеры просят дать им возможность менять бонусы в игровой среде на бесплатные снэки. 

И баночки с вином

Популярность снэкинга оказывает влияние и на смежные области, например, виноделие. Совсем недавно британская компания Defy Wine’s представила инновационный продукт для любителей выпить на ходу – белое органическое вино в алюминиевой банке. Представители компании уверяют, что при разработке новинки руководствовались самыми актуальными трендами – ответственным потреблением, интересом к правильному питанию, сокращению потребления алкоголя. Вино в банках – пока еще достаточно редкий продукт, но интерес к нему стремительно растет. Это очень удобный формат для разных ситуаций. Например, для интернет-заказов спиртного, которые значительно выросли во всех странах в период пандемии коронавируса. Банки не бьются, они достаточно легкие, их легко транспортировать – это практически идеальный формат для электронной торговли, и, безусловно, он будет развиваться.

Британская компания Kiss Of Wine сотрудничает с независимыми виноделами по всей Европе по разработке нескольких видов вин, которые будут продаваться только в металлических банках. Каждый сорт – в банке определенного цвета и дизайна. И купить такое вино можно будет лишь в интернете. Уже разрабатываются баночные варианты веганских вин, органических вин, вин с пониженным содержанием калорий.

Нужны ли нам перекусы

В детстве многих из нас учили, что есть нужно понемногу, но часто. Дробная система питания считалась более полезной, чем плотные приемы пищи 2-3 раза в день. 

Современные специалисты думают иначе. Эксперт в области питания, основатель проекта Physical Transformation Олег Зингилевский уверен, что привычка постоянно есть – одна из бед современного человека: «Мы все чаще делаем это не от голода, а от доступности пищи или просто от нечего делать. Те перекусы, которые считаются «здоровыми» (сухофрукты, орешки, батончики мюсли), при всей своей пользе очень калорийны, а маленькие порции не дают чувства сытости. В итоге мы съедаем даже больше, чем обычно». 

Врач-диетолог Ирина Громова напоминает, что перекус – это такой же прием пищи, ну разве что чуть менее объемный и менее калорийный. Полным людям Ирина советует свести количество перекусов к минимуму, исключение – больные диабетом или люди с заболеваниями желудка. Всем остальным, кто хочет «заморить червячка» между обедом и ужином, доктор Громова рекомендует натуральные белковые продукты – кусок курицы или рыбы, протеиновый батончик. «А вот всевозможные фруктовые батончики – неправильный перекус, в них очень много фруктозы, которая в 7 раз быстрее сахара перерабатывается в жир. Лучше съесть яблоко, банан, горсть ягод. Но в принципе, при сбалансированных полноценных завтраках-обедах-ужинах никакие перекусы вообще не требуются». 

Это мнение поддерживает и Ольга Суздалкина, шеф-повар ресторана «Соль», мама двух девочек и сторонница здорового образа жизни. Ольга вообще против снэков и прочих перекусов: «Нашему организму нужны отдых и перезагрузка, когда он ничего не переваривает, то самоочищается, и мы чувствуем себя гораздо лучше. Перекусом при желании можно заменить обед или ужин, а не есть что-то дополнительно между ними. А если требуется включить мозг с утра, ешьте на завтрак сухофрукты. В крайнем случае – например, при дальних переездах – перекусите чем-нибудь полезным: морковью с хумусом, печеньем с изюмом, орешками с медом».

Бренд-шеф компании White Rabbit Family Владимир Мухин в принципе не против перекусов, особенно во время семейных активностей в выходные дни. Но шеф предпочитает готовить их сам и обязательно  вместе с детьми – изобретать самые разные начинки для сэндвичей, а потом с аппетитом уплетать их в парке или лесу – это так весело. 

Шефы ресторана Twins Garden братья Березуцкие тоже сами готовят перекусы выходного дня для семейных походов или поездок. Причем, подходят к этому со всей ответственностью. «Мы считаем, что к перекусам нужно относиться так же, как к приготовлению блюд для ресторана, это не что-то второстепенное, а еда, которая должна быть вкусной, полезной и дарить нам радость, – рассказывает Иван Березуцкий. – Наша самая любимая закуска в дорогу – конфеты, только не обычные сладкие, а закусочные: лосось с сыром, гуакамоле, овощной рататуй, рубленые колбаски, мы формуем их и глазируем желе. Получаются маленькие, но сытные шарики, их удобно есть руками даже за рулем, не опасаясь уронить кусок или испачкаться соусом. Очень удобно и  никогда не надоедает, ведь вариантов начинок – тысячи». 

Читайте также