Как справиться с усталостью от онлайна

Рассказывает Алексей Воронков, гендиректор региона Восточная Европа, НР Inc.

Сервисы для проведения онлайн-конференций, такие как Zoom или Teams, абсолютно точно влияют на состояние пользователей, убежден Алексей Воронков, вице-президент, генеральный директор региона Восточная Европа, НР Inc. Мы попросили его поделиться лайфхаками по борьбе с «зумным» выгоранием. 

Алексей Воронков: Представьте: в разгар рабочего дня приходит напоминание об очередной видеоконференции, которая начнется уже через 10 минут. В голове мгновенно проносится целый рой мыслей, от которого сердце начинает биться быстрее: надо проверить, как вы выглядите, прибраться на столе, выстроить свет, сесть на стул, надеть наушники и подключиться к звонку. 

И самое главное – сделать вид, что вы сосредоточены исключительно на высказываниях коллег. Вы напряженно смотрите в камеру и даже наклоняетесь вперед, чтобы показать, как внимательно слушаете. При этом вы активно жестикулируете, изо всех сил подавая невербальные сигналы собеседникам. Наконец конференция заканчивается, и вы выдыхаете. Нервная система постепенно возвращается в спокойное состояние.

Я начал работать из дома почти полтора года назад и за это время провел тысячи видеоконференций. Но, даже невзирая на такой богатый опыт, полностью расслабиться выходит не всегда. И я знаю, что с такой проблемой сталкиваются многие: достаточно посмотреть на историю запросов «Zoom fatigue» («Усталость от Zoom») в Google Trends, чтобы понять, что видеозвонков стало слишком много.

Что думают ученые 

Специалист по научной организации труда из Университета Клемсона Марисса Шаффлер и доцент бизнес-школы INSEAD Джанпьеро Петрильери рассказывают об исследованиях, выявивших специфические проблемы видеосвязи. Так, задержки в телефонных или видеозвонках даже на 1,2 секунды заставляют людей воспринимать собеседника как менее дружелюбного или сосредоточенного.

Эксперты отметили, что на степень утомления от звонков в видеосервисах влияют не только технические проблемы. Каждый раз, когда люди начинают общаться в видеочате, они возвращаются к мысли о том, что весь мир сидит на карантине, а вокруг кризис, – и это снова заставляет нервничать. 

Усталость от видеоконференций можно объяснить и c точки зрения биологии. Профессор Джереми Бейленсон, директор и основатель лаборатории в Стэнфорде, которая изучает человеческие взаимодействия в виртуальной среде, недавно опубликовал научную работу о влиянии видеоконференций на наш мозг. Согласно его теории, усталость от Zoom обусловлена четырьмя основными факторами: 

•избыточный зрительный контакт;

•когнитивная нагрузка;

•активная оценка собственной внешности на видео;

•ограничение подвижности.

Во время видеоконференций мы, по сути, все время разглядываем своих собеседников. Бейленсон сравнивает это с поездкой в час пик: «Представьте, что вы оказались в переполненном вагоне метро и вынуждены смотреть на соседа, а не в пол или экран смартфона. Более того, все вы стоите лицом друг к другу».

Чтобы посылать и принимать огромное количество невербальных сигналов во время видеозвонка, мозг вынужден работать постоянно. При этом нужно учитывать, что собеседник видит лишь то, что находится выше линии плеч. Зная, что вся прочая «невербалика» теряется, мы пытаемся компенсировать ее избыточной мимикой лица и жестикуляцией. 

У нас в HP очень хорошо зарекомендовала себя практика назначения «без 5-минутных» конференций, например вместо часа звонок длится 55 минут, вместо получаса – 25 минут
Алексей Воронков
вице-президент, гендиректор региона Восточная Европа, НР Inc.

Одновременно с этим мы все время озабочены собственным внешним видом. «Словно на протяжении восьмичасового рабочего дня за вами по офису ходит ассистент с маленьким зеркальцем, в котором постоянно видно ваше отражение. Звучит нелепо, но по сути именно это происходит во время видеоконференций», – отмечает Бейленсон.

Вдобавок, вне зависимости от уровня дискомфорта и желания встать и размяться, мы не можем позволить себе отвлечься от камеры. Аудитория наблюдает, а мы вынуждены проводить в напряжении все время, пока идет разговор.

Все эти факторы в совокупности и вызывают то самое чувство усталости. Впрочем, есть определенные способы снизить его хотя бы частично. В XXI веке мир меняется очень быстро, видеоконференции и чаты стали неотъемлемой частью нашей жизни, исключить которую, скорее всего, уже не получится. Осознанный подход к цифровой коммуникации, понимание механизмов видеозвонков и причин усталости от них поможет выработать пользователям принципы комфортной работы в самых разных обстоятельствах и избежать выгорания. 

Как бороться с усталостью от видеоконференций

1. По максимуму использовать аудиоконференции, электронную почту и мессенджеры. 

2. Сократить продолжительность всех звонков на несколько минут. У нас в HP очень хорошо зарекомендовала себя практика назначения «без 5-минутных» конференций, например вместо часа звонок длится 55 минут, вместо получаса – 25 минут. Это позволяет сотруднику делать перерывы между встречами, даже если они идут подряд друг за другом. Такой способ организации видеоконференций помогает перевести дух, успеть размяться и переключиться с одной темы на другую.

3. Организовать эффективные перерывы. «Цифровые границы» применимы не только к видеоконференциям: если часами сидеть перед экраном и не отдыхать, вы навредите не только продуктивности в работе, но и своему здоровью. Ставьте на смартфоне или часах будильники и напоминания, чтобы делать перерывы по 5–10 минут каждый час.

Вот несколько идей, что можно делать во время этих перерывов:

•Размять ладони, руки, спину и шею.

•Выпить большой стакан воды.

•Съесть питательный и сытный снек.

•Понаблюдать за чем-нибудь (но не на экране, а, например, за происходящим за окном).

•Поиграть с детьми или питомцем, полить домашнее растение.

•Выйти на улицу подышать и (если повезет) постоять на солнце.

4. Не забывать о здоровом образе жизни: регулярное питание, физические упражнения и сон по 7–8 часов каждый день.

Читайте также