По следу тигра: личный опыт

Почему сооснователь холдинга «Тигрус» дал себе клятву – помогать животным

Я датчанин, родился и вырос в Дании. И, наверное, поэтому с детства впитал небезразличное отношение к проблемам экологии – хотя до определенного времени оно особенно ни в чем не выражалось. Но однажды я прочитал в газете новость, которая меня буквально ошеломила. Речь шла об амурских тиграх.

Оказывается, к началу 2000-х годов их популяция в России, на Дальнем Востоке, сократилась до критических значений. На тот момент в природе насчитывалось примерно 400 тигров – тогда как прежде их бывало и по 150 000, и по 100 000, и по 50 000. То есть тенденция намечалась самая драматическая. Было понятно, что если срочно не принять меры, то в течение довольно короткого периода популяция просто-напросто сведется к нулю и тигров в России не будет вообще!

Я принял эту информацию очень близко к сердцу. Ведь все это означало неописуемую потерю – причем не только для россиян, но и для всего населения планеты. Амурские тигры – безусловная ценность, принадлежащая всему миру, всему человечеству. Я сразу же представил, как скажут про нас те, кто будет жить через 50-100 лет: «Неужели эти люди ничего не предприняли для того, чтобы спасти тигров?! Неужели они не видели, что популяция падает?! Неужели им было наплевать, есть на свете тигры или нет?!» И я решил, что не хочу быть среди тех, кого осудят потомки, и не могу допустить, чтобы они рассуждали о тиграх как о динозаврах. Меня невероятно взволновала эта тема, и я понял, что не должен оставаться пассивным.

Нужно было что-то делать. Но что? Конечно, я не был готов спасать тигров непосредственно: во-первых, я практически ничего о них не знал (как, собственно, и основная масса населения); во-вторых, я не имел понятия о том, как их спасать, как в принципе подступиться к этому. Но мне было ясно, что я не оставлю вопрос без внимания и буду делать то, что смогу. 

Как раз в это время я создавал свою ресторанную компанию. Говорят, «как вы лодку назовете, так она и поплывет». Моя компания получила название «Тигрус», а я дал себе клятву – если рестораны будут процветать, то и с тиграми все будет хорошо. И вот с таким посылом я начал работать – и думать, как помочь тиграм. А когда у человека есть посыл, есть какая-то мечта, то все дороги начинают вести к ней. В итоге я вышел на некоторых людей, знакомых с этой темой. Стал сотрудничать со Всемирным фондом дикой природы (WWF), поддерживать антибраконьерские инициативы, деятельность рейнджеров и т. д. 

Мои сотрудники знают, как именно мы заботимся о природе. Я всегда беру кого-то из них в экспедиции
Хенрик Винтер
сооснователь ресторанного холдинга «Тигрус»

Так продолжалось несколько лет. Но меня это не очень удовлетворяло, поскольку я лишь выступал спонсором, вкладывал деньги. А мне хотелось большего – принимать непосредственное участие в спасении амурских тигров. Как вы понимаете, это совершенно разные вещи. Поэтому, когда у меня появилась возможность поехать в экспедицию в Хабаровский край, в Анюйский национальный парк – а это самый северный на планете ареал обитания тигров, я с радостью согласился и отправился туда на две недели. Встречался с управляющим парком, с рейнджерами, с местными жителями... И мне стало понятно, что нужно делать. Пазл сложился – картина перестала быть абстрактной. 

На самом деле этим замечательным, красивым и сильным животным нужно немного: покой и здоровая биосистема. А она была нарушена из-за того, что на территории обитания тигров последние сто лет происходила легальная и нелегальная рубка благородных деревьев Дальнего Востока – кедра и дуба. По сути, осталась только ель. Но еловый лес очень беден – тигры не могут в нем жить, потому что для них там элементарно отсутствует питание. Дело в том, что обедненные леса не в состоянии обеспечить питание популяции кабанов. А когда нет кабанов, то нет и тигров: им же нечем питаться! 

Одним словом, я решил поучаствовать в восстановлении этой биосистемы. Поскольку в холодное время года очень много кабанов умирает из-за отсутствия еды, я взял на себя зимнее кормление этих стад. Кроме того, спонсировал покупку снаряжения для рейнджеров: лодки, снегоходы для патрулирования парка. 

Но главным, конечно, был корм для кабанов. Собственно, этим наша компания и занимается последние семь лет. И каковы же результаты? В ареале, который насчитывает около полутора миллионов гектаров и который мы курируем, семь лет назад обитало 9-10 тигров. А теперь их там 28–30! За последние 10 лет самый высокий в мире рост популяции тигров произошел как раз в Анюйском национальном парке, в том числе и с нашей целевой помощью. Так что на вопрос «можно ли спасти тигров», я уверенно отвечу «да»! И на самом деле для этого не требуется нечто особенное. 

Конечно, наша помощь очень важна, но это половина дела. Надо не только спасать тигров сегодня – чтобы обеспечить им нормальное существование в дальнейшем, нужно достучаться до населения. Сами люди должны обеспокоиться этой темой, стать заинтересованными. 

Поэтому я решил действовать целенаправленно, через свои рестораны: коммуницировать с посетителями, вовлекать их в эту тему, с тем чтобы они могли побольше узнать об амурских тиграх и поддержать наши проекты.

В первую очередь, конечно, были вовлечены сотрудники компании – а это 1000 человек. Каждый из них знает, как именно мы заботимся о природе. Два или три раза в год я езжу в экспедиции и обязательно кого-нибудь из них беру с собой – чтобы они все увидели своими глазами. И это работает: люди видят, что мы делаем, проникаются, участвуют в обсуждениях. А когда возвращаются из экспедиции в свои команды в рестораны, то делятся впечатлениями с коллегами и зажигают весь коллектив. Более того, этот запал передается и нашим гостям, которых мы тоже посвящаем в суть наших проектов и инициатив. И многие гости с радостью нам помогают – переводят средства на счет нашего благотворительного фонда. 

Таким образом, мы пытаемся решить вторую часть вопроса – повлиять на сознание нашего населения. Причем начиная с самого раннего возраста. Каждые полгода у нас выходит обучающая и развивающая книга для детей. Она включает рассказы, игры, ребусы, загадки – в увлекательной и ненавязчивой форме юным посетителям дается информация о природе, об экологии, о тиграх. 

Мы исповедуем экологический подход к бизнесу, и, должен сказать, эта философия нисколько не препятствует успеху компании. Скорее наоборот. В прошлом году мы открыли ресторан в Якутии и запускаем проект по защите белого медведя. Мы также приглашаем наших гостей оказать помощь в посадке миллиона деревьев смешанного леса на Дальнем Востоке, чтобы уменьшить и компенсировать углеродный след, а кроме того, «вернуть» амурским тиграм их привычную территорию.

Кстати, сам я пока не увидел тигра в живой природе – только его следы на снегу и на песке, в Анюйском национальном парке. Может, это и к лучшему: они хоть и не агрессивны в отношении людей, но ведь всякое может случиться. Зато мы выставляем фотоловушки и точно знаем, что популяция растет.  

Читайте также