Джорджо Армани стал спонсором «Ла Скала»

Итальянский модельер о любви к опере и не только

Наша последняя инициатива вновь посвящена Милану и связана прежде всего с тем, что учреждение, на которое она направлена, давно стало символом города. Она возникла еще и из эмоциональных личных связей, которые с этим учреждением установились, из воспоминаний о тех многочисленных представлениях и концертах, которые я посетил, о выдающихся гостях, которых я имел возможность одевать, о незабываемых впечатлениях, связанных в том числе с созданием в 1994 году костюмов для «Электры» Рихарда Штрауса, где дирижировал маэстро Синополи» – так итальянский дизайнер Джорджо Армани, президент и исполнительный директор Armani Group, объявил о своем решении стать спонсором-учредителем оперного театра «Ла Скала».

Легендарный миланский театр стал частным фондом в 1997 году. С тех пор его постановки и культурные проекты могут быть реализованы только благодаря пожертвованиям. Джорджо Армани и Armani Group относятся к числу таких меценатов.

«Появление Джорджо Армани среди спонсоров-учредителей «Ла Скала» – это основа союза, предначертанного судьбой, – заявил Джузеппе Сала, мэр Милана и президент оперного театра. – Мы благодарны маэстро за это величайшее проявление любви к Милану. Это поступок, обращенный к будущему нашего города и обещающий его восстановление, жест, устанавливающий взаимовыгодное сотрудничество между модным Домом и театром «Ла Скала».

Находясь во главе модной империи, которой он по-прежнему руководит с увлеченностью и профессионализмом, Джорджо Армани, обожающий оперу Джузеппе Верди «Травиата» («я не устаю восхищаться этим произведением»), всегда проявлял любовь к Милану очень конкретно и эффективно. Решение поддержать знаменитый оперный театр – официально один из символов города – после тяжелых месяцев локдауна и свидетельствует о тонкой душе Армани – ценителя прекрасного – и его прозорливости как предпринимателя, который знает: только благодаря инвестициям в культуру и искусство возможно возрождение. И разве не символ возрождения сам занавес, который открывается, чтобы явить зрителям волшебство сцены?

Каковы ваши первые воспоминания, связанные театром «Ла Скала»?

Джорджо Армани: Когда в конце 1940-х годов мы приехали из Пьяченцы, я жил в районе Порта Тичинезе, где работал отец. В те годы существовало четкое разделение между периферией и центром и люди по субботам никуда не ездили, не то что сегодня. Все жили по большей части далеко от центра. Я тогда поступил в лицей Леонардо да Винчи, который находился возле консерватории, недалеко от Миланского собора, и мне открылся другой город, тронувший меня до глубины души.

Когда я впервые увидел здание «Ла Скала» с его сдержанной элегантностью линий и оттенков, то подумал, что это часть города, с которым я хочу поближе познакомиться, и в то же время он напомнил мне старинный муниципальный театр Пьяченцы, моего родного города. Когда мне было восемь или девять лет, меня взял с собой дедушка, который делал парики для театра, и я стоял за кулисами. Так что в настоящем, которое я открывал для себя, была частичка прошлого, и я чувствовал себя как дома.

Мне очень нравится Джузеппе Верди за мощь и яркость мыслей, давших миру волнующую, могучую музыку
Джорджо Армани
президент и исполнительный директор Armani Group

Есть ли произведения или композиторы, которые пробуждают в вас наиболее сильные эмоции, и почему?

Дж.А. Мне очень нравится Джузеппе Верди за мощь и яркость мыслей, давших миру волнующую, могучую музыку. Мне всегда казалось, что никто лучше него не понимает душу и мысли такой сложной страны, как Италия. На самом деле меня покорили сложность и глубина, непостижимые для тех, кто не готов проникать дальше поверхностного слоя его музыки. Но именно эта сложность делает его великим музыкантом и выдающимся интеллектуалом.

Как по-вашему, какую роль оперный театр, подобный «Ла Скала», может играть в период кризиса?

Дж.А. Учреждения культуры закрылись первыми и откроются последними. Несмотря на соблюдение всех правил, они не могли воспользоваться правом на культурную деятельность. Искусство, как нам известно, в сложные моменты всегда отступает на задний план, потому что оно не представляется жизненно важным и необходимым. И тем не менее оно важно и необходимо. Это чистое воплощение красоты и лучших человеческих качеств: преданности, воображения, изобретательности, творчества – изо дня в день стимулирует возрождение и прогресс. И возобновление работы «Ла Скала» – лекарство, в котором нуждаются ум и душа.

Как вы думаете, новым поколениям интересна эта сфера деятельности?

Дж.А. Трудно сказать. Конечно, специальные вечера, проводимые «Ла Скала» для молодежи, всегда проходят на ура, но это все же исключение. У молодых нет такой привычки, а возможно, и понимания этого жанра. Думаю, тут нужно действовать постепенно, начиная с того, что я назвал бы современными произведениями, такими как «Порги и Бесс», «Вестсайдская история» – трагедии Ромео и Джульетты в декорациях Нью-Йорка. Это прекрасные произведения, которые делают само понятие «опера» современным и открывают новый мир гармоний.

Похоже, эпоха оперных див наподобие Марии Каллас и Ренаты Тебальди ушла безвозвратно. Может ли мода усилить обаяние современных певиц?

Дж.А. В легендарных оперных звездах прошлого есть мистическое измерение, которое сегодня уже нельзя встретить. Возможно, потому, что никто из деятелей оперы не способен привлечь к себе внимание СМИ, разрываясь между своеобразным профессиональным самоконтролем и вспышками гнева, которые не дают им состояться. Мир моды с удовольствием вносит свой вклад в успех этих артистов, но такие случаи редки. 

Искусство, как нам известно, в сложные моменты всегда отступает на задний план, потому что оно не представляется жизненно важным и необходимым. И тем не менее оно важно и необходимо
Джорджо Армани
президент и исполнительный директор Armani Group

Что касается персональной элегантности, то хочу сказать, что сегодня уже никто не обладает терпением Бики (Эльвина Леонарди Буйор, внучка композитора Джакомо Пуччини. – Прим. перев.), знаменитого миланского дизайнера. Она не только одевала Марию Каллас, но и помогала ей собирать чемоданы для гастролей, записывая каждый наряд на карточку и выражая полнейшее восхищение сделанным выбором! (Смеется.)

Перевела Елена Туева

Читайте также