Борьба за права: опыт

Говорит основательница Ассоциации родителей детей с дислексией Мария Пиотровская

Сегодня о дислексии и дисграфии в России стали больше говорить. Так, 4 октября в Москве стартовала III Международная неделя осведомленности о дислексии, организатором которой уже третий год выступает Ассоциация родителей детей с дислексией.

В этом году поддержку ассоциации оказывают ведущие культурные и благотворительные организации России – Государственный Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Московский музей современного искусства, а также благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», благотворительный фонд «Анастасия» и подразделение Сбербанка Sber Private Banking.

Во многом увеличение интереса к теме обусловлено стремительно растущим количеством детей с трудностями обучения в нашей стране. Так, если каких-то 10-15 лет назад ученики средней и старшей школы с проблемами освоения чтения и письма были редкостью, то сегодня дислексию диагностируют у учащихся 6-х, 7-х и даже 10-х классов.

Согласно результатам исследований, каждый десятый российский школьник – дислексик. Когда родители слышат это непонятное пугающее слово, то первое, что они испытывают, – недоумение. Многие ошибочно считают, что дислексия – это «болезнь». Но ведь мы же не считаем левшей нездоровыми? Так же и дислексия – не заболевание, а нейробиологическая особенность развития мозга, в первую очередь вызывающая нарушения усвоения текста. При этом интеллект ребенка полностью сохраняется, а иногда даже оказывается выше средних показателей сверстников.

Зачастую родители и педагоги сталкиваются с проблемой в начальной школе, когда ребенок начинает читать и писать. Специалисты – логопеды и нейропсихологии – могут обнаружить признаки дислексии еще в дошкольном возрасте во время диагностического приема. Чем раньше начать заниматься с дислексиком, тем лучше для него. Дети с дислексией могут учиться по специально адаптированной программе, и даже система оценивания результатов обучения у них отличается! Такие условия способствуют здоровому развитию ребенка и не травмирующей его психику учебе.

Главная миссия нашей ассоциации – дать детям с дислексией и другими трудностями обучения возможность получить качественное образование и реализовать свой профессиональный потенциал. Мы проводим бесплатные онлайн-консультации и диагностики для всех граждан Российской Федерации из всех регионов страны! А еще ведем активную просветительскую деятельность, говоря о проблемах дислексии и других трудностях обучения. Ведь всеобщая неосведомленность приводит к стрессу у родителей и детей. Представьте, некогда смышленый малыш в начальных классах начинает заметно отставать от сверстников и превращается в двоечника. Какую реакцию это вызовет? 

Но это еще не самая большая беда, которую предстоит пережить семье дислексика. Основные проблемы появляются в старшей школе, когда дети начинают готовиться к сдаче государственных экзаменов в 9-м и 11-м классах. Даже если до 15–17 лет ребенок регулярно занимался с нейропсихологом, логопедом, дефектологом, то сильный стресс, который он испытывает во время подготовки и сдачи экзамена, может значительно ухудшить результаты.

Именно поэтому так важно перенимать лучшие зарубежные методики обучения учеников с дислексией, адаптировать для детей условия подготовки и сдачи экзаменов. Например, в Европе дислексикам разрешают выполнять задания на специальных желтых листах бумаги. Оказывается, что детям с дислексией сложнее воспринимать текст, написанный на белых страницах. Есть и множество отечественных методик по адаптации детей, испытывающих трудности с освоением навыков чтения и письма. Подобные практики важно внедрять и масштабировать.

А в школах можно применять эффективные инструменты диагностики и помощи детям с особенностями процесса обучения. 

В Европе большая часть помощи детям с трудностями в обучении оказывается в частных организациях. И семьи с дислексиками отдают колоссальные суммы за индивидуальный подход к своему ребенку. Наилучшее решение – гибридный формат: сотрудничество государства и частных учреждений посредством некоммерческих организаций
Мария Пиотровская
основательница и учредительница Ассоциации родителей детей с дислексией

Закономерным образом может возникнуть вопрос: зачем государству выделять бюджет на создание подобных учреждений и программ адаптации? И если мотивация школ ясна – высокие рейтинги, то государство может таким способом вырастить более грамотное поколение, повысить профпригодность населения и предотвратить утечку мозгов. Если своевременно диагностировать дислексию и применять передовые методы коррекции особенностей восприятия, то ВВП страны вырастет.

И это не пустые догадки, а официальные подсчеты. Члены экспертного совета Ассоциации дислексии входят в состав рабочей группы нацпроекта Счетной палаты, носящей название «Школьная неуспешность». Так, согласно аналитическим исследованиям, модернизация образования и внедрение инклюзивных подходов обучения существенно снизит количество неуспешных учащихся. Впоследствии это приведет к росту ВВП на 4–6%! Логика очень проста: правильно подобранные методики обучения предотвратят девиантное поведение подростков, помогут детям самоопределиться и реализовать себя в обществе. Ведь когда взрослый на профессиональном уровне занимается любимым делом, которое у него хорошо получается, то это сказывается и на экономике страны в целом.

При этом важно идти по своему пути, не повторяя ошибок западных коллег. Ведь в Европе большая часть помощи детям с трудностями в обучении оказывается в частных организациях. И семьи с дислексиками отдают колоссальные суммы за индивидуальный подход к своему ребенку. Наилучшее решение – гибридный формат: сотрудничество государства и частных учреждений посредством некоммерческих организаций, таких как Ассоциация родителей детей с дислексией.

Читайте также