Ответственный шопинг: опыт

рассказывает Антон Кушнер, основатель платформы «Понимаю»

Шопинг для меня – это приятная необходимость. Если быть более точным, на 70–80% – необходимость, а на 20–30% – удовольствие. Все зависит от конкретных трат. Одно дело покупать продукты питания, другое – предметы долгосрочного использования, третье – услуги, например, имеющие отношение к здоровью. Ты можешь ошибиться при покупке продукта, но цена ошибки может быть гораздо выше, если приобретаешь хирургическую операцию. Во всех этих моментах я стараюсь соблюдать взвешенный подход, воздерживаюсь от любого рода кредитных продуктов и слежу за тем, чтобы мои доходы соотносились с расходами. 

Не сказать, что я со страшной силой экономлю – в среднем придерживаюсь потребления на уровне бизнес-класса. При этом каждый день все траты записываю в «книгу учета», где покупки разношу по разным статьям потребления: продукты питания, одежда/обувь, спорт/ЗОЖ, автомобили и т. д. Такой учет я веду минимум последние десять лет. Именно тогда у меня появилась своя семья, и, естественно, расходы домохозяйства увеличились. 

Кроме того, когда достигаешь определенных успехов в карьере, начинаешь вести более светскую жизнь, а значит, у тебя возникает необходимость в развитии личного бренда. Как следствие – ты меняешь манеру потребления в сторону большего соответствия твоему социальному положению. Вот эти два фактора и повлияли на то, что я занялся «бухучетом». 

Образование – это то, на что я в меньшей степени буду жалеть деньги

Но из процесса шопинга я не исключаю насовсем некую спонтанность. Это касается, например, подарков для друзей и близких мне людей – тут я могу увлечься. Или, скажем, покупая одежду в хорошем магазине, с удовольствием могу приобрести какие-то аксессуары. А поскольку мне очень близка тема автомобилей, я вряд ли удержусь от покупки в автосалоне бесполезного предмета вроде фирменной бейсболки с логотипом любимой Chevrolet Camaro. (К слову, с точки зрения потребительских качеств она абсолютно неутилитарная и непрактичная, но мне нравится этот бренд – и все тут.) 

Конечно, это полное мальчишество, особенно для мужчины в 50 лет. Но иногда нужно позволять себе побыть ребенком – причем ни в коем случае не ругать себя за это. Очень важно сказать: «Имею право». Главное, чтобы это не превращалось в систему. Но для того и существует ежедневная бухгалтерская книга, с разбором чеков и занесением в таблицу Excel. 

Что касается структуры расходов, то одежда и чисто материальные блага составляют в ней совсем небольшую долю. Гораздо больше тратится на образование и все, связанное со спортом и здоровым образом жизни. Как раз образование – это то, на что я в меньшей степени буду жалеть деньги. 

Знание – это лишь канва. Гораздо большая ценность – общение. Это самое дорогое – чего, кстати, не купишь

У меня есть опыт потребления образовательных услуг и в России, и в разных странах Европы. И я могу поделиться своим подходом к их выбору. Прежде всего нужно понять, зачем учиться, определиться с целью. После того как цель определена, можно решать вопрос о конкретной бизнес-школе или каком-либо другом учебном учреждении. Например, если у тебя есть определенные ограничения по бюджету, ты не можешь себе позволить далеко уехать, но хочешь получать образование на уровне мировых стандартов и тебе при этом важна российская тусовка, обрати внимание на Сколково.

Если же ты четко ориентирован на американский рынок, тебе прямая дорога в Гарвард, куда люди едут не столько ради знаний, сколько ради среды общения, причем именно американской. А если ты хочешь и знания, и среду, но международную, то стоит рассмотреть ведущие европейские школы типа INSEAD. Я сам учился в этой школе в Фонтенбло и в восторге от нее. 

Хочу особо отметить, что знание – это лишь канва. Гораздо большая ценность – общение. Это самое дорогое – чего, кстати, не купишь. Сейчас я прохожу курс обучения в Сколково на дистанционной основе и ясно вижу, что виртуальное общение никак не в состоянии заменить реального. 

Читайте также