Адвокат яхтинга: интервью

Говорит Альберто Галасси, CEO Ferretti Group

Небольшого роста, подтянутый и энергичный, всегда в идеально сидящем костюме, Альберто Галасси постоянно импровизирует, разбавляя речь шутками и удачно смешивая итальянские и английские слова для усиления эффекта. В компании Ferretti Group к нему обращаются не иначе как «аввокато» – «адвокат». Специалист по международному праву, он по-прежнему использует этот титул, хотя до прихода в Ferretti Group уже работал директором Piaggio Aerospace. Известной, кстати, не только производством высокоскоростных турбосамолетов для частной авиации, но и мотороллерами Vespa. 

В 2014 году Галасси встал у штурвала Ferretti Group, управляя семью брендами в портфолио компании – от скоростных катеров Itama до суперъяхт CRN. Это портфолио включает в том числе культовую марку Riva, которая в следующем году отмечает 180-летие. О том, как «адвокату» удалось вывести компанию из идеального шторма, в котором он получил ее в наследство от предыдущего менеджмента, и стать настоящим амбассадором Made in Italy в 84 странах, где представлена продукция Ferretti Group, Альберто Галасси рассказал в эксклюзивном интервью «Как потратить» во время Monaco Yacht Show 2021. 

Когда вы впервые познакомились с миром яхт? Какое было ваше первое впечатление?

Riva Rudy – одно из самых ярких воспоминаний детства. Отец купил ее в 1974 году, когда мне было 10 лет. Я хорошо помню магический момент, когда элегантный скоростной катер был доставлен к причалу нашего семейного дома на Адриатике. До сих пор ощущение невероятной радости, свободы и возбуждения от пребывания на море не оставляет меня.

С тех пор бренд Riva сильно изменился и даже вошел в сегмент суперъяхт?

Два года назад мы выпустили Riva 50 Metri – абсолютно инновационную суперъяхту со стальным корпусом и алюминиевой надстройкой. Но все же сохранившую стиль и дух легендарных творений Карло Рива. А это именно те лодки, которые оценили все самые знаменитые люди XX века. За дизайн 50 Metri отвечали Officina Italiana Design и Комитет по продуктовой стратегии. Его в рамках Ferretti Group возглавляет Пьеро Феррари (сын Энцо Феррари, владелец 10%-ной доли в концерне Ferrari и его вице-президент. – Прим. ред.). При этом он является членом совета директоров Ferretti Group с 11%-ной долей в компании. Феррари обладает совершенно уникальным взглядом на вещи, и именно его гению мы обязаны появлением на свет многих культовых новинок, которые мы представили на Cannes Yachting Festival в этом году. Например, Riva 68’ Diable, Ferretti 1000 и Pershing 6X, способная развить максимальную скорость 48 узлов (88 км/ч. – Прим. ред.) – рекордную для рынка. 

При работе над новой моделью я всегда задаю себе и своей команде вопрос: «А мы бы хотели сами купить эту яхту?

Несмотря на кризис, связанный с пандемией COVID-19, яхтенная индустрия в этом году переживает бум. В 2021 году портфель заказов Ferretti Group увеличился на 77% в первые три месяца по сравнению с тем же периодом в 2020 году. Его общая стоимость составила 900 млн евро, и это пока только данные с января по сентябрь. Что является главным драйвером продаж? 

Безусловно, наши новые модели, которые мы постоянно обновляем в соответствии с трендами на рынке. Согласно нашему стратегическому плану, с 2016 по 2021 год мы выпустили 50 новых моделей. Из них 65% полностью заменили предыдущие, а 35% представляют собой расширение текущей линейки. А в период с 2021 по 2024 год мы планируем запуск еще 24 новых моделей. Сейчас у нас самый обширный модельный ряд – 44 лодки в размере от 9 до 90 м. Яхты спускаются на воду одна за одной. Например, Custom Line в течение лета 2021 года спустил на воду 18 новых яхт от 30 до 42 м. Кроме того, мы по сути создали новый сегмент, добавив в портфолио компании бренд Wally, который представлен скоростными Wallytender, парусными яхтами и абсолютно новым революционным Wally WHY200.  

Wally WHY200 – премьера Wally после того, как два года назад компания вошла в состав Ferretti Group. Когда в 2019 году вы объявили о том, что Ferretti Group покупает Wally, многие считали этот шаг довольно рискованным.

Для меня Wally всегда был на 20 лет впереди других яхтенных брендов. Давайте посмотрим на факты. Основатель Wally Лука Бассани придумал Wallytender много лет назад, а теперь все тендеры в мире выглядят как Wallytender. Наша задача сейчас – сделать их еще более стильными, технологичными и мореходными. Даже здесь, в Монако, при небольшом волнении на море все тендеры остаются в бухте, а мы можем смело выходить в море на Wallytender.

То же самое с концепцией пляжного клуба – Лука придумал пляжный клуб в 1998 году, а теперь его используют абсолютно все. Я уверен, что Wally – это бренд-лидер, волк, ведущий за собой стаю. Это такой же сильный бренд, как и Riva. Только Riva олицетворяет собой нестареющую классику, а Wally – будущее. Так что я счастлив, что Wally стала частью Ferretti Group. Как рад и тому, что Лука с нами, без него этот бренд невозможно представить. И я очень рад появлению первой совместной лодки – Wally WHY200. 

Ни мое эго, ни чье-либо еще не имеет приоритета над реалиями рынка

Это первый случай в яхтенной индустрии, когда лодка продвигается на рынке не через ее длину, а через внутренний объем. 

Цифра 200 означает регистровые тонны, поскольку эта яхта для своих 24 м обладает совершенно непревзойденным внутренним объемом. Это попросту самая объемная 24-метровая моторная яхта на рынке. Взгляните на основной салон, ширина которого составляет 7,6 м, вполне сопоставимо с 50-метровой яхтой. А мастер-каюта в носовой части с 270-градусным обзором – это просто мечта любого владельца яхты, не говоря уже о его спутнице. 

Согласна, но не секрет, что размещение мастер-каюты в носовой части – не самое традиционное решение. Прежде всего из-за того, что в этом месте всегда сильнее ощущается морская качка. 

Но только не в случае с Wally WHY200. Мы долго работали над мореходностью корпуса, намеренно сделав предельно высокий нос. Морской архитектурой занималось бюро Laurent Giles в Саутгемптоне, где и проходили первые испытания. И мы гордимся результатом. Увидеть эту лодку одно, а выйти в ней на море – совершенно другое. Попробуйте, и вы в этом убедитесь.  

Для меня было немного неожиданно, когда вы объявили, что под эгидой Ferretti Group теперь будут выпускаться и парусные яхты Wally. Все-таки Ferretti Group прежде всего ассоциируется с моторными яхтами.

Мало кто помнит, но парус является частью ДНК Ferretti Group. Ведь компания изначально начиналась с подразделения Ferretti Craft, и оно выпускало именно парусные яхты. Для себя мы решили, что будем выводить Wally Sail на рынок не по одной яхте, а целым модельным рядом. Откроет его крейсерская гоночная яхта W101, она сейчас строится. А дальше пойдут W110, W130 и W150. В этом модельном ряду у нас будут «пакеты» для тех, кто хочет больше скорости, и для тех, кто хочет больше комфорта на борту для долгих путешествий с семьей. 

Все яхты Wally будут построены из карбона, верно?

Да, чтобы оптимизировать их вес и ходовые качества. За карбоном будущее, это великолепный материал, который, к примеру, позволяет иметь меньше крена, потому что для скорости надо затрачивать меньше энергии. Но люди пока мало знают о карбоне, так что нам предстоит значительно изменить ментальность и объяснить преимущества карбона перед алюминием. В частности, из карбона сегодня строят самолеты, потому что карбон более легкий и менее проводимый, чем алюминий. 

Насколько вы сами – парусный человек и сможете определять стратегию развития парусного направления Ferretti Group? 

Я абсолютно ничего не знаю про парус. Но я достаточно прогрессивен, чтобы работать с тем, кто разбирается в парусе отлично. Парусное сообщество настолько сложное и утонченное, что я даже не буду пытаться претендовать на то, что могу говорить с ними на их языке. Они просто мне не поверят и засмеют. Для того чтобы вести этот диалог, у меня есть Лука Бассани. Его Saudade (2008) трижды обошла вокруг света. Если возвращаться к вопросу о целесообразности присоединения парусного бренда к Ferretti Group, то я наблюдаю одну интересную тенденцию на рынке.

Многие люди сейчас видят больше смысла в диверсификации флота и приобретении нескольких судов в разных форматах вместо одной большой гигаяхты. Они могут владеть парусником, скоростным катером и круизной яхтой. Кстати, обслуживание такого флота будет обходиться значительно дешевле, чем обслуживание мегаяхты. А удовольствия – намного больше! 

Ferretti Group сильно изменилась с тех пор, как вы встали у штурвала. Предыдущий кризис 2008 года компания пережила не столь гладко, закончив его банкротством. И вы по сути были приглашены как антикризисный управляющий. Расскажите, как это было. 

В 2009 году компания объявила дефолт по своему долгу в размере 1,2 млрд евро. В 2012 году Ferretti Group была приобретена китайской Weichai Group, и они предприняли несколько попыток сменить менеджмент. Ни одна из них не увенчалась успехом.

Однажды представители Weichai приехали на переговоры с Пьеро Феррари, чтобы обсудить вопросы, связанные со спонсорством гоночной команды Ferrari на «Формуле-1». После переговоров Феррари поинтересовался у президента Тана, как продвигается бизнес с недавно приобретенной Ferretti. Тан пожаловался, что, несмотря на одобренный бизнес-план, реальность не совпала с ожиданиями. После чего Тан пригласил Феррари помочь ему в управлении яхтенным бизнесом, так как тот имел богатый опыт не только в автомобилях, но и в яхтинге. Феррари вошел в совет директоров. 

Все, что касалось разработки новых яхт, казалось Пьеро устаревшим по сравнению с более привычным для него автомобильным бизнесом. Процесс зарождения, разработки и запуска новых продуктов – все это не соответствовало современным реалиям. Поняв, что работы много и его усилий может быть недостаточно, Пьеро предложил президенту Тану пригласить в качестве управляющего меня, сославшись на то, что я имел опыт владения двумя яхтами Riva и довольно хорошо знаю бизнес изнутри.  

Как вы приняли положительное решение?

В конце 2013 года я присоединился к Ferretti Group как независимый директор и пришел в ужас от увиденного. Реальные продажи отличались от того, что было написано на бумаге. Великолепный бренд Custom Line был признан ненужным, вместо него появилась Ferretti Navetta. Была выпущена новая линейка Ferretti Coupe вместо того, чтобы перезапустить флайбриджную линейку. Ключевым рынком продаж был объявлен американский, что было огромной ошибкой.

Через полгода мне предложили стать CEO. Я попросил три вещи: инвестиции, менеджмент и время. Инвестиции, потому что любой компании необходим кислород; вы не полетите в космос, если у вас не будет кислорода. Менеджмент, потому что я хотел иметь возможность поменять любого человека в компании. И время, потому что за один год изменить мир невозможно. Два-три года – более приемлемо. Они трижды ответили «да», и я взялся за дело.

Я уверен, что Wally — это бренд-лидер, это волк, ведущий за собой стаю. Это такой же сильный бренд, как и Riva

Что было первым, что вы поменяли?

Топ-менеджмент. Из шестнадцати топ-менеджеров никто не остался в компании. Не потому, что они были плохими. Я понял, что, если мне придется переучивать этих людей, я потеряю время. Когда у человека кровотечение, он должен действовать стремительно. А мы были именно в такой ситуации. 

Как сегодня работает синергия между вами и китайцами?

Нам очень повезло с инвесторами. В первую очередь потому, что они поверили в нас и дали нам карт-бланш в разработке новых продуктов. Когда я пришел в Ferretti Group в конце 2013 года, я попросил президента Тана об инвестиции 15 млн евро для того, чтобы полностью сменить модельный ряд. Он посмотрел на меня и спросил, почему я хочу полностью заменить текущий флот.  Я ответил: «Потому что я не соглашусь купить ни одну из этих лодок». Он сказал: «Хорошо». Сегодня я согласился бы купить более 90% того, что производит Ferretti. 98% моделей, которые сейчас дают нам прибыль, тогда не существовали.

Кроме того, китайцы принесли с собой R&D, согласившись инвестировать в новые разработки до 30–35 млн евро в год. А это рекордная сумма для яхтенной индустрии. А еще китайцы принесли нам контроль, процессы, дисциплину и порядок, что является фундаментальным. И конечно же, финансовые ресурсы, которые были так необходимы, особенно в самом начале. И при этом не вмешивались в вопросы дизайна, стиля. 

До прихода в Ferretti вы никогда не работали в яхтенной компании. Как вам удалось не потерять управление и найти верный курс для столь большой корпорации в непростое время? 

Меня всегда выручало то, что я судил обо всем с точки зрения владельца. Совершенно неожиданно это оказалось новым подходом для Ferretti Group. До того как стать директором здесь, я владел несколькими большими яхтами. Сейчас при работе над новой моделью я всегда задаю себе и своей команде вопрос: «А мы бы хотели сами купить эту яхту?» Когда мы отвечаем утвердительно, мы понимаем, что на верном пути. И такие вещи, как удовлетворенность клиента, качество, сервис и послепродажное обслуживание, никогда не были для меня пустым звуком. Я знал, насколько все это важно для клиентского опыта. 

Можно сказать, что у вас работа мечты, и я уверена, что со мной согласятся многие читатели. 

Хорошие новости: у меня действительно работа мечты. Плохие новости: эта работа забирает не часть моей жизни, она забирает всю мою жизнь. Она требует огромных физических ресурсов: постоянных путешествий, бессонных ночей. Без моей команды я бы попросту не выжил. В Ferretti Group мы все живем в режиме, который я называю по-английски Quick Reaction Alert (оповещение о быстрой реакции. – Прим. ред). Все готовы к тому, что через пять минут надо будет пристегнуть ремни, мы взлетаем.

Ваша команда не совсем традиционна для яхтенной индустрии. В ней много молодых руководителей и женщин. 

Мое правило – никогда не бойтесь молодых людей и женщин. Когда я назначил на должность коммерческого директор 37-летнего Стефано де Виво, на меня смотрели как на сумасшедшего. То же самое было, когда я выбрал на руководящие должности в Custom Line и Pershing женщин. Мои аргументы были простыми. Вы знаете, что моя страсть – это авиация. Так вот пилот истребителя получает диплом в возрасте 23–25 лет. В этот момент ему дают в руки штурвал огромной тяжелой машины для той миссии, которую ему объявят. Если правительства ведущих стран мира могут доверять 25-летнему человеку такую опасную машину, то я могу доверять Стефано де Виво.  

Какова роль Пьеро Феррари в дизайне яхт Ferretti Group?

Я знаком с Пьеро Феррари с 1984 года, и если отставить в сторону все личные связи, это просто фантастически талантливый человек. Он стоит за всеми новыми моделями Ferrari, выпущенными на рынок в последние 20 лет. Есть в нем что-то такое, что позволяет ему видеть лучше других. И конечно, многое от нового стиля яхт Ferretti Group привнесено его гением. Линии стали более простыми, чистыми и сбалансированными. К тому же он вошел в совет директоров Ferretti Group в не самые простые времена, по сути подписавшись под всеми смелыми нововведениями, на которые мы решились, и не побоялся поделиться своим авторитетом. 

За карбоном — будущее, он уже повсюду используется в авиастроении. Надеюсь, мы сможем изменить мышление людей и убедить их использовать больше углепластика при строительстве яхт

Его авторитет не давит на других дизайнеров?

Нет, Пьеро Феррари не является эгоманьяком, он просто очень увлеченный и талантливый человек, и дизайнеры всегда прислушиваются к его мнению. Да, он может разбудить меня телефонным звонком в два часа ночи, сказав: «Знаешь, мне кажется, этот дизайн надо переделать». Я всегда сопротивляюсь: «Как же так?! Уже слишком поздно что-то менять!» Но он настаивает, говоря: «Завтра утром подумай об этом еще разочек». И, вы знаете, в большинстве случаев он оказывается прав. Но я должен также сказать: ничего из того, что мы делаем, не появляется на свет, если не имеет под собой 100% здравого смысла. Ни мое эго, ни чье-либо еще не является приоритетным над реалиями рынка. 

Бренд Riva и бренд Ferrari теперь тесно связаны.

Если говорить о кобрендинге, то мы связаны со Scuderia Ferrari. Riva является одним из спонсоров Scuderia Ferrari, и бренд Riva гордо красуется на шлемах гонщиков Ferrari. Этот союз олицетворяет собой союз стиля, высоких технологий и Made in Italy – царящих как на гоночном треке, так и на море. 

Читайте также