Зачем женщине ледокол: опыт

Рассказывает Диана Киджи – старший помощник капитана атомохода «50 лет Победы»

В мире всего пять действующих атомных ледоколов. И все они принадлежат России. Есть у нас и еще один рекорд: впервые в старшем командном составе атомного ледокола появилась женщина. Сегодня Диана Киджи – старший помощник капитана.

А началось все с Питера – родного города Дианы. Город на воде зародил любовь к морю, суровый характер северных морей не пугал, скорее закалял и манил. В 2010 году Диана целенаправленно поступила в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова – ныне Государственный университет морского и речного флота, и именно на судовождение. «Мама переживала, но отговаривать даже не пыталась, зная мой характер, упертость и категоричность, – говорит Диана. – Я благодарна маме за поддержку в сложные периоды. Сейчас она уже мною гордится». 

Первую свою практику Диана Киджи проходила на парусном судне «Мир», следующие – на танкерах. А перед выпуском из академии случайно попала на фестиваль ледоколов, вдохновилась этими огромными мощными судами. И захотелось попробовать. Сначала трудилась на дизельном ледоколе «Иван Крузенштерн», а в 2018 году Диану пригласил на работу Росатомфлот. И уже по итогам 2019 года Диана победила в отраслевой программе «Человек года Росатома» – в номинации «Восходящая звезда».

Киджи соглашается, что на судне непросто. «Первые практики, палубная работа – это физически тяжелый труд, – рассказывает Диана Киджи. – Я не хотела слышать, что, мол, пришла женщина на флот, а работать другие будут. Пошла на флот – будь добра, работай». Сама она уже успела потрудиться матросом, после выпуска из академии – в должностях четвертого, третьего, второго помощника капитана. Теперь, в свои 27 лет, Диана – старший помощник капитана атомного ледокола «50 лет Победы». 

На ледоколе, поясняет Киджи, у капитана есть три старших помощника, у каждого, помимо вахты и управления судном в ледовых условиях, свое заведование. «Можно сказать, что ледокольное судовождение – это не наука, а искусство, и в нем можно расти бесконечно». В обязанности Дианы входит контроль и поддержание в работоспособности всего пожарного оборудования и снаряжения ледокола, а также подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна. Задача ледокола – проложить путь для других кораблей. 

Сегодня в зимне-весенний период это работа в западном секторе Северного морского пути: Карское море, Обская губа, Енисейский залив, порты Сабетта, Дудинка… В будущем, считает Диана Киджи, Северный морской путь может стать круглогодичным транзитным маршрутом: в последние годы льда в океане становится меньше.

К тому же Россия активно строит новые ледоколы: ледокол «Арктика» поднял флаг год назад, строятся «Сибирь» и «Урал», на Дальнем Востоке уже заложили киль ледокола «Лидер» – и работа им найдется. А летом ледокол, на котором работает Диана, возит туристов в круизы на Северный полюс. Или участвует в научных экспедициях. 

«Обычно судно находится в рейсе 5–6 месяцев, экипаж меняется прямо в рейсе – по графику четыре месяца через четыре. Бытовые условия на современных судах хорошие – уже давно у каждого члена экипажа своя личная каюта со своим санузлом. На борту есть спортзал, сауна», – говорит Киджи. 

Но, безусловно, на всех членов экипажа влияет обстановка: замкнутое пространство, суровые условия. К концу рейса накапливается апатия, раздражительность, усталость. Как с этим справляется женщина? 

Я не хотела слышать, что, мол, пришла женщина на флот, а работать другие будут. Пошла на флот – будь добра, работай
Диана Киджи
старпом капитана атомного ледокола «50 лет Победы»

«Эмоции в работе на ледоколе не помогут, – говорит Диана. – Ты не можешь давать волю чувствам. Зацикливаться нельзя, надо менять вид деятельности. Я стараюсь находить время на спортзал, читаю книги. В последнее время увлеклась алмазной мозаикой. На берегу возможностей больше – для меня это верховая езда, прогулки верхом. Люблю водить автомобиль, люблю путешествовать в отпуске. А сейчас появился интерес к восточным боевым искусствам». А еще Диана планирует завершить работу над диссертацией. 

Море и работа, признается Киджи, конечно, накладывают свой отпечаток: «Наверное, одно из самых лучших качеств человека, которое здесь ценится, – самодостаточность. Друзья, конечно, есть, но чаще всего складывается коллектив из коллег: люди, работающие в море, говорят на одном языке».

Для женщины провести всю жизнь в море непросто. И Диана не исключает для себя в будущем перехода на берег. Но пока 90% ее времени занимают работа и учеба. «Если все будет в порядке, я планирую продолжать работать в море, пока не дойду до логической высшей карьерной точки в плавсоставе – это должность капитана. Ну а для начала надо стать хорошим старпомом».  

Читайте также