Стивен Фрай написал книгу про галстуки

Читателя ждут 320 страниц английского юмора

Умело носить галстук или бабочку, не производя нелепого впечатления, – великое искусство, уверен Стивен Фрай. В ноябре этого года в свет вышла его новая книга, посвященная одному из главных аксессуаров истинного джентльмена. 320-страничный труд под названием «Галстуки Фрая: удивительная и красочная история галстуков» (Fry’s Ties: The Surprising and Colourful History of Neckwear) содержит забавные рассказы, интересные исторические факты, анекдоты об этом важном спутнике мужской одежды, рассказанные известным британским актером и писателем.

Галстуки – отличительная черта стиля самого Фрая. Всегда подобранные с особой щепетильностью и чисто английской элегантностью, а порой эксцентричностью, они поднимают настроение не только актеру, но и окружающим. Подтверждение тому – восторженные комментарии поклонников комика под его постами в инстаграме с хештегом fryties.

Публиковать фотографии галстуков из своей обширной коллекции он начал во время глобального карантина прошлого года. «Март 2020 года – месяц, который надолго останется в памяти всего мира. На вторую неделю первого локдауна, роясь в шкафах и комодах, я обнаружил множество галстуков, бабочек и шарфов, о существовании которых давно забыл. Одним ярким весенним утром я сфотографировал зеленый шелковый галстук, составил краткий текст о его дизайне и истории и разместил в Instagram. С этого начался #fryties. Сто галстуками позже многие восхищенные подписчики начали подбивать меня превратить посты в книгу. Что я и сделал. Надеюсь, что на этих страницах вы проникнетесь ощущением того, как скромный (а иногда и модный) галстук дает бесконечно богатые и увлекательные зарисовки о моде и всех социальных причудах и колебаниях человеческой истории и культуры», – отметил писатель. 

Любовь Фрая к галстукам началась с шелковых изделий, унаследованных от дедушки. С годами Стивен познакомился с аксессуарами легендарных брендов. Полосатые, пятнистые, c мультяшками, на футбольную и цветочную тематику, полиэстеровые, шелковые и вязаные – каждому из них посвящена отдельная глава книги, написанной в свойственной Фраю непринужденной форме.

Какими бы легкомысленными, шутливыми и поверхностными они ни казались, галстуки могут служить окнами в наши мифологии
Стивен Фрай

Например, в главе, проиллюстрированной галстуком с Микки-Маусом, Фрай напоминает, что до 1980-х представителям мужского пола не подобало носить одежду подростков: кроссовки, спортивные костюмы и бейсболки. «На любого взрослого мужчину, который бы так одевался, посмотрели бы как на больного. Но в 80-е все изменилось. Магазины Disney появились на центральных улицах и в торговых центрах и теперь, очевидно, предназначались не только для детей. Это совпало со всемирным подъемом Биг-Мака, а Голливуд выпустил блокбастеры типа «Звездные войны», которые еще десять лет назад не сочли бы подходящими для взрослых», – говорит писатель.

Погружаясь глубже в прошлое, мы узнаем, что первое упоминание об аксессуаре, похожем на галстук, уходит корнями в Римскую империю. Что королю Людовику XIV настолько нравилась эта деталь, что он распорядился носить La Cravate на всех королевских собраниях. Что в России галстук появился при Петре I. Царь даже издал особый указ, что «галстуком негоже утираться и в него не велено сморкаться». 

В Англии правильное завязывание галстука считалось сродни высокому искусству. Лондонский денди Джордж Браммел мог потратить несколько часов на повязывание шейного платка. «В то время существовали разные стили узлов, которые требовали определенного мастерства. У них были великолепные названия: «Математический», «Трон любви», «Водопад» – что-то в этом роде. История гласит, что однажды утром друг зашел к Браммелу выпить чашечку шоколада и посплетничать. Он нашел своего товарища в гардеробной, стоящим лицом к зеркалу и тщательно завязывающим узел. На полу было море из десятков льняных шейных платков. Камердинер Браммела поймал испуганный взгляд посетителя и пробормотал: «Наши неудачи, сэр...» – пересказывает случай из биографии Браммела Стивен Фрай.

В 1827 году в свет вышло «Искусство ношения галстука» за авторством Оноре де Бальзака. Другой писатель – лорд Байрон стал основоположником облегченного способа ношения этого аксессуара, впоследствии описываемого как «а-ля Байрон».

Галстук в его современном понимании появился на волне индустриальной революции. При этом он стал заметно длиннее и уже, как следствие, его стало проще завязывать. Здесь Фрай подчеркивает, что галстук-бабочку предпочитали врачи, хирурги, ветеринары и стоматологи. «В отличие от обычных галстуков он не может свисать на лицо пациента или в желудок и кишки», – комментирует писатель. 

Окончательный современный вид галстук приобрел в 1924 году благодаря изобретению американского портного Джесси Лэнгсдорфа. 

«Какими бы легкомысленными, шутливыми и поверхностными они ни казались, галстуки могут служить окнами в наши мифологии; в историю культурной, экономической, социальной жизни общества, которая так часто запоминается или не запоминается, – резюмировал в своем инстаграме сам Стивен Фрай. – Я надеюсь, что среди более сотни галстуков, которыми я поделился с вами, один или два задели какую-то струну». 

«Эта книга есть история того, кто мы есть, через то, что мы носим, в данном случае – через яркие, красивые и поношенные галстуки Стивена», – согласна с автором Луиза Мур, исполнительный директор издательства Michael Joseph, выпустившего «Галстуки Фрая».  

Читайте также