Пчелы в бизнесе: опыт

Как и из чего возник проект «Моя пасека»

Бизнесмен Олег Бармин запустил проект «Моя пасека», где каждый может стать владельцем пасеки с гарантированным фиксированным доходом – в виде меда. В проекте можно наблюдать за собственными пчелами, управлять удаленно своей пасекой, торговать на медовой бирже и выпускать мед под собственным брендом. 

Пчелы живут в Адыгее, а владельцы ульев, находясь за тысячи километров от пасеки, выбирают, на какой медонос поехать, получают отчеты о процессе, а осенью – собственный брендированный мед. По мнению нашего героя, пчеловодство сегодня – привлекательный бизнес, особенно если пчелами занимаются профессионалы. А еще – полезный: пчел нужно беречь.

«Пчелиные анализы» как маркетинговый ход

Олег Бармин смело меняет бизнес-направления. Создатель и руководитель агентства Agenda.Media, успешно производящего видео для социальных сетей, автор бестселлера «Больше чем бизнес», ранее – руководитель службы социальных медиа мобильного оператора «Билайн», когда-то – владелец автобизнеса и цветочного бизнеса, сейчас он активно развивает новый облачный проект. 

Но главными действующими его персонажами (и даже «сотрудниками»!) стали пчелы. «Обанкротившись в сфере автобизнеса в кризисном 2008 году, я открыл в Москве на «Флаконе» цветочный магазин и даже жил в нем три года: денег не было. Как вдруг меня нашел Михаил Третьяков, мой старый приятель еще студенческих времен. И предложил интересную идею. Причем он, как физик-математик, тщательно подсчитал экономику этого стартапа. У бабушки его супруги под Александровом были ульи в деревне, он решил продавать мед – и попросил меня разработать бренд. Так появился бренд Lipko-Sladko», – рассказывает Бармин.

Оставался нерешенным только один вопрос: как именно продавать мед? Олег и Михаил придумали расфасовать мед в аптечные пробирки, потому что мини-баночки стоят рублей 15, а пробирка – 3 рубля. Эти «анализы пчел» Олег разнес по всем торговым точкам на «Флаконе» – и за неделю весь товар был раскуплен. 

Объемы росли, сначала – 400 кг, потом 3 т, потом уже 8 т меда… Через несколько лет, в холодное лето, Олегу пришлось продать машину и занять денег, чтобы просто прокормить пчел: в хозяйстве было уже 1500 ульев, а каждая пчелиная семья стоит 3000–4000 рублей, терять их нельзя. 

Адыгейская пасека

А потом появилась идея создать пасеку в Адыгее. Ведь в Подмосковье лучший урожай – это максимум 15 т: сезон короткий. А в Адыгее сезон начинается уже в марте и заканчивается в октябре. «В первый сезон в Адыгее мы собрали 80 т меда! А в 2020 году – сразу 200 т за сезон. У нас уже 6000 ульев, реки меда!» – говорит Бармин.

Но где реализовывать такое количество меда? «Мы стучались во всю сетевую розницу с нашим медом, но качество их не интересовало, – вспоминает Бармин. – Любой большой магазин хочет купить дешево, продать дорого. На полках стоит не мед, а нечто. В Финляндии, например, плохой мед просто не купить, любой магазин будет наказан за контрафакт. А у нас это в порядке вещей».

Тогда Олег решил взять штурмом маркетплейсы и начал нестандартно продавать мед через Wildberries. Первые 50 стартовых наборов «Партии меда» – 8 кг по 321 рубль за 1 кг цветочного южного меда были распроданы за один день, а за следующие несколько месяцев было продано уже 2000 наборов таких партий. За ними хорошо пошли новогодние подарочные варианты, оказалось, красиво упакованный вкусный мед – отличный подарок. 

«Среди 1600 конкурирующих медов на виртуальной полке Wildberries мы все время боролись за лидерство где-то между 1-м и 5-м местом. Конкуренты злились, писали гневные негативные комментарии, пытаясь нам навредить», – вспоминает Бармин.

Я даже не думал, что смогу сделать продукт премиум-класса в стандартной нише, да еще и брендировать его своей фамилией
Олег Бармин
основатель проекта «Моя пасека»

Следом родился премиальный продукт – мед «Бармин». «Мы решили оформить упаковку нестандартно. Такого не делал никто в мире: налили мед в роскошные литровые бутылки, предназначенные для виски. Расфасовали в них самые ценные виды меда, которые долго не загустевают: акациевый, каштановый, падевый. Такой уникальный подарок получили топ-менеджеры крупнейших российских банков и корпораций… это нестандартный подход! Потом добавили флаконы, как у шампуня, – эта упаковка имеет специальный клапан, благодаря которому мед отсекается и не пачкает все вокруг. Это так всем понравилось, что люди даже публиковали в соцсетях фотографии, как они с нашим медом готовят, например, с детьми пирог или что-то еще. Я даже не думал, что смогу сделать продукт премиум-класса в стандартной нише, да еще и брендировать его своей фамилией. Такой вариант «зашел» и продолжает продаваться. Первые партии мы продали на 4 млн рублей», – рассказывает мой собеседник.

Стало понятно, что и это работает. Но на этом Бармин не остановился: надо постоянно меняться!

Кто такие пчеловеки

Новой уникальной идеей стала мысль продавать не мед, а пчел. «Я ломал голову, как сделать так, чтобы люди хотели купить именно наш мед, чтобы вообще относились к нему иначе. Так родилась идея проекта «Моя пасека». Мы решили, что покупатель должен сам стать участником бизнеса, да еще и получать свой брендированный мед. Стать удаленно владельцем собственной пасеки – это же круто!»

Годовое обслуживание стоит 10 000 рублей, улей стоит 24 000 рублей, и это цена под ключ – сюда входит уход за пчелами (если, например, пчелиная семья гибнет, ее заменят), а еще от 50 кг меда в хороший год. Но не каждому нужно столько меда, как быть? Придумали разделить улей. Купить можно целый улей, можно – таунхаус (половина улья), а можно взять самый экономный вариант – пчелоквартиру (одна восьмая улья). 

За первые же сутки идея Олега Бармина принесла продажи на 1 млн рублей. «Сейчас у нас уже 185 пчеловеков – так мы называем участников проекта, – рассказывает Олег Бармин. – Продано 69 целых ульев, 30 таунхаусов для пчел и 95 пчелоквартир – в общей сложности на 3 млн 250 тысяч рублей. Многие крупные бизнесмены уже стали владельцами наших пчел. Даже башкиры включаются в наш проект, хотя, казалось бы, Башкирия и сама славится своим медом». 

Можно не ехать в Адыгею и даже не ставить улей на своем загородном участке, а наблюдать за пчелами через сайт проекта. Есть еще и чат «Моя пасека», и все его участники видят, что происходит на пасеке: в онлайн-режиме можно наблюдать привес, отвес, влажность. Есть мысль поставить видеокамеры даже внутрь улья, и можно будет наблюдать за жизнью пчел. А еще личный отдельный улей можно покрасить в цвета своего бренда, а еще отправить при возможности на цветущий медонос, выбрав, какой мед будут собирать пчелы – будет он гречишный, цветочный, акациевый или какой-то иной, по желанию пчеловладельца.

Когда бизнес превращается в игру

Возможность стать пчеловодом на удаленке захватила многих. Причем это становится своего рода игрой, увлечением – не хуже, чем компьютерные игры! «Например, уфимский бизнесмен и краснодарский миллионер-айтишник купили у нас пчелиные таунхаусы – в одном домике-улье. И началась игра! Они уже взаимодействуют между собой, придумывают, как покрасить свой общий улей, куда поехать и так далее».

В какой-то момент Олег решил отправлять всем мед не в конце сезона, а по мере его сбора. Первые участники проекта уже получили майский горный мед, который пчелы им собрали весной. Это дало большое количество публикаций в соцсетях и новый толчок продажам. Попробовав первый настоящий мед со своей «облачной» пасеки, многие сразу же захотели докупить еще ульев и пчелоквартир. 

А скоро появится и мобильное приложение проекта с личным кабинетом. «Наши пчеловеки смогут еще и голосовать, у нас же «Партия меда»! Можно вступить в партию, платить членские взносы. Если, например, все пчелоквартиры в одном улье проголосовали за то, чтобы делать другой мед, то общим решением улей поедет на другой мед – допустим, с акации на гречиху и так далее. А еще появится настоящая биржа! Скажем, один получил 50 кг акациевого меда, а у другого есть 25 кг каштанового. Стоят они по-разному, например, если урожай акациевого хороший, а каштанового мало. Можно меняться, с учетом эквивалентности ценности меда». 

Мед – это ценность. У нас могли бы добывать в сотни раз больше меда, если бы люди умели делать из этого красивый бизнес, а не продавать его по соседям в обычных банках
Олег Бармин
основатель проекта «Моя пасека»

Уже есть участники проекта, которые начали продавать мед под своим брендом. На пасеке оформляют и брендируют упаковку и высылают заказчику. А скоро появится возможность получить и личную ссылку на свою брендированную пасеку. «Мы сделаем возможность регистрировать в приложении свой бренд, это удобно», – поясняет автор проекта.

Эта история интересна и для сектора b2b. «Например, тот же «Билайн» может купить ульи и своим VIP-клиентам подарить мед или улей», – замечает Олег Бармин.

«Многим стало интересно приехать к нам и посмотреть, как это все работает. Мы планируем в августе-сентябре собрать наших партнеров в Адыгее. Они смогут самостоятельно откачать мед, а потом будем вместе делать блины и пироги и угощаться, – продолжает Бармин. – Кстати, недалеко от нас Красная Поляна. Так что теперь у большого количества людей появился повод еще и приезжать и отдыхать пару дней в горах, в красивейших местах».

По мнению Олега Бармина, пчеловодство сегодня – на вершине успеха, во всяком случае, за рубежом. «Если не будет пчел, не будет ничего. Во многих странах это понимают. Например, Лондон – самый населенный пчелами город в мире. Там даже платят людям за то, что они ставят на своих участках ульи. В Германии самый крупный арендатор немецких железных дорог – это пасечники, они владеют землей вдоль железной дороги и ставят там пасеки. Дом Louis Vuitton, компания Porsche поставили пасеки в своих штаб-квартирах и дарят свой мед VIP-клиентам. Я два года назад установил ульи на крыше «Флакона», наши пчелы летают собирать нектар в Тимирязевку. Мед – это ценность. У нас могли бы добывать в сотни раз больше меда, если бы люди умели делать из этого красивый бизнес, а не продавать его по соседям в обычных банках. В России умеют делать качественный продукт, но не умеют его продавать, а пора этому учиться».

Читайте также